Советские автомобили: хлам или сокровище?

Приморский предприниматель собрал уникальную частную коллекцию машин, произведенных в СССР
фото: предоставил Е. Шершнев | Советские автомобили: хлам или сокровище?
фото: предоставил Е. Шершнев

Машины становятся достоянием не только музеев, но и частных коллекций. Предприниматель Евгений Шершнев — обладатель «инвалидки», ГАЗ «Победа» и прочих автомобилей — рассказал деловому еженедельнику «Конкурент», как собрал 11 единиц представителей советского автопрома.

«Реставрация советских автомобилей — хобби, к которому я пришел уже после 40 лет, — рассказал Евгений Шершнев. — На глаза попалось объявление о продаже ГАЗ-АА 1936?г. в., на которой я еще мальчишкой катался в детстве. И я решил, что стоит попробовать себя в реставрации.

Главный принцип, которым я руководствуюсь при реставрации машин, — это установка оригинальных запчастей. Если их невозможно найти, то новодельные детали произвожу сам строго по чертежам, не допуская никаких отклонений от советского эталона. К сожалению, автомобили, которые продаются в России, зачастую сильно переделаны. Как правило, такая техника должна была выполнять вполне утилитарные задачи в тяжелое послевоенное время, и советские умельцы заменяли запчасти чем могли. И перед реставратором, желающим восстановить заводской облик автомобиля, стоит непростая миссия. Но мой ГАЗ-АА является обладателем отреставрированного кузова, на нем нет ни одной лишней детали и стоит заводская резина. Причем этот автомобиль может похвастаться даже стоковой тормозной системой — механической.

После ГАЗ-АА коллекция стала расширяться. У меня появился ГАЗ-М-20 «Победа» 52-го года — настоящий народный автомобиль. У каждого мужчины старше 50 лет с такими «Победами» связаны различные воспоминания: у кого-то машина стояла во дворе многоквартирного дома, у кого-то ею владел родственник. Есть у меня и менее массовые представители: ГАЗ-67, ГАЗ-69, «Москвич-401», «Москвич-407», ЗАЗ-965 «Запорожец». И даже военный «американец» Willys MB 1943 г. в.

Большой удачей было купить СМЗ «инвалидку». Такой автомобиль в советское время являлся транспортным средством для передвижения людей с ограниченными возможностями и имел ряд особенностей: например, отсутствовал задний ход. Автомобиль был собственностью государства и после шести лет эксплуатации или же смерти владельца изымался. Поэтому в Приморье сохранились буквально единицы «инвалидок» — пара машин в музеях да штуки три у частников. Сегодня к редким владельцам таких необычных автомобилей отношусь и я.

Настоящей жемчужиной моей коллекции стал ГАЗ М-1 1937 г. в. Машина по-настоящему уникальная, в основном ее выпускали для верхних эшелонов власти. В моем экземпляре не сохранилось ничего, кроме кузова. Пришлось искать техническое наполнение и салон. С последним было особенно сложно, поскольку М-1 подвергался тюнингу еще в советское время. Передние кресла активно заменялись «диванами» от других, более современных автомобилей, поскольку они были удобнее для поездок, а оригинальные кресла оказывались на свалке. Мне удалось найти ванну переднего сиденья, которая пят лет назад стоила 25 тыс. рублей, и с этого началось восстановление салона. Ткань, хоть и новодельная, является точной копией советской.

Последняя запчасть сошла с конвейера ГАЗ М-1 более 75 лет назад — в 1943 г. Какие-то запасы хранились на складах, но и они уже давно закончились. Поэтому сегодня, когда люди обнаруживают на полках, в гаражах деталь и узнают, что она для ГАЗ М-1, ее цена автоматически вырастает в десятки раз. Например, родная коробка передач, установленная на моем автомобиле, стоит 300 тыс. рублей. В целом же на восстановление ГАЗ М-1, которое еще не закончено, уже потрачено более 2 млн рублей.

Сегодня в моей коллекции четыре полностью отреставрированных автомобиля. Радует, что мое увлечение разделили и сыновья. Но я понимаю, что вся моя семья уже насладилась созерцанием таких автомобилей, а все друзья уже достаточно прониклись духом советской эпохи. И было бы неплохо показать свою коллекцию кому-то еще. Поэтому вот уже три года я пытаюсь решить земельный вопрос с участком, на котором планирую разместить свой музей».

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ