2018-11-16T14:02:42+10:00 2018-11-16T14:02:42+10:00

«Независимые» АЗС толкают вверх цены на бензин

Однако граждане продолжают обвинять во всем крупные сети

Сейчас принято обвинять правительство нашей страны  и крупный сетевой бизнес в том, что цены на бензин достигают немыслимых показателей. Если подробно разобраться в ситуации, то все встанет на свои места.  

Водители косо смотрят в сторону АЗС, которые принадлежат крупным сетям. И не заезжают туда. Они уверены, что это послужит уроком для больших компаний. При этом, если разобраться, то именно независимые заправки являются главными выгодополучателями. Именно они не заинтересованы в снижении цен на бензин. Они поднимают цены, а слабый контроль позволяет им под видом добротного бензина продавать суррогат.

Чтобы понять, где у независимых «профит», надо разобраться, как формируется цена на бензин. И от стоимости барреля нефти почти ничего не зависит. Самая большая доля – это акцизы и налоги, которые взимает государство. В цене на бензин АИ-92 налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) занимает более 38% от стоимости бензина, акцизы – 19,16%, НДС и прочие налоги – 16,54%. За три четверти литра (73,8 %) водитель платит государству, а не нефтегазовой компании и не заправке.

Бензин на АЗС, принадлежащих вертикально интегрированным компаниям (ВИНК), попадает с собственных заводов и скаладов, на независимые, если они следуют легальным схемам, – через биржу, где ВИНК продают нефть и топливо.

Весной этого года цены неожиданно поднялись и правительство предприняло беспрецедентную меру и заставило зафиксировать цены НПЗ на бирже. Но цены все равно продолжили расти. Что же произошло? Ведь крупные компании находятся под приглядом ФАС и не могут повышать цены так, как того требуют рыночные факторы.

«Рост обеспечивают крупные оптовики, которых правительство назвало «спекулянтами» и предложило запретить им участвовать в биржевой торговле», – объясняет Рустам Танкаев, генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал».

«На бирже инвестиционно-финансовая компания «Солид», крупнейший брокер, закупает около 30% нефтепродуктов и перепродает их. По сути, это не запрещено, но это и есть спекулятивные операции, которые формируют ценовой фон в стране», – рассказывает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.

Непрозрачная структура биржи позволяет не раскрывать информацию о сделках, чем и пользуются нечистые на руку участники рынка. Под прикрытием биржевой торговли они могут осуществлять договорные сделки, увеличивающие количество спекулятивных операций и значительно удлиняющие цепочку посредников, что в результате поднимает цену для конечного потребителя.

И сейчас именно такие компании и покупающие у них топливо «независимые» АЗС и являются катализатором роста в России. Об этом прямо говорит, например, глава НК «Роснефть» Игорь Сечин: «Независимые сети, действительно, провозглашают, что у них 60%, на самом деле это не больше 30%. А 70% – у вертикально интегрированных компаний. Но эти 30% как раз и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает Федеральная антимонопольная служба. Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство».

В настоящее время ВИНКи, постоянно несущие социальную нагрузку, налоговое бремя, разведку-добычу-переработку и прочие сопутствующие расходы, не менее регулярно сталкиваются с сомнительного вида ценовой и продуктовой конкуренцией со стороны независимых и спекулянтов. А у тех и ответственность поменьше, и соцнагрузка минимальная, так как их работа происходит зачастую, как говорится, «в серую».

«Помимо этого, на ценообразование влияют и посредники, которые формируют цену, причем сделки на бирже происходят в интересах только этих компаний», – отмечает Мухин.

Самая наглядная ситуация сложилась в Приморье: край удален от большинства НПЗ и центра РФ. Так, крупным региональным игроком на рынке является Владимир Чирсков, акционер сети АЗС «Октант», он же - президент НО «Приморский топливный союз».

«Понятно, что в результате такого интересного совмещения должностей этот регионал легко может аккумулировать достаточное количество недовольных в формате союза и направить это недовольство в своих собственных интересах», – подчеркивает Мухин.

С «Приморским топливным союзом» Чирскова тесно связан, как говорят, Юрий Чубко, учредитель ООО «УссурНефтеПродукт», которое управляет достаточно большой сетью «независимых» АЗС. В Приморье рассказывают об очень интересном прошлом руководства этой сети.

«И вот, имея в виду эти самые риски, понятно, что когда такие игроки топливного рынка через «Независимый топливный союз», президентом которого является Павел Баженов, обращаются к президенту РФ с ультиматумом: «Замотаем шланги и устроим всероссийскую забастовку!», надо очень внимательно смотреть, чего же требуют эти господа», – говорит Мухин.

На самом деле требования-то, похоже, очень простые: по возможности оставьте в покое с проверками, сертификацией, акцизами и позвольте бесконтрольно повышать цены для конечных потребителей.

Некоторые из них связаны или были связаны с криминалом, для которого заправочные станции и все виды деятельности вокруг них всегда были одним из основных источников доходов.

«Любопытно, что в Приморье указанные частные сети закупают в несколько раз больше, чем могут реализовать. А когда закупаемые объемы настолько превышают потребности – это означает, что мы имеем дело с классическими перекупщиками и спекулянтами, тесно связанными к тому же с местными властями», – отмечает Алексей Мухин.

Игорь Сечин также затронул тему автозаправки «Октант»: «У нее формально с десяток заправок, и владелец сети на всех углах кричит о том, что вертикально интегрированные компании душат частный бизнес и так далее, а на самом деле именно он формирует ценообразование в регионе. А объяснить ситуацию можно только одним – коррупция».

 

А когда закупаемые объемы настолько превышают потребности, это означает, что мы имеем дело с классическими перекупщиками и спекулянтами, тесно связанными к тому же с местными властями. Поэтому частники легко пытаются пролоббировать не только снижение оптовых цен, но и производство низкооктанового бензина АИ-80, который ВИНКи давно уже не продают и не производят. Ведь достаточно получить мелкую партию сертифицированного бензина, чтобы иметь прикрытие для больших партий суррогатного топлива, которое производится на совершенно непонятных НПЗ. В Приморье у того же Чубко, например, есть свой завод «Голубая звезда».

Ведь что им позволяет закреплять у себя на заправках низкие цены? Это в том числе торговля неучтенным бензином ужасающего качества. По оценке экспертов комитета по энергетике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), объем контрафактного и суррогатного моторного топлива на российском рынке достигает 60%. Официальные данные Росстандарта более оптимистичны: доля суррогата на российском рынке сократилась в период с 2009 года по настоящее время с 28 до 11%. При этом продажи суррогатного топлива выявляются тем же Росстандартом на каждой восьмой АЗС. Минэнерго России в неофициальных беседах говорит, что доля контрафакта составляет около 30%. В РСПП говорят, что в розничном звене наибольшее число нарушений приходится на небольшие местные сети (до пяти АЗС), а также бензовозы, оборудованные под передвижные АЗС. Наиболее распространенное нарушение в мелкооптовой и розничной торговле – фальсификация, когда вместо запрашиваемого топлива на деле вам продадут его более дешевый и менее качественный аналог.

Какой можно сделать вывод? Именно «независимые» АЗС толкают вверх цены на бензин – они не подчиняются ФАС и могут перепродавать топливо, которое им вынуждены продавать по низким ценам вертикально интегрированные компании. Для того, чтобы увеличить свои продажи, они не стесняются торговать суррогатами и контрафактом.

ВИНКи, которые готовы некоторое время даже работать себе в убыток, давно пытаются унифицировать правила игры на розничном топливном рынке, предлагая всяческие варианты взаимовыгодных условий ведения бизнеса для всех.

Та же «Роснефть» предлагает перенести акцизф с НПЗ на АЗС с дальнейшим перечислением налога в бюджет соответствующих субъектов нашей страны, попутное создание качественной системы идентификации производителя топлива, возможность введения механизма плавающих ставок акциза на моторное топливо с обратной зависимостью от изменения котировок на нефть. «Это, к примеру, должно существенно снизить негативное влияние от изменения мировых котировок на внутренние цены. То есть рынок станет гораздо более прогнозируемым, прозрачным и т. д.», – говорит Мухин. Справедливым будет и более равномерное распределение нагрузки на добывающие компании по обеспечению внутреннего рынка – каждая компания может направлять на переработку не менее 17,5% добываемого сырья. И в идеале должна это делать: добывая 520 млн тонн нефти в год, Россия потребляет 90 млн (это и есть 17,5%). Выполнив такое условие, компании помогут избежать пресловутого дефицита – это и есть простое решение проблемы.

Но региональные участники рынка начинают самый настоящий шантаж и представителей власти, и своих коллег–»ВИНКов, угрожая забастовками, нарушением баланса поступления топлива на рынок и на производства.

Причем этот шантаж проводится на тех площадках – вот где Приморье опять «прорастает», – на которых сегодня идут весьма чувствительные для федеральной власти предвыборные процессы. «При этом ВИНКи априори – «системные игроки», у них нет противоречий с федеральной властью, да и с региональными властями возможные противоречия, как правило, сводятся на нет», – напоминает Мухин.

И ВИНКи предлагают адекватные меры по снижению цен, вполне себе рыночного, цивилизационного свойства. «Так что было бы странно, если бы федеральная и региональные власти сейчас пошли на поводу у шантажистов, которые опосредованно настаивают именно на повышении цен для конечного потребителя», – говорит политолог Алексей Мухин.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ