2018-06-05T13:22:34+10:00 2018-06-05T13:22:34+10:00

Развод на три буквы

ЗОЖ, который нам продают: здоровье или маркетинг?

ЗОЖ — определение этого загадочного понятия меняется с каждой эпохой, но неизменно на нем держится рынок товаров и услуг, будь то «корень мандрагоры» или ягоды годжи. Но часто за этими тремя буквами скрывается развод потребителя.

Суперфуд

«Ножом и вилкой мы роем яму себе», — говаривал доктор в известном фильме Марка Захарова. Но можно ли с помощью этих нехитрых инструментов обеспечить себе здоровье и долголетие? Суперфуд — сегмент рынка с миллиардными оборотами, однако, по мнению экспертов, сумасшедшая наценка на товары для здоровья часто не оправдана ничем, кроме маркетинговой стратегии.

Татьяна Гарцман, врач-диетолог, кандидат медицинских наук, сотрудник Приморского центра диетологии и здорового образа жизни, член Российского союза нутрициологов, диетологов и специалистов пищевой индустрии, член Ассоциации междисциплинарной медицины: «Буквально недавно одна клиентка рассказала, что ежедневно пьет льняное масло. «Зачем?» — спросила ее я. Соотношение омега-3 к омега-6 в нашем организме должно быть 1 к 5–10, а любые растительные масла — это поставщик все-таки в большей степени омега-6 — жирных кислот, и когда мы искусственно увеличиваем потребление растительных масел, то можем усугубить дисбаланс, характерный для россиян с их образом питания, в сторону омега-6, не думая о том, что эти жирные кислоты обладают провоспалительными качествами, то есть вызывают воспаления. В то же время омега-3 — жирных кислот не хватает почти всем: содержатся они в рыбе и рыбьем жире.

Потом, льняное масло настолько «джентли-джентли», то есть нежное, что если вы не употребляете свежевыжатый продукт, а наливаете его из бутылочки, где он в открытом виде контактирует с воздухом и окисляется, то потребляете сплошные оксиданты. Окислившееся масло — сборище радикалов, повреждающих ваши клетки. Поэтому нужно очень аккуратно относиться ко всему, что мы пьем, — масло должно быть свежим, качественным, и его не должно быть чрезмерно много. А вот дефицит омега-3 — жирных кислот нужно восполнять — это однозначная позиция современной диетологии и медицины».

Иногда доверчивого потребителя откровенно «разводят», предлагая очередной суперполезный продукт, например, тибетские ягоды годжи (дереза обыкновенная) — плоды, повышающие жизненный тонус, дающие прилив энергии и снижающие вес. Однако столько дерезы не растет на Тибете, сколько продается в России чудодейственных ягод. «Зачастую это просто развод, потому что годжи вообще очень мало в мире, а под их видом чаще всего продают сушеный барбарис — хорошая ягода, но копеечная, ничуть не лучше плодов шиповника, которые у нас растут на соседней сопке или продаются в аптеке через дорогу», — отмечает Татьяна Гарцман.

Эко-, био- и фермерская продукция

«Био», «органик» — это не просто красивое слово на упаковке, поясняют эксперты. Органическое сельское хозяйство ориентировано на производство питательных высококачественных продуктов, которые не содержат вредных для здоровья человека веществ и получены с использованием методов, сохраняющих природные ресурсы и улучшающих состояние экосистем. Нанесение маркировки «органический продукт» регламентируется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и подтверждает, что продукция произведена в соответствии с требованиями к органическому сельскому хозяйству. Но при этом производитель обязан иметь доказательства соблюдения установленных требований. С «эко» дело обстоит сложнее.

Александр Фейгин, заместитель руководителя ООО «Приморский центр сертификации»: «Если на упаковке написано «эко», как потребитель, так и надзорные органы вправе запросить информацию, подтверждающую принадлежность товара к данной категории. В России нет единой системы для определения экопродуктов, но существует много систем, созданных разными организациями, которые проводят оценку по своим параметрам. Среди них есть добросовестные, а есть те, кто зарабатывает на этом деньги».

«Органик» или «эко» может быть любой пищевой продукт. Например, широко популярен органический кофе, зерна для которого, если верить производителю, выращивают без использования искусственных удобрений или инсектицидов, химикатов. Продукт созревает естественным образом, в тени густых лесов. Цена — свыше 600 руб. за 200 г., тогда как 500 г. премиального молотого кофе можно купить за 550 руб. Напиток для снобов — биодинамическое вино, которое производят с минимальным участием механизированного труда, используя коровий навоз и древесную кору вместо пестицидов и химикатов. В некоторых образцовых хозяйствах с виноградом даже разговаривают в обязательном порядке.

«Цены на биодинамическое вино разные: бутылка может стоить 1700 или 7 тыс. рублей. Чем активнее производитель «бьет себя в грудь», заявляя: «Я — биодинамист», тем цена больше. Хотя, по моему мнению, любой нормальный винодел производит органическое вино. Он не будет вредить своей земле, которая где-нибудь в Италии или Франции передается от поколения к поколению, и старается по максимуму придерживаться органического метода», — рассказала Алиса Фищук, управляющая и совладелица винного бара «Невинные радости».

Безотказно работает маркировка «фермерская». Директор крупной приморской птицефабрики рассказал корр. «К» о конкурирующем предприятии, которое увеличило реализацию своей продукции, назвав ее «фермерской».

Александр Фейгин: «Люди гонятся за брендом, считая, что фермерские товары должны быть лучшего качества, чем продукция, выпущенная на крупном предприятии, но это далеко не всегда так. У мелких предприятий или частных лиц нет собственных лабораторий и такой системы контроля, плюс фермерская деятельность связана с различными агротехническими приемами, препаратами по борьбе с болезнями животных и растений. Если у крупного производителя в этом отношении все давно отработано и жестко нормируется, никто не поручится, что частник имеет все необходимые знания и желание, чтобы обеспечивать безопасность и качество на высоком уровне».

Сыроедение

Во Владивостоке проводятся семинары по сыроедению стоимостью от 1500 руб., книжные магазины полны литературы, пропагандирующей эту систему питания, а многочисленные интернет-магазины предлагают «живую еду», соковыжималки и дегидраторы для бережного удаления влаги из продуктов. Было в краевом центре и два сыроедных кафе. Одно из них, Life Cafe, расположенное в районе набережной Спортивной гавани, закрылось в прошлом году. Другое, с многозначительным названием Secret Spot, прекратило свое существование этой весной.

«Проростки с песто», «соевый йогурт», «творожок из зеленой гречки» полюбились многим его клиентам, но, по словам экспертов, сыроедный рынок во Владивостоке представляет собой очень узкую нишу. По сути, это одна «тусовка», слишком малочисленная, чтобы обеспечивать хорошую рентабельность заведениям столь специфического направления.

«В Secret Spot продавались отличные коврики для йоги», — с сожалением вспоминает Алина Ольшанская (имя и фамилия изменены). — Будет справедливо сказать, что каждый первый сыроед интересуется йогой или увлекается какими-то духовными практиками. Я тоже была такой. Сначала «живая еда» тебя окрыляет, ты чувствуешь невиданный подъем сил и прилив энергии. Дозированно сыроедение может быть очень полезно, но когда оно становится манией, ты переступаешь опасную грань. Сыроед-фанатик всех, кто не придерживается его системы питания, считает «трупоедами».

Следующий признак психического расстройства — ты постоянно думаешь о еде, переедаешь или срываешься на «мертвую еду». Убежденный сыроед не может позволить себе даже чашку чая, поскольку все ингредиенты должны быть стопроцентно сырыми, разрешается только заливать травы водой. Никакой соли, специй, ничего. От постоянного пережевывания твердой пищи портятся зубы, в определенный момент у меня посыпались волосы, ослабло зрение, и я поняла, что надо заканчивать. Плюс ко всему устроилась на работу, где мне потребовались силы. Парадокс, но, по моим наблюдениям, большинство сыроедов нигде не работают или работают мало, ведут очень свободный, «творческий» образ жизни, а когда приходится реально трудиться, до настоящей усталости, все их заморочки проходят сами собой.

 Я до сих пор делаю миндальное молоко — это очень полезно, или проращиваю ростки пшеницы, но, считаю, доля сырой еды в рационе должна составлять не более 50–70%».

С тех пор, как сыроедение пережило первую, самую мощную волну популярности в 2000–2010 гг., многие его гуру отказались от своих взглядов. Даже знаменитый Александр Елисеев, под ником Изюм склонявший неофитов кардинально изменить свою систему питания, признался, что строгое сыроедение — тупик, и за годы, проведенные на «живой еде», он расплачивается проблемами со здоровьем.

Татьяна Гарцман: «В первую (да и во вторую, и в третью) очередь, противопоказания к сыроедению — любые заболевания желудочно-кишечного тракта. Сыроеды, как и веганы, испытывают явный недостаток белка, а значит, риск развития белково-энергетической недостаточности у них очень высокий. Это уже удар по всем органам и системам организма. То есть люди ожидают какой-то пользы, а по факту получают только осложнения уже существующих заболеваний.

Вегетарианство — вообще отдельный разговор. Я категорически против такой системы питания у детей и подростков, если к этому нет жизненных показаний. А вот вегетарианство для людей, достигших старшего возраста, приемлемо, особенно если это оволактовегетарианство, когда, помимо растительных продуктов, в пищу употребляют молоко и яйца. Еще более здоровая система питания — пескатерианство, когда человек не употребляет мяса, но употребляет рыбу — по сути, это средиземноморская диета».

Салоны здоровья

В последнее время на улицах Владивостока стали предлагать относительно новую услугу — узнать свою костную, жировую массу и «стать еще красивее». «Не могли бы вы ответить на парочку вопросов?» — заводят разговор сотрудники так называемых клубов или салонов здоровья, а заканчивают многообещающей фразой: «Это все бесплатно». В чем же подвох?

«Оборудование в таких местах любительского плана, поэтому, если вы хотите сделать анализы состава тела, нужно обращаться в клиники», — поясняет Татьяна Гарцман.

Как выяснилось в ходе небольшого расследования, проведенного корр. «К», в одном из таких «клубов здоровья» после анализов следует предложение купить «Гербалайф». Расчет прост: выясняется, что у человека имеются излишки или дефицит жировой массы, а «Гербалайф» предлагает продукты как для похудения, так и для набора веса. Многие уверяют, что с его помощью добились желаемого результата, но сам метод — «ловля на живца», который используют распространители биологически активных добавок под этим брендом, внушает серьезные сомнения. Стоит баночка коктейля от «Гербалайф», рассчитанная на полмесяца употребления, в районе 1 тыс. руб.

Таким образом, индустрия ЗОЖ зарабатывает на доверчивой аудитории посредством маркетинговых уловок и высоких наценок. Приобретая очередной товар или услугу, человек платит за мечту о новом, более совершенном себе — похудевшем, похорошевшем и оздоровившемся.

Татьяна Гарцман: «Основной посыл — доверяй, но проверяй. В Интернете пишут много чего диаметрально противоположного, реклама часто откровенно дезинформирует. Поэтому люди должны проверять любую информацию и не стесняться обращаться к специалисту, чтобы задать ему нужные вопросы и получить действительно квалифицированный, непредвзятый ответ. Все мы разные — то, что подходит одному, не подходит другому, не существует единой системы ЗОЖ. И не стоит забывать, что путь к здоровому образу жизни часто начинается не с «клубов здоровья», тренажерных залов или магазинов полезной еды, а с кабинета врача».

Юлия ПИВНЕНКО

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ