Мзда всему голова

Что России мешает бороться с коррупцией

Для эффективной реализации антикоррупционной политики в сфере бизнеса необходимо не только обеспечить госзащиту предпринимателей от незаконного уголовного преследования в случае разоблачения коррупционеров, но и повысить их информированность о существующих внесудебных механизмах защиты своих прав и интересов.

В соответствии со стратегией экономической безопасности России на период до 2030 г., утвержденной Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208, одной из основных внутренних угроз является коррупция. Данный вывод подтверждается соцопросами. По данным Торгово-промышленной палаты РФ, 35,5% из 40,7 тыс. опрошенных предпринимателей сталкивались с необходимостью неофициальных платежей или подарков должностным лицам. В частности, подарки на сумму до 25 тыс. рублей приходилось делать 54,8% респондентам, от 25 тыс. до 150 тыс. руб. — 14%, от 150 тыс. до 1 млн рублей — 4,3%, а более 1 млн рублей — 1,4%. Чаще всего предприниматели сталкивались с коррупцией в разрешительной, контрольно-надзорной и закупочной сферах. При этом 40% респондентов считают действия федеральных властей по борьбе с коррупцией неэффективными.

Все это не могло не отразиться на инвестиционной привлекательности национальной экономики. Согласно последнему рейтингу Всемирного экономического форума «Глобальная конкурентоспособность», Россия занимает лишь 43-е место из 140. При этом коррупция названа одной из главных проблем для ведения бизнеса. Аналогичное утверждение содержится и в прошлогоднем опросе 100 компаний из списка Fortune 500, проведенном агентством FleishmanHillard Vanguard и Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). За период с 2014 по 2017?гг. доля инвесторов, пожаловавшихся на коррупцию, выросла втрое — с 18% до 56%.

Не все попадаются

Анализ судебной практики свидетельствует о сокращении количества осужденных предпринимателей, в том числе за взяточничество. По данным Судебного департамента при Верховном Суде России, в 2014 г. было осуждено 9,2 тыс. предпринимателей (из них 339 — за взяточничество), в 2015-м — 9,2 тыс. (329), в 2016-м — 9,8 тыс. (239), в 2017-м — 6,8 тыс. (230).

В первом полугодии 2018 г. за совершение различных преступлений осудили 4,4 тыс. предпринимателей, из них 87 — за дачу взяток.

Административная ответственность организаций за коррупцию была введена в КоАП Федеральным законом от 25.12.2008 № 280-ФЗ. По данным Генпрокуратуры РФ, за 2011–2017 гг. количество юрлиц, привлеченных к административной ответственности за коррупционные правонарушения, увеличилось в 17 раз (со 161 до 2?216). Всего же с момента введения административной ответственности за коррупционные правонарушения (ст. 19.28–19.29 КоАП РФ) наказали 8862 организации.

За первое полугодие 2018 г. к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП было привлечено 262 организации (+23,6%), а общая сумма наложенных на них штрафов достигла 630,5 млн руб. (+60%). Большая часть правонарушителей была выявлена в Центральном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах. Однако общая сумма взысканных с них штрафов составила всего 146,7 млн руб.

Как показывает практика, незаконное вознаграждение обычно выплачивается: за освобождение от административной ответственности и общее покровительство; содействие при заключении и исполнении государственных/муниципальных контрактов, отказ от участия в конкурсных процедурах, способствование в заключении сделок; предоставление преференций в ходе разрешительных процедур (решение вопроса о выделении земельных участков и предоставлении помещений в аренду).

Прокурорский щит и госпоблажки

В целях предупреждения, выявления и пресечения фактов деловой коррупции за последние годы были предприняты следующие шаги. Во исполнение пп. «б» п. 25 Указа Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Минтруд издал Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (в ред. от 08.04.2014). Основной акцент в них сделан на необходимости проведения организациями систематической оценки коррупционных рисков, создания процедуры выявления и урегулирования конфликтов интересов, внедрения стандартов поведения, развития внутреннего контроля и организации работы антикоррупционных подразделений.

Сегодня бизнесмены могут оспорить в прокуратуре незаконные положения нормативно-правовых актов, например, административных регламентов предоставления государственных (муниципальных) услуг или осуществления контрольно-надзорных функций. Обратиться можно и в случае несогласия с действиями органов, уполномоченных на осуществление разрешительных, лицензионных, регистрационных и других процедур. Обжаловать можно также неисполнение требований Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Речь идет о выделении бюджетных средств (субсидий), размещении информации об оказании предпринимателям помощи в общедоступных источниках, соблюдении гарантированного федеральным законодательством преимущественного права на выкуп арендуемой недвижимости и т. д.

В 2016 г. статьи 291–291.2, 204–204.2 Уголовного кодекса РФ были дополнены примечаниями, согласно которым лицо, давшее взятку или предмет коммерческого подкупа, освобождается от уголовной ответственности, если активно способствовало раскрытию или расследованию преступления и либо в отношении него имело место вымогательство взятки (предмета подкупа) со стороны должностного лица, либо после совершения преступления лицо добровольно сообщило о нем в правоохранительный орган.

Согласно примечанию 2 к ст. 200.5 УК РФ лицо, совершившее подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию или расследованию преступления, либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в правоохранительный орган.

Федеральный закон от 03.08.2018 № 298-ФЗ ввел условия освобождения организаций от административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 19.28 КоАП, если юридическое лицо способствовало его выявлению, проведению административного расследования и (или) раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении него имело место вымогательство. При этом данное положение не будет распространяться на правонарушения, совершенные в отношении иностранных должностных лиц и представителей международных организаций при осуществлении коммерческих сделок.

Поманили рублем

В августе вступил в силу приказ МВД России от 06.06.2018 № 356, позволяющий выплачивать вознаграждения гражданам, участвовавшим в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших. Согласно приказу, размер вознаграждения варьируется от нескольких тысяч (сумма до 500 тыс. руб. устанавливается по решению руководителя территориального управления МВД или его заместителя) до 3 млн руб. (по решению замминистра) и выше (непосредственно главой МВД). Объявления о вознаграждении будут публиковаться на официальном сайте МВД. Решение о его выплате будет приниматься после задержания преступника. В случае принятия решения о выплате вознаграждения МВД будет уведомлять об этом гражданина в течение 14 дней со дня издания приказа. В случае отказа в выплате вознаграждения гражданин узнает об этом в течение 7 дней со дня утверждения соответствующего заключения. Вознаграждение можно будет получить как наличными, так и безналичным путем.

Проблемы остаются

Несмотря на столь позитивные преобразования, сохраняется ряд существенных проблем, снижающих эффективность борьбы с коррупцией. Так, главным тормозом развития института заявителей о фактах коррупции является не столько боязнь мести (причинения вреда) со стороны чиновников, сколько отсутствие заинтересованности у самих бизнесменов ввиду дефицита доверия к правоохранительным органам.

Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20.08.2004 № 119-ФЗ (ч.2 ст. 2) предусматривает, что меры госзащиты могут быть применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления. Однако госзащита заявителей осуществляется лишь после получения ими процессуального статуса — потерпевшего или свидетеля.

Другой проблемой является обеспечение соблюдения принципов обоснованности и добросовестности заявления о фактах коррупции. При отсутствии реальных доказательств бизнесмен может сам стать субъектом уголовного преследования, например, за клевету (штраф по ст. 128.1 УК РФ — до 5 млн рублей) или заведомо ложный донос (лишение свободы по ст. 306 УК РФ от двух до трех лет).

Комментарии (3)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
АВТОР | Отправлено: 31 октября 2018, 00:11
Господа-кгбшники и недоброжелатели: читайте закон «Об общественных объединениях» (1995), разрешающий нигде не регистрироваться чтоб говорить правду. И вообще, пейте пустырник.
Гость | Отправлено: 30 октября 2018, 19:45
Иван,это название-"Центр..",для понтов. Нигде этот центр не зарегистрирован. Пишет бред какой-то,как всегда. Ведь главное в этом вопросе - создание условий,организации любой работы,исключающих возможность и желание:у одного брать,у другого давать взятки. Может есть ещё что-то,потому что "берут " солидно оплачиваемые должности. Возможно "что-то" -это совершенно стороннее воздействие,с целью ,через коррупцию в другой стране,препятствовать её развитию.
Иван | Отправлено: 30 октября 2018, 19:22
Центр изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности - это ещё что такое??? Очередной пожиратель бюджета!!! Идиотизм достиг пика...
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ