2018-09-25T14:49:40+10:00 2018-09-25T14:49:40+10:00

Александра ТАЗИЕВА: Модернизация спорта проходит в связке с образованием

Инструктор-методист ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва по Приморскому краю» Александра Тазиева в интервью «К» рассказала про масштабные преобразования в области воспитания будущих чемпионов.

— Александра Николаевна, почему нужна модернизация системы подготовки спортивного резерва?

— Это одно из приоритетных направлений государственной программы «Развитие физкультуры и спорта до 2020 г.» и соответствующей краевой программы. Система подготовки, которая существовала в советское время, постепенно сошла на нет. В настоящее время спортивный резерв практически исчерпан.

Физкультурно-спортивные организации, которые существуют в настоящее время, должны быть приведены к одному знаменателю. Четко определено, что такое «детско-юношеская спортивная школа», «спортивная школа», «спортивная школа олимпийского резерва», «центр спортивной подготовки» и «центр олимпийской подготовки». В настоящее время по всем видам спорта утверждены федеральные стандарты спортивной подготовки, которые в том числе и предусматривают стоимость подготовки спортсмена на каждом этапе — от начального и заканчивая высшим спортивным мастерством.

В целом модернизация преследует цель выделить спорт в самостоятельную отрасль, увеличить ее финансирование. Приморье поступательно движется по пути исполнения индикативных показателей госпрограммы.

— Как проходит формирование сети организаций в ведомстве физкультуры и спорта, соответствующих требованиям федеральных стандартов?

— Для этого мы, в частности, проводим работу по преобразованию муниципальных ДЮСШ и различных спортивных центров в спортивные школы, где ведется реализация программ спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами. Сейчас спортивных школ в крае девять. По одной — во Владивостоке и поселке Ольга, три — в Дальнегорске, четыре — в Арсеньеве. К концу года появится еще четыре спортивные школы в столице края.

— Какая разница для ребенка, в учреждениях какого типа заниматься? Не происходит ли просто смена вывески?

— Фактические затраты на спортивную подготовку спортсменов в ДЮСШ региона составляют 6,12% от нормативной потребности. Как правило, их финансируют по остаточному принципу, денег едва хватает на оплату коммунальных услуг и зарплату тренеров. Материально-техническое обеспечение школ, учебно-спортивная работа осуществляется за счет сборов с родителей, спонсоров, платных услуг. Это легитимно. Поэтому мы и ведем работу именно с теми организациями, которые потенциально смогли бы перейти в организации спортивной подготовки.

В учреждениях новой формации ситуация кардинально отличается. Есть перечень поручений президента, который дан по итогам заседания совета при президенте по развитию физической культуры и спорта в мае 2017 г. В пункте 4 сказано о необходимости обеспечить финансирование спортивных школ в полном объеме в соответствии с требованиями федеральных стандартов. Постепенно мы двигаемся в этом направлении, достигая индикативных показателей.

Наша задача — с помощью федеральных стандартов увеличить финансирование спортивных школ и спортивных школ олимпийского резерва. Обеспечить материально-технически, поднять расходы на содержание спортсменов, оплатить их выезды на соревнования и тренировочные сборы, увеличить заработную плату тренеров.

Ассигнования растут — результаты спортсменов лучше, и связь тут прямая. Чтобы хорошо шел процесс подготовки, нужны грамотные мотивированные тренеры, новый спортинвентарь и, что очень важно с учетом нашей удаленности от центральной части страны, средства для перелетов приморских спортсменов на соревнования. Звания и награды даются за победы.

К примеру, в 2018 г. из краевого и федерального бюджетов краевой спортивной школе на реализацию государственного задания на подготовку спортивного резерва выделено более 6 млн рублей. Столько же планируется выделить до конца года на приобретение инвентаря, повышение квалификации тренерских кадров, выезд спортсменов на российские и международные соревнования. Соответственно, улучшились результаты, медалей стало больше, количество членов сборных команд России возросло.

И, как результат, в августе этого года мы подали документы в комиссию Минспорта России по включению учреждения в перечень с наименованием «Олимпийский». Краевая школа отбор прошла. В свою очередь, это увеличивает шансы на получение больших преференций из федерального бюджета.

— Какие возможности дает преобразование учреждения дополнительного образования в спортивную школу?

— Всего в Приморье 66 организаций физкультурно-спортивной направленности, участвующих в подготовке спортивного резерва. 20 относится к ведомству физкультуры и спорта, 41 — к образованию, пять — частных.

Физкультурно-спортивные организации ведут подготовку согласно федеральным стандартам, занимаются конкретно тренировочным процессом. В то время как образовательная система направлена на гармоническое развитие личности, приобщение к спорту и здоровому образу жизни. Задачи — разные. Система образования выявляет одаренных детей. И если в этом учреждении ребенок показывает высокие результаты: является членом сборной, участвует в соревнованиях, его можно (а по–хорошему, даже нужно) зачислить в организацию спортивной подготовки и вести дальше к медалям и олимпийским вершинам.

В учреждениях допобразования спортивной направленности обучаются 27 тысяч ребят (а это в 2,5 раза больше, чем число спортсменов в учреждениях спортивной подготовки), есть весьма перспективные дети, выступающие за сборные края.

Что произойдет, если на определенном этапе этих детей не передать в систему физкультуры и спорта? В ДЮСШ их просто не смогут обеспечить полноценным тренировочным процессом, участием в спортивных мероприятиях, где идет отбор в сборные. В системе образования не предусмотрены звания «кандидат в мастера спорта», «мастер спорта», «мастер спорта международного класса». Здесь дети проходят этапы подготовки от начального до спортивного совершенствования. В скором времени планируется отменить этапы и ввести уровни. У нас же, в организациях спортивной подготовки, полноценный тренировочный процесс — от начального до высшего спортивного мастерства.

При этом в ДЮСШ можно заниматься только до 18 лет. В наши организации зачисляются спортсмены любого возраста, стабильно показывающие результат. Допустим, может тренироваться успешный легкоатлет, которому 35 лет.

Модернизация проводится в связке спорта и дополнительного образования. При этом «оголить» систему образования намерения нет, в спортшколы отбираем только организации, отвечающие определенным критериям. Мы оценивали потенциал каждой ДЮСШ по критериям наличия материально-технической базы, членов сборных команд края и России, тренеров, разрядов — от первого до мастеров спорта. И только потом ряду учреждений дополнительного образования рекомендовали осуществить переход.

— Пока учреждения дополнительного образования не всегда охотно идут на модернизацию?

— К началу следующего года две ДЮСШ в Артеме и две в Спасске-Дальнем станут спортивными школами. Будет создан порядок поддержки этих организаций на краевом уровне. С некоторыми другими учреждениями ведутся переговоры, но они затянулись. Проблема в том, что сложно перестроить ментальность, которая складывалась десятилетиями. Не все понимают, в чем преимущества модернизации. Люди считают: «Занимаемся одним и тем же, зачем нам переходить?» Впрочем, главное, что позитивные сдвиги в этом направлении в Приморском крае есть.

К тому же изменения происходят и «сверху». Если до нынешнего года базовыми видами спорта для региона являлись бадминтон, тяжелая атлетика, парусный спорт, гребля на байдарках и каноэ, тхэквондо, то теперь к таковым относятся также легкая атлетика, бейсбол, бокс и футбол. Соответствующие организации Приморья имеют шанс увидеть своих воспитанников в олимпийских сборных, растет уровень поддержки.

На сегодняшний день федеральная субсидия по адресной поддержке по базовым видам спорта в сумме 10 млн рублей предоставляется краевой спортивной школе, Центру спортивной подготовки — Школе высшего спортивного мастерства. Со следующего года мы планируем расширить перечень получателей субсидий на муниципальные спортивные школы. Чем шире будет сеть организаций спортивной подготовки, тем больше возможность увеличить федеральную субсидию.

— Как связана модернизация спорта с сертификатами в системе дополнительного образования?

— В скором времени для обучения по всей России будет введена персонифицированная система финансирования дополнительного образования детей. Будут распределяться сертификаты — на одного школьника в год. Ребенок сможет заниматься по четырем направлениям: спорт, искусство, робототехника, изучение природы. Либо на выбор чем-либо одним, либо сразу в нескольких секциях и кружках. Оплачивает занятия государство. Нововведение поможет выбрать занятие по душе. Надеемся, больше детей будут заниматься в образовательных учреждениях благодаря сертификатам, а затем придут в большой спорт.

— Большая проблема всех дальневосточных регионов — отток спортсменов в центральную часть страны. Как она разрешается в ходе модернизации?

— Действительно, одна из целей — закрепить спортсменов здесь, обеспечить уровнем материальной поддержки, в которой они нуждаются. Хороших спортсменов немало, Приморье ими славится. Но зачастую эти люди, достигнув высоких результатов, нас покидают. Стараемся стимулировать остаться здесь. В Приморье действуют меры поддержки и премирования победителей и призеров по итогам выступлений на всероссийских, международных соревнованиях, Олимпийских играх. Мы продвигаемся к обеспечению спортсменов согласно федеральным стандартам. Кроме того, ведется работа по обеспечению тренеров социальными льготами и гарантиями, которые сейчас есть у педагогов дополнительного образования (субсидии на оплату коммунальных услуг в сельской местности и так далее). Существуют надбавки к зарплате за результативность. Проводим для тренеров курсы повышения квалификации.

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ