Правительство внесло в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности», сообщает KONKURENT.RU.
Российский рынок лизинга за двадцать лет своего развития достиг значительного размера. Чистые инвестиции в лизинг (стоимость имущества, переданного в лизинг) по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) оцениваются в 1,5 трлн руб., активы лизингового сектора по МСФО составляют около 2,5 трлн руб., лизинговый портфель (все неполученные будущие платежи) – 3,5 трлн руб. Минимальная оценка величины кредитных требований лизингового сектора к экономике составляет около 4% ВВП. Среди финансовых рынков лизинговый сектор занимает второе место по величине кредитных требований после банковского портфеля.
Анализ лизингового рынка, проведенный федеральными органами исполнительной власти совместно с Банком России, показал, что он является высоко нестабильным в сегменте малых и средних компаний и имеет признаки «теневого» рынка. Ежегодно в России создается около пятидесяти и закрывается около сотни лизингодателей.
При этом лизинговый рынок сталкивается с рядом проблем, которые препятствуют его качественному развитию. Среди них отсутствие требований к системе риск-менеджмента и обеспечению надежности лизинговых компаний, невозможность оценить реальное финансовое положение лизингодателей на основе отчетности по российским стандартам учета и отсутствие полной официальной информации о лизинговом рынке, а также достоверность отчетности лизингодателей. Низкая информационная прозрачность рынка приводит к увеличению системных рисков лизинговой деятельности по мере его роста.
Крупнейшими участниками лизингового рынка являются компании, в капитале которых значительная доля принадлежит государству. С учетом банков, связанных с государством и Банком России, государству принадлежит от 50 до 70% активов лизингового сектора.
Законопроектом предусматривается введение регулирования деятельности лизинговых компаний, определенных в категорию специальных субъектов лизинговой деятельности, связанных с государством и получающих государственную поддержку или претендующих на нее. Такие лизинговые компании предлагается отнести к некредитным финансовым организациям. Предусматривается регистрация таких компаний путем внесения сведений о них в реестр субъектов лизинговой деятельности Банка России.
Также предусматривается введение саморегулирования на лизинговом рынке для компаний, сведения о которых внесены в реестр субъектов лизинговой деятельности. Как считают в правительстве, создание саморегулируемых организаций на лизинговом рынке будет способствовать, в частности, разработке обязательных для субъектов лизинговой деятельности базовых стандартов, предоставит субъектам лизинговой деятельности возможность самостоятельно урегулировать отдельные отраслевые проблемы, включая вопросы в сфере управления рисками и внутреннего контроля.