2018-12-27T08:11:34+10:00 2018-12-27T08:11:34+10:00

Классическая катастрофа: в Приморье подорожает абсолютно все

Бизнес в напряжении: 2018-й был для него неблагоприятным, но 2019-й обещает еще больший рост издержек на фоне тающей маржинальности. Прокрустово ложе становится экстремально тесным.

«Маржинальность падает, это давно уже рыночный тренд, и если когда-то 100% прибыли считалось даже мало, теперь радуются 20%, — рассказывает владелец сети гипермаркетов «Реми» Дмитрий Сулеев. — Рентабельность 1–2% сегодня — большой успех. Если вы остались не в минусе, уже хорошо. Конкуренция становится все изощреннее. В борьбе за потребителя нужно столько труда и таланта, что не все эту гонку выдерживают».

В 2019 г. «эта гонка» будет продолжаться еще в более экстремальных условиях, по бездорожью кризисной экономики, с препятствиями в виде новых налогов и административных барьеров. А цены будут расти вместе с уровнем адреналина.

Ралли по бездорожью

Во многом ценообразование зависит от ситуации на топливном рынке, который решением правительства с 1 ноября был переведен в ручной режим управления. Для широкого потребителя стоимость бензина на АЗС сдерживается до конца года, однако, считают эксперты, деньги, сэкономленные на автозаправке, ему придется заплатить так или иначе.

«После скачка цен на бензин с их последующей заморозкой нефтяные компании начали компенсировать выпадающие доходы за счет корпоративных клиентов: вводятся сервисные сборы, отменяются скидки. В результате затраты на топливо для перевозчиков в ноябре выросли в среднем на 30%. Транспортные компании работают на высококонкурентном и низкомаржинальном рынке и не смогут удерживать цены при таком росте себестоимости. Цена транспортных услуг может вырасти минимум на 10%, что неизбежно скажется на розничных ценах на товары», — обращается к Дмитрию Медведеву Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ), Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) и «Руспродсоюз».

Ситуацию усугубит отмена льготы к транспортному налогу для плательщиков системы «Платон» и дальнейший рост топливных акцизов. Ставки вырастут до 12 300 руб. и 12 750 руб. за тонну моторного и до 8500–8800 руб. за тонну дизельного топлива. «НДС и повышение цен на топливо сильнее всего скажутся на рынке перевозок. Плюс не надо забывать, что железная дорога ежегодно поднимает свои тарифы — в 2018 г. этот рост составил в районе 10%. Каких цифр ожидать в 2019-м, пока неизвестно», — отмечает Роман Селех, руководитель логистической компании «АТК».

Александр Латкин, экономист: «Рост цен на топливо, приостановленный благодаря решению правительства, возобновится в новом году, и, по оценкам аналитиков, составит 4–6%. Следовательно, будет расти стоимость продуктов питания и других товаров повседневного спроса. Прогнозируемая инфляция в 2019 г. — на уровне 4%. Но, принимая во внимание структурную инфляцию, можно говорить о 8–10% для продовольственных товаров».

Смерть и налоги

Следующая причина роста цен — повышение ставок налога на добавленную стоимость с 1 января с 18 до 20%. Долгое время НДС оставался неизменным, однако бюджетная политика требует непопулярных мер.

Андрей Водеников, директор ООО «МАРКЕТОПТТОРГ»: «Рост цен на топливо и НДС — два главных фактора, которые напрягают рынок (хотя уже сегодня дизель обходится 48 рублей, что, на мой взгляд, слишком много). Плюс подорожают услуги ЖКХ, многие субъекты торговой деятельности поднимут арендные ставки. Все это бьет по карману любого предпринимателя».

Согласно экспертным оценкам, темпы сборов налогов в России в 1,84 раза превышают темпы роста заработных плат. Налоговая нагрузка на бизнес растет. В соответствии с заданным трендом УФНС старается вывести на чистую воду как можно больше «уклонистов», широко развернув кампанию по борьбе с дроблением бизнеса. Положительные решения, подтверждающие неправомерные действия предпринимателей, вынесены в судебном порядке. Штрафы зашкаливают за сотни миллионов. Но эти суммы ничто по сравнению с теми издержками, которые будут нести нарушители, поменяв систему налогообложения.

«В 2017 году собираемость налогов повысилась на 20%, в 2018-м — еще на 20%, и в следующем году УФНС не собирается сбавлять темпов, хотя оборот торговых сетей вырастет, допустим, на 7%, — делится мнением Сергей Митрофанов, первый вице-президент сети «В-Лазер». — Налоговая нагрузка и на предприятия, и на граждан будет увеличиваться, пока не возникнет критическая ситуация. Это как с тюремными бунтами: сначала разрешали передавать заключенным по четыре пачки сигарет и по сто рублей в месяц, потом сказали: «Нет, 100 рублей нельзя, только сигареты», потом снизили норму до двух пачек, до одной, и тут начался тюремный бунт. Решили повернуть назад — давайте опять по две пачки. А это уже не помогает. Надо идти на слишком большие уступки. Вот вам классическая теория катастроф. И, я боюсь, то же самое происходит сейчас: мы будем увеличивать налогообложение, пока не возникнет такая острая ситуация, что придется сильно откатывать назад».

Если есть в кармане пачка сигарет

Рост цен на отдельные категории товаров связан с акцизной политикой. Установлена единая ставка акциза на вина. Вводится акциз на кальянную смесь (новый подакцизный товар) по ставке 457 руб. за кг, а также акциз для отечественных производителей парфюмерии и косметики за используемый в продукции спирт по ставке 523 руб. за литр безводного спирта, 107 руб. — за литр денатурированного спирта.

Самые плохие новости ожидают заядлых курильщиков. С 1 марта вступает в силу закон, который вводит обязательную маркировку табачных изделий — «табачный ЕГАИС». Маркировка будет использоваться для учета производства товара, его перевозки через таможенную границу Евразийского экономического союза или через российскую границу, оптовой и розничной торговли, чтобы отслеживать оборот производственного оборудования. Для рынка это означает только одно — цены вырастут.

Андрей Водеников: «За 2018 год в рублевом эквиваленте сигареты подорожали на 15–20 рублей. С продуктами работать проще: для них не установлена МРЦ — максимальная розничная цена, выше которой ретейлер не имеет права продавать товар. Стоимость табачных изделий ограничена, и на сегодняшний день наценка от входящей цены до МРЦ составляет меньше 10% — это очень-очень мало. Получается замкнутый круг. В результате многие предприниматели отказываются работать с табаком или закрываются. Акцизы растут, растет входящая цена, требуется все больше оборотных средств, а заработок падает, ведь денег у населения нет».

И наконец, ряд аналитиков прогнозирует к весне 2019 г. курс обмена валют до 90 руб. за 1 доллар США. Это также неизбежно повлияет на ценообразование. «Рынок очень зависит от импорта, — напоминает Александр Усенко, индивидуальный предприниматель. — Например, та же упаковка в 2018 г. подорожала на 7–10%. Хотя мы работаем с отечественным производителем упаковки, сырье для нее закупают за границей. Поставщики меняют цены постоянно. Прайс может измениться за неделю два раза. Стоимость мяса выросла на 15–20% в 2018 г., подорожала курица; рыба, несмотря на отличную путину, не дешевеет. Из рыбопродукции мы используем чистое филе, компаний-переработчиков последнее время стало меньше — они адекватно оценивают ситуацию, устанавливают ту маржу, которую считают целесообразной, и опускают либо поднимают цену в зависимости от сезона. Но цена не идет вниз. В то же время наша продукция подорожала на 5% в 2018 г. и, скорее всего, подорожает еще порядка на 5% в 2019-м — поднимать, я думаю, будем в марте, когда станет ясна полная картина с ценообразованием. Работать приходится в сложных условиях, но рынок очень конкурентный, и производитель не может позволить себе отпугивать покупателя высокими ценами».

Выкручивание рук

Ретейлеры уже получили новые прайсы от поставщиков. Как всегда перед новым годом, начинается торг, в котором главный вопрос — насколько обе стороны готовы пожертвовать маржинальностью. Учитывая ситуацию с потребительским спросом, делить пирог становится все сложнее.

Дмитрий Сулеев: «В среднем поставщики намерены поднять цены на 2–4%, но какая-то часть претендует на 10–15% — таких мы пытаемся образумить, ведем переговоры, а они жалуются в органы власти, что розница ставит их в неудобное положение и выкручивает им руки. Ничего из ряда вон выходящего — это всегда такой длительный переговорный процесс. Мое мнение: стоимость товаров первой необходимости вырастет очень незначительно. В условиях низкого потребительского спроса и огромной конкуренции многие не станут повышать прайсы, борясь за клиента, либо попытаются как можно дольше держать цены, жертвуя маржой».

Эксперты прогнозируют увеличение стоимости продовольственных товаров на 1–10%, в зависимости от категории, в 2019 г. Ожидается рост цен на бытовую технику и электронику, который, по словам руководителя сети «Домотехника» Виталия Дубового, в 2018 г. тормозил демпинг со стороны новых участников и выброс в продажи стоковых товаров, связанный с некоторыми пертурбациями среди сетевиков. Этот рынок в условиях кризиса чувствует себя далеко не лучшим образом. Сказывается кризисная конъюнктура, а кроме того, объясняют эксперты, покупательная потребность в высокой степени удовлетворена. «У населения денег нет. У государства денег нет. В итоге бизнес зажимают с двух сторон, — комментирует один из собеседников «К». — Помните, у классика кто-то пытался провести эксперимент с лошадью — сначала давал ей на полведра овса меньше, потом оставил только четверть, потом лишь горсточку… И в итоге лошадь сдохла. Предсказуемый результат».

А зачем оно надо

Александр Латкин: «И бизнесу, и широкому потребителю в предстоящем году будет еще сложнее. Сегодня много говорится о том, чтобы поднять зарплаты населению, но это не поможет увеличить вилку между расходами и доходами в пользу доходов. Будет проиндексирована зарплата бюджетникам — госслужащим, эмчеэсникам и так далее, но помимо бюджетников есть еще небюджетники, есть малый и средний бизнес, который сегодня влачит жалкое существование. Мне, например, известна следующая цифра: в уходящем году вновь создаваемых предпринимательских структур в Приморском крае было в полтора раза меньше, чем тех, кто развалился, обанкротился».

Сергей Митрофанов: «Если предпринимателей банкротится в полтора раза больше, эта статистика может говорить в том числе о том, что уходит пресловутое разбиение бизнеса. Но главное, люди теряют интерес к предпринимательству, многие уже не хотят открывать свое дело, а ищут стабильную работу где-нибудь на госслужбе, с хорошей зарплатой. Налоговая нагрузка растет, следовательно, зайти на рынок становится все сложнее, а стать резидентом в ТОРа или свободного порта Владивосток, чтобы получить налоговые послабления, можно, только имея серьезные активы. И наконец, покупательная способность населения не располагает к тому, чтобы создавать все новые и новые бизнесы. Посмотрите, что происходит в ретейле. Буквально за последние два года закрылись «Славянский», «ВЛ-Март», «Сфера-маркет», «Три кота», и это еще не конец.

2019-й будет неблагоприятным. Кроме того, мировая экономика падает, вы можете видеть это по цене на нефть. Баррель нефти марки Brent опустился уже ниже $55. Никому не нужно столько топлива, энергоносителей. А если мировая экономика замедляется, значит, и наша никуда не денется из этого процесса. Всем будет сложно, потому что, когда бюджета не хватает, включается печатный станок, инфляция, которую сегодня мы сдерживаем колоссальными усилиями (на мой взгляд, не совсем оправданно), разгоняется. Это очень большой риск, что цены вырастут».

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ