Александр Хабибулин: «Владивосток перекачивает автомобили в центральную часть страны»

Глава компании по продаже автожидкостей о бизнесе, политике и «автомобильном зле»
Из личного архива героя публикации | «Владивосток перекачивает автомобили в центральную часть страны»
Из личного архива героя публикации
АНКЕТА
Хабибулин Александр Фанузович, 42 года.
Место рождения: Владивосток.
Образование: Владивостокский гидрометеорологический техникум, специальность «океанология» (1981).
Карьера: лаборант в техникуме (1979), служба в рядах вооруженных сил, инженер-радиоэлектроник в агентстве «Аэрофлот» (9 лет), челнок, управляющий АЗС в компаниях «Сфера», «Сфера-кард» (1992-1996). С января 1998 г. — генеральный директор ЗАО «Хабиба» (дистрибутор смазочных материалов).
Состав семьи: жена Лариса, сын Павел и дочь Юлия.
Главное личное достоинство: хитрость.
Главный недостаток: многословность.
Хобби: зарабатывать деньги.

Во-первых, суждения этого человека отличаются от общепризнанных, стереотипы он не приемлет. Во-вторых, собственный имидж он не смешивает с имиджем своего дела, оттого неприхотлив в выборе бизнес-аксессуаров (например, автомобиля). В-третьих, несмотря на то что давно преодолел стадию накопления первоначального капитала, не скрывается за красивым словом и просто заявляет, что зарабатывать деньги — его главная жизненная цель. Словом, Александр Хабибулин, глава компании-дистрибутора масла Mobil — большой оригинал.

«Дело бизнесмена — приспособиться»

— Владивосток называют автомобильной меккой страны. Как вы считаете, по праву?

— Мекка — это Япония, а Владивосток, скорее, протока. Мы перекачиваем поток автомобилей в центральную часть страны, и, слава Богу, эта возможность позволяет выживать некоторым из предприимчивых.

— Насколько автобизнес зависит от смены местной власти? Кто для вас наиболее приемлем на посту мэра Владивостока?

— Кто бы ни был у руля, абсолютно все поменяться не может.

Тяжелее или проще можно будет взять в аренду землю, жестче или мягче будет налоговая политика, бюджет будет выделять больше средств на строительство или на социальные нужды.

Все желающие сесть в кресло мэра говорят, что любят людей. Но любовь бывает разная. Антинародная политика некоторых руководителей привела к развитию некоторых государств, например, Пиночет в Чили. Почему до сих пор ТАК помнят Сталина? Он установил определенные, хоть и жесткие, правила жизни, чего нет сейчас. Я не за диктат, поймите правильно. У меня нет предпочтений в пользу кого-либо, потому что любого мэра я воспринимаю как данность. Дело бизнесмена — приспособиться.

— Взяв за основу своего бизнеса дорогую марку масла, вы не опасались, что товар этой ценовой категории сможет позволить себе не каждый?

— Торговать можно чем угодно. Или что-то производить. Сувениры, к примеру. Отличная вещь, прибыльная.

— Дистрибуцией смазочных материалов вы занимаетесь шесть лет. Как, по прошествии времени, оцениваете свои первые шаги в бизнесе?

— Философски. Вспоминаю дефолт 1998-го. Фирма «Хабиба» прошла его как по маслу. 15 августа получили товар на сумму 30 тысяч долларов. Деньги были не свои, в рублях. Полгода этот один контейнер распродавали — спокойная, ровная торговля, так что кризиса на себе не почувствовал.

Управляя заправочными станциями, я выпустил талоны на бензин. Около 10 тысяч, на 20 литров бензина каждый. Горючее в ту пору считалось дефицитом, периодически пропадало, и мои талоны приобрели популярность. В результате этой акции я получил некий займ у народа, что позволило мне встать на ноги.

— Одному из местных изданий вы поведали, что продали квартиру, собирая начальный капитал.

— Нельзя сказать, что я пожертвовал жилплощадью для развития бизнеса — вроде как снял с себя последнюю рубашку. Жить было где, а та квартира по большому счету была мне не нужна.

«Купил автомобиль — плати за него»

— Что скажете о претендентах на место дистрибьютора масла Mobil? Неужели никто на пятки не наступал?

— Желающие, конечно, были. Но один продал мне остатки своего бизнеса, вот этот самый нераскрученный «Мобил». У другого денег было больше, но маловато настойчивости. Что такое торговля вообще? Это постоянство и качество. Если сегодня не купят, и даже завтра, то купят послезавтра. Несколько лет назад у местных энтузиастов «Шелл» была проблема. Они были лидером продаж в те годы, но потеряли много клиентов в связи с тем, что полгода не завозили масло. Люди вынуждены были ездить на другом масле. А сменить марку на прежнюю уже нельзя — автомобиль этого не любит.

— Досаждают ли владивостокскому «Мобилу» конкуренты?

— Конкуренты для нас — это последователи, которые имитируют наши действия.

С точки зрения брэнда, «Мобилом» пытаются торговать еще двое, а это уже немало. Есть еще другие марки масел, имеющих долю рынка больше 1%, их на рынке Владивостока 19. За нами вплотную идет Valvoline, за ним — Shell, BP, Castrol.

— Быть первопроходцем и оставаться лидером под силу не каждому. Вы знаете какие-то секреты?

— В нужный момент мы выработали новую тактику поведения на рынке. Перестали брать все сами, а начали обучать других, как заработать, продавая масло. Свои станции замены масла не строили, а предложили собственникам подобного бизнеса обучиться у нас и продавать масло под нашим брэндом. Станций партнеров около 20, 14 — во Владивостоке, остальные по краю, есть в Хабаровске и на Сахалине. Цены, качество и перечень услуг на всех станциях примерно одинаковы. И человек уже не рассуждает о том, ехать к Пете масло менять или к Васе. Он просто реагирует на марку Mobil.

— Потребителя не смущает высокая цена?

Он готов отдать деньги за масло Mobil. По-человечески, я готов взять много денег с тех, кто загаживает нашу атмосферу. Совесть мне позволяет. Купили автомобиль — платите за него.

«Таких героев мало»

— В последние годы принят ряд законов, направленных на упорядоченность автобизнеса и рынка автоуслуг. Как вы приспосабливаетесь к новым условиям?

— Я рассуждаю так. Повысили пошлины — хорошо. Значит, и автомобиль стал дороже, и его владелец теперь более бережлив будет. Не пожалеет денег на хорошее масло. Пойдет не в подворотню, а туда, где ему предоставят гарантию на обслуживание.

Принятые законы учат осознанному отношению к автотранспортному средству и к собрату-автомобилисту.

— А страховка?

— В Нью-Йорке количество автомашин с каждым годом снижается при одновременном увеличении количества людей.

Автомобиль сегодня превратился во всеобщее зло. И я понимаю правительство. Если каждому дать возможность ездить на автомобиле, покупать острова, оборудовать личные пляжи, то жить станет негде.

Человек должен жить в отведенном ему пространстве, не занимать больше, чем он может. Закон страхования автогражданской ответственности направлен на то же самое: автомобиль не должен быть доступен каждому.

— Не наскучило быть бизнесменом в течение десяти лет? В политику не тянет?

— Политика использует бизнесменов. Есть такое суждение. Предприниматель — это дойная корова, которую в тяжелый год пустят на мясо. Вот вам отношение политика к предпринимателю. Наш брат идет в политику тогда, когда чувствует, что дело пахнет жареным.

— Значит, вы довольны своим нынешним положением и ваш бизнес не нуждается в крайних мерах?

— Я видел много предпринимателей, которые идут в политику именно тогда, когда их дела плохи. И после этого шага они теряют еще больше. Потому что политикой надо заниматься профессионально. Политики — это нанятые люди, даже не избранные. Нужно быть безусловным лидером, красивым для народа, приятным в общении. Как ныне выбранный Евдокимов. Но не его дело, я думаю, проводить собственную политическую линию. Это должна делать его команда, преданные люди, которые как пришли с ним, так и уйдут вместе со своим лидером, если потребуется. А таких героев мало.

«У меня природное чутье»

— По вашему опыту, какие управленческие технологии наиболее приемлемы в автобизнесе?

— Я посещал несколько семинаров доктора Юдина. Скажу сразу: не сторонник подобного обучения. Обычно семинары проходят в режиме общения друг с другом. Сидишь рядом, слушаешь и узнаешь проблемы и секреты других компаний. Сам руководитель, может быть, и не хотел бы о них рассказывать, но поскольку он работает в паре с менеджером второго или третьего звена, какие-то служебные тайны он ему выдаст. Поставщиков, конъюнктуру рынка, долю рынка, политику цен, наценки. Это не нужно.

— Как считаете, необходимо ли внедрять новые методики в компании?

— Общество, в котором мы живем, хочет стабильности. И люди не любят новаций, с помощью которых их хотят изменить. Поэтому я стараюсь не менять установленных цен. Заметили, что нынешние цены на продукты до сих сравнивают с ценами при Советском Союзе? Потому что последние не менялись годами. Наш прайс действует около двух лет. И только в апреле этого года в связи с изменением цен завода-изготовителя мы вынуждены поднять стоимость своих услуг. Для человека лучше, я полагаю, когда есть сложившиеся, понятные правила.

— Победа над собственными стереотипами относительно новых условий жизни далась вам легко?

— А я ни с чем не боролся! Природное чутье, а проще — хитрость, помогает выживать в любых условиях.

— Если правительство заберет у всех граждан России автомобиль как символ роскошной жизни, как будете приспосабливаться?

— Машина — это техническое средство передвижения, а не роскошь. И использоваться она должна по необходимости, а не для того, чтобы съездить в булочную за углом.

— Предпочитаете общественный транспорт и пешие прогулки?

— Я как раз таки езжу в булочную за угол. Привычка. Советские люди столько времени не могли позволить себе машины, что сейчас без нее чувствуют себя ущербными. Не понимая, что это еще одна головная боль. Каюсь, я не лучше других.

— Какой марки ваша «головная боль»?

— «Тойота Церес», с помятыми дверьми, без передней оптики.

Я не отношусь к тем, кто надраивает машину, созерцает ее как женщину. Созерцать, конечно, можно, но мне больше нравится участвовать — и в жизни, и в любви.

БЛИЦ

— Любимая марка машины?

— Купюросчетная.

— Какое количество денег вам достаточно для полного счастья?

— Немного. 10 тысяч рублей в кармане.

— Самая большая мечта?

— Успокоиться. Но прежде нужно заработать на спокойную жизнь.

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ