2018-06-08T15:49:36+10:00 2018-06-08T15:49:36+10:00

Что дало возможность Японии вообще поднимать этот вопрос

Курильская «проблема»: взгляд через океан

В 1981 г. Япония стала называть 7 февраля «Днем северных территорий». С тех пор в этот день перед российскими диппредставительствами в Японии проходят митинги и демонстрации с требованиями вернуть острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, которые СССР получил по итогам Второй мировой войны.

Измена бывшего союзника

Возвращение отторгнутой по Портсмутскому мирному договору 1905 г. южной части острова Сахалин и передача под юрисдикцию СССР Курильских островов были одним из условий вступления нашей страны в войну с Японией. Договоренности были закреплены в документах Ялтинской (Крымской) и Потсдамской (Берлинской) конференций.

США больше, чем кто-либо из союзных держав, были заинтересованы во вступлении СССР в войну с Японией. Открытие русского военного фронта значительно ускорило бы поражение японцев. Однако смерть президента США Франклина Рузвельта привела не только к смене главы страны, но и изменению курса во взаимоотношениях с Москвой.

В ходе Потсдамской конференции была подготовлена декларация, подписанная президентом США, премьер-министром Великобритании и президентом Национального правительства Китайской Республики, в которой излагались цели и задачи войны с Японией. При этом советское руководство было поставлено в известность об этом документе позже, чем оно попало в прессу. Такой не согласованный с СССР шаг союзников вызвал по меньшей мере недоумение Сталина, которое он высказал в последующем на заседании глав правительств. Возможно, этот акт по отношению к СССР был предпринят в связи с успешным испытанием американцами атомной бомбы 16 июля 1945 г., уверовавшими в возможность самостоятельно решить проблемы завершения войны на Тихом океане.

Вместе с тем декларация содержала пункт 8, гласивший: «Условия Каирской декларации 1943 г. будут выполнены, и японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые укажем». Таким образом, формально подтверждалось признание договоренностей о передаче СССР Курильских островов.

Выполняя союзнический долг и достигнутые в ходе конференций соглашения, правительство Советского Союза еще в апреле 1945 г. уведомило японское правительство о невозможности продления заключенного в 1940-м Пакта о нейтралитете между СССР и Японией, а 8 августа ввиду отказа Японии от безоговорочной капитуляции советское правительство объявило о состоянии войны с Японией с 9 августа 1945 г. Вступление СССР в войну на территории Маньчжурии и в Корее значительно сократило сроки завершения Второй мировой войны, и 14 августа правительство Японии объявило о капитуляции перед союзными державами.

Через несколько месяцев после капитуляции Японии в меморандуме главнокомандующего союзных держав генерала Дугласа Макартура №?677 от 29 января 1946 г. японскому правительству предписывалось прекратить осуществление или попытки к осуществлению государственной или административной власти в любом районе вне Японии. При этом ее территория была определена «…в составе: четырех главных островов Японии (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку) и приблизительно 1000 мелких прилегающих островов». Особо исключались из государственной и административной юрисдикции японского правительства: а) все тихоокеанские острова, захваченные или оккупированные по мандату, или же приобретенные Японией иным способом с начала мировой войны 1914 г.; б) Маньчжурия, Формоза (Тайвань) и Пескадорские острова; в) Корея; д) Карафуто (Сахалин. — Прим. «К»).

Это определение территории Японии относилось ко всем будущим директивам, меморандумам и приказам штаба главнокомандующего, если оно не будет каким-либо образом уточнено. При этом Курильские острова рассматривались как единое целое, без деления на южные или северные, большие или малые.

Не акцентируется внимание на выделении из состава Курил островов Итуруп, Кунашир и Малой Курильской гряды и в Сан-Францисском мирном договоре 1951 г., где в главе 2 («Территория») «…Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г.».

По сути, Токио отказывалось от прав на Курильские острова, но в чью пользу, глава 2 договора не раскрывает. Однако в главе 4 («Политические и экономические положения») Япония признавала «полную силу всех договоров, заключенных союзными державами в настоящее время или в будущем, для прекращения состояния войны, начатой 1 сентября 1939 г., а также любые другие соглашения союзных держав, заключенные для восстановления мира или в связи с восстановлением мира».

Ввиду того, что американо-английский проект мирного договора не отражал интересов ряда стран — участниц войны на Тихом океане, от работы в конференции отказались Индия и Бирма, а часть государств, в том числе СССР, не стали подписывать договор. Позицию Москвы с достаточной ясностью и полнотой изложил в своем выступлении на Сан-Францисской конференции первый заместитель министра иностранных дел Анатолий Громыко, однако поправки, вынесенные им на обсуждение, в результате давления США во внимание приняты не были.

Тем самым отсутствие четких формулировок дало возможность Японии и американской стороне по-своему трактовать положения мирного договора. Уже при ратификации в Сенате США была внесена оговорка, что условия договора не будут означать признание за СССР каких-либо прав или претензий на территории, принадлежавшие Японии на 7 декабря 1941 г., которые наносили бы ущерб правам и правооснованиям Страны восходящего солнца на эти земли. Американские законодатели также не пожелали признавать какие бы то ни было положения в пользу СССР в отношении Японии, содержащиеся в Ялтинском соглашении.

Этим США продемонстрировали свое отношение к соблюдению международных договоров и создали предпосылки к тому, чтобы породить условия для сохранения напряженности во взаимоотношениях между Японией и СССР в дальнейшем. Поддерживаемые американцами японские представители на конференции обвинили СССР в самовольном захвате Южных Курильских островов Итуруп и Кунашир и группы островов Хабомаи.

Пропагандистское давление

Позиция официального Токио с 1951 г. не изменилась и укладывается в четыре пункта:

1. «Северные территории» являются вековыми территориями Японии, продолжающими находиться под незаконной оккупацией России. Правительство США также последовательно поддерживает позицию Японии.

2. Чтобы решить этот вопрос и по возможности быстро заключить мирный договор, Япония энергично продолжает переговоры с Россией на основании уже достигнутых соглашений.

3. Согласно японской позиции, в случае подтверждения принадлежности «северных территорий» к Японии Токио гибко подойдет к решению вопроса о времени и порядку их возврата. Вдобавок, поскольку японские граждане, жившие на «северных территориях», были оттуда насильственно выселены Сталиным, Япония готова прийти к соглашению с правительством РФ с тем, чтобы проживающие там российские граждане не подверглись такой же трагедии. Иными словами, после возврата Курильских островов Япония намерена уважать права, интересы и желания ныне живущих там россиян.

4. Правительство Японии призвало население своей страны не посещать Курильские острова вне рамок безвизовой процедуры до разрешения территориального спора. Токио не сможет допустить никакой деятельности, включая экономическую, третьих сторон, которая могла бы рассматриваться как подчинение юрисдикции России, а также позволять деятельность, предполагающую юрисдикцию РФ над «северными территориями». Япония придерживается политики принятия соответствующих мер, чтобы предотвратить такую деятельность.

А в 1996 г. была издана брошюра «Северные территории Японии», где с позиции истории взаимоотношений России и Японии предпринимается попытка обосновать неправомочность занятия советскими войсками не только Южных Курил и островов Хабомаи, но и Курильских островов вообще. Утверждается, что Курилы стали территорией Японии не в результате войны, а в процессе мирных переговоров в Портсмуте. Ссылаясь на Каирскую декларацию 1943 г., японская пропаганда утверждает, что союзные державы провозгласили принцип территориального нерасширения, а Советский Союз занятием Курил нарушил его. При этом не принимается во внимание Крымское соглашение, подписанное позже, и документы Потсдамской конференции.

Полярные точки зрения на процесс подписания мирного договора между Россией и Японией сохраняются до сегодняшнего дня. Москва и Токио признают ненормальным отсутствие мирного договора между ближайшими соседями и предпринимают меры для урегулирования существующих проблем. Однако если говорить о «законности и справедливости», то следовало бы учитывать не только односторонне изложенные факты, но и всю совокупность международно-правовых документов, в особенности Ялтинской и Потсдамской конференций.

Юрий ЗАЙЦЕВ, кандидат исторических наук, специально для «К»

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ