2018-05-22T10:27:17+10:00 2018-05-22T10:27:17+10:00

По морям, по волнам

Новые подходы к круизному туризму изучили во Владивостоке

Новый сезон круизной навигации обещает стать рекордным для Приморья. Спрос уверенно растет среди зарубежных туристов. Факторы, его подкрепляющие, различны, но в целом понятны. Вопрос — как правильно оседлать волну? Именно его активно обсуждали на IV Тихоокеанском туристском форуме (ТТФ), прошедшем во Владивостоке 17–20 мая.

Основная задача Тихоокеанского туристского форума — предоставить участникам туристической индустрии России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона возможность для встречи и обсуждения планов развития одной из наиболее перспективных отраслей экономики — туризма. Формат форума позволяет не только обсудить имеющиеся проблемные вопросы и те административные барьеры, которые лежат на пути развития туризма, обменяться положительным опытом, в том числе и международным, но и выработать новые подходы в развитии туризма на Дальнем Востоке. Резолюция, составленная по итогам работы ТТФ-2018, будет направлена на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти.

Отправная точка

Тема развития морского туризма занимала ключевую позицию в обсуждениях на площадках форума как наиболее перспективная для всех игроков рынка Азиатско-Тихоокеанского региона.

Андрей Тарасенко, врио губернатора Приморского края: «Приморский край уделяет особое внимание поддержке и развитию морского круизного туризма, совместная работа краевых властей и предпринимателей в этом направлении приносит результаты — растет число круизных лайнеров и круизных туристов, посещающих край. За прошлый год число судозаходов возросло более чем в два раза — с 6 до 15, в этом году оно также будет увеличиваться. В мае к нам зашел четвертый по величине лайнер в АТР с тремя тысячами пассажиров на борту и тысячей членов экипажа. В 2019 году планируем начать принимать суда с вместимостью 5 тыс. пассажиров».

Ежегодный объем круизного туризма в странах АТР, по разным оценкам, составляет от 2 до 3 млн человек в год. Ожидается, что в 2020 г. в Азии будет уже 7 млн круизных пассажиров. Много круизных лайнеров, ранее обеспечивающих европейские туры, сегодня работают на восточном направлении, потому что здесь гарантируется рентабельность. Одна из ключевых задач участников круизного рынка в Азии — разработка маршрутов и поиск новых удобных портовых инфраструктур для заходов. Именно поэтому российский Дальний Восток как одно из направлений развития данного рынка приобретает особое значение. Регион обладает богатым потенциалом как в сегменте массовых круизных туров продолжительностью 7–8 суток, так и в сегменте традиционного круизного туризма премиум-класса.

Приморскому краю и другим дальневосточным регионам есть что предложить пассажирам круизных лайнеров — сегодня растет интерес туристов не только к городским достопримечательностям, но и природным красотам. «Если говорить о Владивостоке, его уникальность в том, что это город европейской культуры — особенный в цепочке портов на круизных маршрутах в Восточной Азии. Здесь туристы имеют возможность познакомиться с культурными брендами, представляющими Россию на мировом уровне, например, побывать на Приморской сцене Мариинского театра. Кроме достопримечательностей и интересных мест для туристов, город обладает всей необходимой инфраструктурой, чтобы быть не только одним из пунктов захода на круизных маршрутах, но и использоваться как отправная точка круизов», — сказал Андрей Тарасенко.

Этим во многом обусловлено то, что Владивосток аккумулирует основной объем турпотока на Дальнем Востоке. За прошлый год Приморье посетило около 3,5 млн российских и более 600 тыс. иностранных туристов. Наравне с потоком туристов из приграничных провинций КНР в последние годы увеличивается поток туристов из других государств, например, удвоенными темпами растет турпоток из Республики Корея и Японии. Международный пассажиропоток в аэропорту Владивосток в 2017 г. показал прирост на 40% и превысил 780 тыс. человек. Этот потенциал может быть использован для развития круизного туризма.

Круизные заходы на Дальний Восток имеют давние традиции и свою историю. В 1965 г. действовал регулярный круиз из Владивостока по приморскому побережью к портам Сахалина и Камчатки, который получил название «По морям и землям Дальнего Востока». Его программа включала посещения заповедных мест Приморья, знакомство с горячими источниками на Камчатке, восхождение к вулкану на Курилах. Линия работала до конца 80-х годов прошлого века.

Первый заграничный круиз на судах «Дальневосточного морского пароходства» был выполнен из Владивостока в 1955 г. — 287 туристов на теплоходе «Туркмения» посетили порты Японии: Токио, Нагасаки, Хиросиму, Ниигату, Отару. Кроме того, регулярно совершались круизы «Из зимы в лето». В те годы международная обстановка не позволяла свободно и регулярно заходить в иностранные порты, в настоящее время условия изменились кардинально.

Дальневосточные круизные линии с маршрутами, берущими начало в Приморье, позволят не только жителям Приморья, но и всех других регионов России отправиться в морское путешествие с высоким уровнем комфорта и сервиса. Свободный порт Владивосток — это активно развивающийся транспортный и туристический хаб России на Тихом океане. В его инфраструктуру входит морской международный пассажирский терминал, международный аэропорт, железнодорожный вокзал — конечный пункт Транссибирской магистрали и несколько автомобильных пограничных входов на границе с КНР. Кроме того, здесь действует упрощенный визовый режим для въезда граждан 18 иностранных государств.

Географическое положение Владивостока позволяет развивать как северное, так и южное направления круизных маршрутов, как это предписано госпрограммой края «Развитие туризма в Приморском крае» на 2013–2020 гг. Летом из Владивостока можно будет отправиться через японский порт Хоккайдо на Сахалин, Курилы и Камчатку. Перспективы имеют экспедиционные маршруты с заходом в порты Магадана и Чукотки. Зимой может работать южное направление, включающее порты западного побережья Японии, Кореи и Китая.

Как отметил врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко, сегодня ведутся работы по восстановлению регулярного круизного сообщения на Дальнем Востоке на судах под российским флагом — создание этой дальневосточной линии одобрено президентом РФ. Дальневосточные круизы из Владивостока способны стать связующим звеном между российскими портами на Дальнем Востоке и портами Японии, Китая, Республики Корея. В летнюю навигацию планируется организация круизов по дальневосточным регионам России — это Сахалин, побережье Хабаровского края, Курильские острова, Камчатка. Здесь может быть задействован потенциал межрегионального туристического проекта «Восточное кольцо России». Зимой, когда условия на севере Японского и Охотского морей не благоприятствуют туризму, наши круизные лайнеры могут ходить в зарубежные порты Азии — Ниигату, Шанхай, Далянь, Пусан, вплоть до Сингапура.

Кроме указанных выше маршрутов, на Дальнем Востоке очень много вариантов, которые можно сегодня предложить для морских круизных путешествий.

Андрей Тарасенко: «Например, парусные регаты. Не каждый регион может похвастать тем, что у него есть парусные суда. У нас их два. Мы, как настоящий морской край, должны и первый раз в этом году организуем международную регату парусников. Она пройдет на четвертом Восточном экономическом форуме в сентябре. Свои суда представят около семи стран — Япония, Республика Корея и другие. Планируем, что в дальнейшем регата станет, как и ВЭФ, постоянным мероприятием».

Константин Шестаков, директор департамента туризма Приморья, руководитель Координационного совета по туризму в ДФО: «Для работы в рамках ТТФ Приморский край пригласил более 30 профессиональных покупателей-экспертов в области туризма из Китая, Кореи и Японии, которым интересно развитие и вовлечение Приморского края и других портов Дальнего Востока в мировой круизный туризм. Помимо Приморского края внимание наших зарубежных партнеров направлено на коллег по Восточному кольцу России — это Камчатка, Сахалин, Хабаровск, которые определили для себя развитие круизного туризма как одно из перспективных направлений».

Туристическое очарование

По мнению экспертов, Владивосток является удобной стартовой площадкой для активизации процесса развития морского круизного судоходства в Японском море.

Татьяна Меньшикова, и. о. начальника управления государственных туристских проектов и безопасности туризма Федерального агентства по туризму: «Федеральное агентство по туризму считает необходимой разработку Стратегии развития круизного туризма на Дальнем Востоке. Чтобы это был один документ, в который бы входил комплекс развития круизного туризма. Мы все знаем, что помимо круизного судоходства необходимы причальные стенки, зеленая зона, сопутствующая береговая инфраструктура. Вопросов много. И в рамках такой стратегии можно было бы охватить все эти направления и все регионы Дальнего Востока с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти федерального и регионального уровня.

Круизный туризм может дать серьезный толчок повышению конкурентоспособности регионального туристского продукта, продвижению региона на российских и международных рынках туристских услуг. Позволит привлечь дополнительные доходы в консолидированный бюджет региона. Но для этого необходимо строительство современных пассажирских морских терминалов для обслуживания круизных теплоходов. Дальневосточная круизная линия может открыть новые возможности для укрепления взаимоотношений с соседними государствами в области культуры, искусства, туристского и делового обмена, привлечь инвестиции в туристскую транспортную инфраструктуру.

Туристский форум — очень удачная площадка, в рамках которой можно обсудить и подытожить вопросы, которые можно вынести в рамках Восточного экономического форума. Если регионы поддержат создание разработки отдельной стратегии по развитию круизного туризма, я думаю, это даст колоссальный толчок в развитии не только туризма, но и социально-экономического развития региона».

Мировой круизный турпоток вырос за последнее девятилетие более чем на 40%. Свой вклад в эту динамику продолжает вносить Китай, где за два последних года количество круизных туристов увеличилось в три раза. Теперь Китай занимает второе место в мире по количеству круизных туристов после США, которые исторически представляют собой рынок круизных услуг.

Алексей Ерохин, руководитель Дальневосточного филиала ООО «Эрнст энд Янг»: «Для России и Дальнего Востока это означает возможность привлечения турпотока в круизный туризм. Особенно с разработкой кольцевого маршрута, позволяющего посещать регионы Дальнего Востока с различными природными условиями — Приморский край, Сахалин, Камчатка, Хабаровск. Потенциал региона по развитию круизного туризма определяется существующими ресурсами.

Какие еще существуют возможности для привлечения иностранных, в том числе круизных, туристов? Это экологический туризм. На территории Приморского края находится 900 памятников природы. Это активный туризм, который имеет преобладающее развитие на территории, сохранившей свой уникальный ландшафт. Ключевое преимущество Приморского края в данном случае — бархатный сезон: край привлекателен в осенний период. Наличие пеших маршрутов и экологических троп также способствует развитию активного туризма. Перспективной моделью развития туризма в Приморском крае является использование ресурсов побережья и прилегающих морских акваторий.

Событийный туризм и культурный туризм. В последнее время мы с вами наконец-то наблюдаем активное развитие в Приморском крае значимых мероприятий в этой сфере. Это Приморская сцена Мариинского театра — один из самых современных театров в России в Азиатско-Тихоокеанском регионе: репертуар, отличные акустические свойства зала и профессионализм исполнения сделали Приморскую сцену одним из самых развивающихся театров. Это район Миллионки во Владивостоке, который пользуется большим интересом у российских и иностранных туристов. Всего лишь несколько кварталов в центре города, построенных в конце?XIX — начале?XX века, — очарование старого города Миллионки не утратилось и сегодня. Здесь сохранился дух прошлого Владивостока, сохранилось множество легенд, которые до сих пор дают почву для различных историй и не дают покоя искателям приключений.

Уникальный опыт, который мы сами сумели наработать за последнее время, — это начало Транссиба. Неожиданно создался маршрут на электричке, где туристов с вокзала Владивостока доставляли до станции Садгород и водили в музей автомотостарины. Многие просили по окончании поездки выдать им сертификат о том, что они проехали по Транссибу. Туристы получили громадное удовольствие от того, что им представили старинные автомобили и виды оружия, показали блиндаж, угостили солдатской кашей. Это небольшие вещи, которые дают большой позитив.

Вышеупомянутые примеры в большой степени отвечают запросам круизных туристов. Нами проводилось несколько различных опросов, чем же предпочитают заниматься пассажиры круизных лайнеров на берегу: осмотр достопримечательностей (70–80%), обед в ресторане (55–65%), посещение парков или природных зон (55–60%), шопинг (50%), посещение интересных мест (35–50%), посещение исторических площадок (20–30%), активный отдых на свежем воздухе (15–20%). Таким образом, важна организация культурного досуга на берегу и общий уровень сервиса, включая и рестораны».

Работать и работать

Круизное направление стало ключевым и в концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 гг.)».

Николай Шевцов, федеральный инспектор по Приморскому краю аппарата полпреда президента РФ в ДФО: «Необходимо понимать, что туризм — это не только один из секторов экономики регионов Дальнего Востока, но это еще и очень сильный катализатор развития многих смежных отраслей — транспорта, гостиничного хозяйства, питания, связи, строительства, сельского хозяйства, изготовления сувенирной продукции и др. 

Президентом РФ уделяется особое внимание вопросам развития туризма, что находит свое отражение в его поручениях по различным аспектам развития инфраструктуры и направлений разных видов туризма. Одним из факторов повышения конкурентоспособности отрасли и вопросом ее стабильного существования является реализация федерального законодательства о территориях опережающего развития и свободного порта Владивосток. На территории Дальнего Востока сегодня реализуется более 50 инвестиционных проектов в области туризма с общей заявленной стоимостью свыше 33 млрд рублей. По итогам реализации данных проектов ожидается, что будет создано более 3,5 тыс. новых рабочих мест.

Благодаря уникальной природе Дальнего Востока, расположению на его территории ландшафтов, памятников природы мирового значения, Дальневосточный федеральный округ в целом имеет большой потенциал для развития всех видов и направлений туризма. На Дальнем Востоке находится четыре объекта природного наследия ЮНЕСКО — это вулканы Камчатки, центральный Сихотэ-Алинь в Приморском крае, Ленские столпы в Якутии, остров Врангеля в Чукотском автономном округе. За последние пять лет наблюдается устойчивая тенденция роста внутреннего туристического потока (в 2,7 раза с 2012 г.) и на сегодня достигает 5,6 млн туристов, которые приезжают на территорию дальневосточных регионов. При этом необходимо отметить, что основной объем этого потока приходится на Приморский край и составляет более 73%.

На втором месте находится Хабаровский край с показателем 10,5%, на третьем — Амурская область с показателем 6,7%. К сожалению, другие регионы Дальнего Востока пока демонстрируют невысокие показатели и слабую динамику прироста по потоку.

Въездной иностранный туризм также показывает с каждым годом прирост, и сегодня Дальний Восток по итогам 2017 г. посетило 720 тыс. иностранных граждан. При этом почти 90% — это туристы, которые приехали в Приморский край. И примерно 65% — из Китайской Народной Республики. Во многом развитие иностранного въездного туризма происходит благодаря тем мероприятиям и программам, которые реализуются по расширению судозаходов, круизного туризма и соответствующей инфраструктуры, которая готова принять туристов, прибывающих таким способом».

Кроме круизного туризма на Дальнем Востоке развиваются многие направления — это культурно-познавательный, деловой туризм, чему способствует облегченный визовый режим посещения территорий. Событийный, этнографический, экстремальный, экологический, который является некой уникальной визитной карточкой для многих территорий Дальнего Востока. Новыми направлениями для Дальнего Востока становятся военно-патриотический туризм, образовательный, промышленный, гастрономический и сельскохозяйственный.

В целом отрасль представлена преимущественно организациями малого бизнеса, которые по понятным причинам не имеют инвестиционных ресурсов для реализации собственных бизнес-проектов. По словам экспертов, здесь необходима более тщательная работа со стороны региональных органов власти по поддержке, субсидированию, вовлечению в государственные программы.

Татьяна ПОНОМАРЕНКО


КОММЕНТАРИИ


Тугулдур Бааджихуу, директор Секретариата расширенной туманганской инициативы: «Мы рады, что ТТФ собрал практиков и экспертов в развитии как морского туризма, так и туризма в целом, которые готовы обсуждать перспективы развития морского туризма в регионе. И мы бы хотели, чтобы страны больше сотрудничали в области развития туризма, предлагали различные инициативы и проекты, потому что международный туризм должен стать одним из ключевых аспектов сотрудничества между странами».

Ли Бён Сын, управляющий директор Центра морского туризма провинции Кангвон (Республика Корея): «Мы прилагаем большие усилия для активизации круизного туризма Восточного моря, где находятся Корея, Россия, Япония, разработав несколько проектов и уже пожиная их плоды.

Первый проект — круиз по трем странам (Корея, Россия, Япония) из порта Сокчо. В настоящее время круизные компании в качестве основного порта выбирают порты Китая, а сами туры длятся всего 4–5 дней. За это время трудно посетить три страны этого региона с уникальной атмосферой и культурой. Несмотря на большие преимущества такого тура, нет компаний, которые продвигают маршрут. Круизные направления в Восточном море очень ограниченны, они единичны. Мы намерены продвигать Сокчо как порт отправки. Это будет способствовать оживлению региона.

Второй проект — это мировой круизный маршрут из Сокчо. Его можно будет выполнять, когда нормализуются отношения между Северной и Южной Кореей. С его помощью в перспективе можно выйти на рынки Северной Америки и Европы.

Конечно, мы понимаем, что продвижение проектов — нелегкая задача. Причина этому — высокая стоимость покупки и фрахтовки круизных судов. Поэтому сейчас бизнес-круги испытывают большое финансовое бремя. Но мы надеемся, что в дальнейшем для активизации круизного туризма в регионе Восточного моря мы сможем развить очень много маршрутов, например, Приморский край — Корея — Япония».

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ