С 3 сентября 2018 г. помогать решать спорные вопросы с финансовыми организациями жителям российских регионов, в том числе и Приморья, будет финансовый омбудсмен. В России это первый институт досудебного урегулирования споров на финансовом рынке.
Законом вводится новое понятие – реестр финансовых организаций, сотрудничающих с финансовым уполномоченным. Его будет вести Банк России.
Предусмотрено поэтапное присоединение к новому институту финансовых организаций, которые будут обязаны исполнять решение финансового уполномоченного. С 1 июня 2019 г. нововведения коснутся страховых организаций в части ОСАГО, с 28 ноября 2019 г. – в части остальных видов страхования. С 1 января 2020 г. к институту финансового омбудсмена присоединятся микрофинансовые организации, с 1 января 2021 г. – банки, КПК, ломбарды и НПФ.
Если к моменту полного вступления в силу закона организация не войдет в данный реестр, то ей будет запрещено работать с физическими лицами.
Ожидается, что новый общественный орган станет связующим звеном между потребителем и поставщиком финансовых услуг в спорных ситуациях и позволит снизить число судебных прецедентов. С другой стороны, закон стимулирует финансовые организации самостоятельно урегулировать споры с гражданами. Во-первых, статистика споров, которые рассматривает финансовый омбудсмен, будет публична, и у потребителя будет возможность выбрать ту организацию, которая более добросовестно относится к своим клиентам. Во-вторых, от количества принятых финансовым уполномоченным против организации решений и своевременности их исполнений будет зависеть размер взносов финансовых организаций в Службу финансового уполномоченного.
В результате обращения в орган досудебного урегулирования гражданин получает исполнимое решение финансового уполномоченного. Если финансовая организация не исполняет данное решение, потребителю финансовых услуг выдается удостоверение, являющееся исполнительным документом. На основании которого судебный пристав – исполнитель приводит решение финансового уполномоченного в исполнение в соответствии с законодательством.
Чтобы обратиться к финансовому уполномоченному, жителям Приморья не понадобятся специальные познания в области юриспруденции: несложная процедура позволяет любому человеку сделать это самостоятельно, сообщили KONKURENT.RU в пресс-службе Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации. Также не нужно будет приезжать на рассмотрение спора из дальних регионов страны – основная форма рассмотрения заочная.
«Сегодня жалобы на финансовые организации рассматривает служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России. При этом в силу ограничений в законе она не может принимать решения по имущественным требованиям граждан. Финансовый уполномоченный, напротив, будет в упрощенном порядке рассматривать имущественные споры граждан с финансовыми организациями о взыскании денежных сумм в размере, не превышающем 500 тыс. руб. При этом имущественные споры по ОСАГО будут рассматриваться финансовым омбудсменом вне зависимости от суммы. Таким образом, закон способствует охвату 100% жалоб и обращений граждан», – пояснил начальник службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Дальневосточном федеральном округе ГУ ЦБ РФ Максим Анискевич.