2018-08-10T13:53:28+10:00 2018-08-10T13:53:28+10:00

Приморских чиновников затягивают в сети

Пресс-службам и технологам добавится работы в «Одноклассниках» и «ВКонтакте»

Врио губернатора Андрей Тарасенко развернул активную деятельность во всех основных социальных сетях и призывает к тому других чиновников Приморья. Что из этого получится?

Инструмент коммуникации

В «Одноклассниках», «ВКонтакте», Instagram и Facebook врио губернатора завел страницы в середине июля. Помимо публикаций о своей деятельности, число которых иногда доходит до нескольких в день, размещения поздравлений Тарасенко использует соцсети для приема жалоб и предложений. Счет комментариям идет на сотни — в «Фейсбуке» Тарасенко советуют, как развивать круизный туризм в Приморье, а «ВКонтакте» атакуют политические оппоненты.

До сего момента приморские чиновники делали попытки общения с народом. Но очень робкие. Во многом они идут вслед за представителями законодательного корпуса Приморья, которые годами и успешно продвигают себя в соцсетях. Процесс этот расширяется. Не так давно стал размещать информацию на личных страницах, к примеру, спикер Заксобрания Александр Ролик.

«Социальные сети — эффективный инструмент коммуникации между властью и обществом, — считает политолог Сергей Гребенюк. — Соцсети позволяют, с одной стороны, ориентировать власти на определенные жалобы и проблемы, с другой — доносить обществу свои чаяния и стремления до ответственных лиц. Что не позволяет негативу накапливаться внутри и выплескиваться затем в виде протестных акций».

Менеджеры инцидентов

Тренд на открытость власти задал еще президент Дмитрий Медведев в конце 2000-х. Губернаторы тогда создавали массово аккаунты в «Твиттере», но ни в какую полноценную кампанию по внедрению Интернета в жизнь чиновников это не превратилось. Когда же Медведев перестал быть президентом, вопрос приобрел минимальные приоритеты. В 2018 г. социальные сети возвращаются в повестку. И тренд продвигает первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко.

Более того, внедряется информационная система «Инцидент менеджмент», предназначенная для отслеживания и реагирования на жалобы в социальных сетях. Разработка ее инициирована управлением по общественным проектам администрации президента, а контроль за внедрением в регионах поручен полпредам главы государства.

«Инцидент менеджмент» — вертикально интегрированный комплекс с возможностью оценки эффективности каждого нижестоящего звена. Благодаря системе администрации регионов могут оценить эффективность работы с различными засвеченными в Интернете проблемами муниципалитетов и органов исполнительной власти. Полпредства оценят регионалов, администрация президента — все нижестоящие звенья.

Внедрение системы в ДФО под надзором полпредства началось в конце весны, причем Приморский край вошел в число регионов-лидеров. Именно с «Инцидент менеджментом» связывают появления в крае новых аккаунтов государственных органов и муниципалитетов. Хотя в основном действуют там довольно формально.

«Если человек занимался продвижением себя в соцсетях до прихода во власть (пример — глава Владивостока Виталий Веркеенко), для него это дело привычное, нормальное, удобное. Человек получает быстрый отклик, фидбэк, что полезно для работы», — считает администратор общедоступной группы Vladivostok в Facebook Константин Михайлов.

Публичность — не для глав?

Директор Центра социальных инноваций «Черный куб» Юрий Коломейцев считает, что использование соцсетей сопряжено с рядом ограничений.

«Социальные сети для чиновников в первую очередь — бесплатная возможность информировать граждан о происходящем, о предстоящем, — говорит Юрий Коломейцев. — Но личные странички чиновников и политиков в социальных сетях — малоэффективный и не всегда законный инструмент помощи людям. Есть четкий алгоритм подачи жалобы или заявления, который прописан законодателем, КПД от социальных сетей в этом случае будет минимальным. Благодаря правоохранительным органам чиновник может получить еще и печальный для себя результат.

В качестве положительного примера всегда привожу главу Республики Тува Шолбана Валерьевича Кара-оола. Политикам и чиновникам есть чему у него поучиться. Шолбан Валерьевич великолепно ведет свои соцсети, органично сочетая личную информацию с официальной. Его аккаунты представлены во всех основных социальных медиа. Кара-оол не боится негатива, дает возможность людям обсудить наболевшее. Каждый его пост содержит не просто информацию, а личное к ней отношение. Это и есть настоящая открытость перед своими избирателями. Он информирует о важном, призывает, заставляет задуматься, рассказывает о достижениях и горюет вместе с жителями Тувы, если случилось что-то плохое».

Благодаря работе в соцсетях — пускай и не очень заметной, а где-то просто формальной, чиновник приобретает определенные бонусы, указывают эксперты. Самый очевидный — чиновник, который активно ведет соцсети, позиционирует себя во властной вертикали как прогрессивный деятель, соответствующий современным трендам. В общем, что он не ретроград, идет в фарватере, а не «против течения».

Во-вторых, политик в соцсетях пиарит себя — ведь любая коммуникация порождает информационные поводы. Также через Интернет выстраиваются связи с избирателями, происходит организация некой группы поддержки. Если человек напишет комментарий и его проблема будет реально решена, то он войдет в пул сторонников политика, станет транслятором позитивного общественного мнения о чиновнике.

Посыл администрации

«Губернаторы выступают ретрансляторами посыла федерального центра, — считает Сергей Гребенюк. — Какие-то — более закостенелые, люди старых устоев, временно противятся. Как правило, новые главы регионов, такие как Тарасенко, более активно продвигают соцсети и того же требуют от подчиненных, глав муниципалитетов».

Важен, во-первых, сам момент фиксации присутствия чиновника в социальных сетях, во-вторых, возможность отработки адресованных тому обращений. Речь не идет про личное ведение аккаунтов. Столь неэффективно тратить время дорогостоящих государственных и муниципальных служащих никто не собирается. Грамотное написание публикаций, подбор соответствующих фотографий и отслеживание комментариев требуют навыков и времени. Как правило, этим занимаются специально обученные люди, сотрудники пресс-служб.

Константин Михайлов: «Для чиновников, которые воспринимают соцсети как «обязаловку», кампанейщину, модное поветрие, обратная связь работать не будет. В соцсетях трудятся сотрудники пресс-служб, люди, которые преподносят «что надо», а что «не надо» — убирают. Потом эта мода тихо-мирно заглохнет. Вспомним: Владимир Миклушевский в начале своей губернаторской карьеры соцсети использовал очень активно («Вова — три айфона»). На самом деле чиновникам и не хочется быть публичными и доступными. Им лучше быть царями, богами, доступными только через официальные обращения и бюрократическую волокиту. Не думаю, что что-то изменится, пока не изменится глобально».

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ