2018-09-24T07:04:53+10:00 2018-09-24T07:04:53+10:00

Игры кончились: экономисты взглянули в будущее Приморья

Разработана новая стратегия развития региона. Есть чему удивиться

В Законодательное собрание Приморья поступила стратегия социально-экономического развития региона до 2030 г. KONKURENT.RU ознакомился с документом и выяснил, что через 12 лет доходы бюджета должны утроиться (до 470 млрд руб.), а за счет огромных федеральных вложений власти планируют серьезно перекроить структуру валового регионального продукта (ВРП).

«Сравнение с сопредельными азиатскими странами (Китай, Япония, Республика Корея) и США показывает, что экономическая интенсивность в Приморье в разы (а в случае Японии и Республики Корея в десятки раз – 57 и 81 соответственно) ниже, чем в этих странах, - обясняют авторы документа. - 10 лет назад это соотношение было еще хуже (200 и 250 по сравнению с Японией и Республикой Корея). Таким образом, экономика Приморья в эти годы развивалась энергичней, чем в Японии и Республике Корея».

При этом, хотя плотность населения в Китае в 12,7 раза выше приморской, разница по экономической интенсивности территории составляет 9,6 раза. Это объясняется тем, что производительность труда в Приморье выше, чем в Китае в 1,3 раза (или даже в 1,5, если считать только на занятого в экономике). В тоже время производительность труда в Японии и Корее выше, чем в крае: в 1,9 раза в Японии и в 1,8 раза в Корее (или 1,8 и 1,7 раза по занятым в экономике соответственно). Сравнение с США дает еще большее отставание: в 2,7 раза по всему населению и 2,8 раза по занятым в экономике. Среднемировой показатель производительности труда составляет примерно 0,8 от приморского (в обоих вариантах).

Энергоемкость экономики Приморья существенно выше, чем в сравниваемых странах (особенно Японии, где она примерно в 2 раза ниже) и даже среднемирового значения. Это объясняется другой особенностью Приморья – климатом, который заставляет расходовать значительное количество энергии на отопление (эта же особенность характерна и для России в целом). При этом по другому показателю энергоэффективности экономики – энерговооруженности – Приморье выглядит намного лучше, уверены стратеги. Из азиатских соседей края он выше приморского только у Республики Корея (в полтора раза), Япония и Китай же уступают Приморью в этом (93,8% и 59% соответственно). США превосходят Приморье в 1,7 раза.

«Важно отметить, что по энерговооруженности Китай ровно в три раза уступает США. Это означает, что для достижения паритетных с США значений ВВП на душу населения Китаю необходимо потреблять в три раза больше энергии. Что возможно (при современном уровне развития) только за счет масштабного импорта энергоносителей (в первую очередь природного газа) и электроэнергии, что открывает перед Приморским краем дополнительные возможности», - подчеркивают стратеги.

В настоящее время Китай потребляет около 4 трлн тонн угля, большая часть которого перевозится по железным дорогам Китая из северных провинций в южные. Несмотря на активное строительство и реконструкцию железных дорог КНР, они все еще работают с большим напряжением. Это позволяет рассчитывать на включение портов Приморья во внутрикитайские логистические потоки для транспортировки грузов (не обязательно угля), приходят к выводу авторы стратегии.

Ненужные сценарии

По их мнению, совокупность вариаций событий формирует четыре сценария социально-экономического развития Приморского края: «Эволюционный», «Инфраструктурное развитие», «Опора на частного инвестора» и «Созидательный рост». В эволюционном сценарии инвестиции в развитие инфраструктуры сохраняются на текущем уровне при низких темпах реализации системообразующих проектов. Госкомпании вынуждены сокращать инвестиционные программы, а объемы инвестиций из АТР незначительны. Основным драйвером развития региона остается экспорт угля, нефти и других сырьевых товаров, а также развитие ресурсных секторов, в первую очередь рыбохозяйственного и лесопромышленного комплексов.

В эволюционном сценарии сохранятся существующие тенденции и ограничения демографического, социального и экономического развития. Темпы экономического роста не превысят 1-1,5% годовых. Норма инвестиций – на сложившемся уровн: 16-17%. Этот сценарий содержит риски отставания от среднероссийского уровня роста на фоне реализации негативного демографического прогноза.

В сценарии инфраструктурного развития инвестиции в развитие инфраструктуры существенно возрастают при низких темпах реализации проектов из-за санкционных последствий (отсутствия необходимых технологий). Рост инвестиций в развитие инфраструктуры обеспечит значительные темпы роста экономики Приморского края вследствие увеличения перевалки грузов и развития локальных секторов. Основным источником инвестиций остаются госкомпании.

Сценарий инфраструктурного развития обеспечивает выход на 2-2,5% экономического роста в год, что соответствует или немного опережает сложившиеся среднероссийские показатели. Предполагается ориентация на умеренные темпы реализации проектов федерального уровня с участием институтов развития и компаний с госучастием. За счет этого будет обеспечиваться свыше 60% инвестиций в крае, однако общая норма инвестиций не превысит 16,5–18 % из-за ограниченности вложений частных и иностранных инвесторов. Но низкие темпы экономического роста будут ограничивать ресурсы для социального развития.

А вот и светлое будущее

В сценарии с опорой на частного инвестора возможности получения федеральных инвестиций ограничены при высокой степени взаимной открытости рынков Приморского края и АТР. Объемы федеральных трансфертов для Приморского края сохраняются на прежнем уровне, однако открытие внешних рынков снимает ключевые ограничения на реализацию проектов и способствует привлечению инвестиций из стран АТР и увеличению экспорта в Китай, Республику Корея и Японию. Происходит ускоренное развитие Приморского края как транспортно-логистического комплекса и как производственной платформы. Максимальные темпы роста экономики в этом сценарии составят 4-4,3%, что превышает среднемировые темпы роста. Норма инвестиций не превысит 20,1% ВРП, а общий объем вложений за 2018-2030 гг. составит 3,4 трлн руб.

Предполагается, что в 2018-2020 гг. общий объем инвестиций из федерального бюджета составит 10 млрд руб., со стороны приоритетных проектов компаний и институтов развития – 100 млрд руб. Таким образом, в этом сценарии будет реализовано лишь 25% инвестиций. Для обеспечения роста требуется больше усилий направить на привлечение иностранных инвестиций, которые должны обеспечить не менее 40% их общего объема (35% - прочие российские инвесторы). Сценарий предполагает необходимый и синхронизированный темп развития инфраструктуры и социальной сферы, поэтому положительный миграционный прирост может в большей степени обеспечиваться за счет иностранных граждан, а не за счет сокращения оттока и внутрироссийской миграции.

В качестве целевого рассматривается сценарий созидательного роста, при реализации которого инвестиции в развитие инфраструктуры существенно возрастают при высокой степени взаимодействия Приморского края и АТР. Здесь объемы федеральных вложений существенно растут, и вместе с этим значительный приток инвестиций и кадров из АТР, в том числе для развития несырьевых секторов, позволяет активно развивать в Приморском крае ресурсные секторы (включая сельское хозяйство и лесопромышленный комплекс), обрабатывающие, в т. ч. сборочные, производства, транспорт и логистику, туризм, образование, здравоохранение, научные исследования и прикладные разработки.

При данном сценарии, уверены стратеги, будет реализовано большинство ключевых инвестиционных проектов, что обеспечит существенное увеличение темпов экономического роста. К 2030 г. в общей структуре ВРП предполагается рост долей отраслей сельского хозяйства (на 0,5 процентного пункта), рыбоводства и рыболовства (на 0,4 процентного пункта), сферы услуг (на 1,2 процентного пункта), образования и здравоохранения (на 0,8 процентного пункта), транспортных услуг (на 1,8 процентного пункта). Доли строительства, торговли, сектора государственного управления к 2030 г. будут сокращены до 5,7%, 16,7% и 6% соответственно. При этом максимальное снижение долей отраслей в структуре ВРП прогнозируется для сферы торговли (на 2,3 процентного пункта) и государственного управления (на 0,9 процентного пункта). Доля отраслей промышленного производства возрастет до 14,5% в структуре ВРП. К 2030 г. в номинальном выражении утроятся доходы консолидированного бюджета по сравнению с 2018 г. – до 476,2 млрд руб.

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ