Галина Круглова: Учитель по призванию

О школе, учениках и счастье
администрация СОШ № 57 | Учитель по призванию
администрация СОШ № 57
АНКЕТА
Круглова Галина Викторовна, директор средней школы с углубленным изучением английского языка №57 (Владивосток).
Место рождения: Владивосток.
Образование: Институт филологии ДВГУ, факультет английского языка.
Карьера: пионервожатая, учитель английского в средней школе №40 (ныне — хореографическое училище), зам. директора СШ №30, инспектор районного отдела народного образования, последние 18 лет — директор СШ №57.
Педагогический стаж: 36 лет.
Состав семьи: мама, муж (сын, невестка и внучка живут отдельно).
Главное личное достоинство: трудолюбие, порядочность.
Главный недостаток: вспыльчивость.
Хобби: плавание.

Из года в год 1 сентября открытые двери родных школ встречают учеников. К этому событию серьезно готовятся как родители, так и учителя. Среди последних немало тех, для кого завтрашний день — далеко не первый в карьере. Своим секретом, как за долгие годы не утратить интереса к такой работе, с корр. «К» поделилась Галина Круглова, директор владивостокской средней школы с углубленным изучением английского языка.

Осознанность положения

— Галина Викторовна, как вам, учителю с солидным стажем, удается сохранять новизну ощущений праздника в очередной День знаний?

— Это моя жизнь! Когда я вижу результаты своих трудов — мне не нужно никакой благодарности. Я всегда буду 1 сентября счастливым человеком.

— Каким образом наш учитель, работающий почти задаром и голыми руками, добивается результатов?

— Это самоотверженный труд людей, которые остались в муниципальных школах, несмотря на низкую заработную плату. Наверное, это менталитет нашего поколения.

— Почему, на ваш взгляд, основная масса школьников радуется отсутствию учителя? Почему дети не хотят учиться? Им скучно?

— Можете не поверить, что в нашей школе таких случаев не бывает. Мы стараемся замещать те уроки, которые не могут состояться по тем или иным причинам, другими, поэтому «окна» не возникают.

Я считаю, с каждым годом дети все серьезнее относятся к учебе. Очевидно, они начинают понимать те условия, в которых им приходится жить, — за знания в основном нужно платить, причем немаленькие деньги. К тому же далеко не все родители способны оплачивать обучение своих детей. Те ребята, например, которые у нас очень серьезно относятся к изучению английского языка, уже выходят из школы специалистами и всегда смогут заработать себе, грубо говоря, на кусок хлеба — скажем, устроиться на работу переводчиками, репетиторами. В свою очередь мы, педагоги, для того чтобы привить детям интерес к учебе, стараемся укрепить учебно-материальную базу, разнообразить уроки. Учителя нашей школы совершенствуют свои знания, работая также гидами, переводчиками в каникулярное время.

— А что же ученики?

— Вот уже в течение семи лет наши ребята побеждают в конкурсе «Акт в поддержку свободы», который проводят американцы; постоянно в разные штаты три человека направляются на годовое обучение. После участия наших ребят в районных, городских, краевых олимпиадах в школе регулярно появляются новые призы, кубки, благодарственные письма. У нас есть даже своя коллекция, особенно гордимся всероссийским дипломом «Школа века-2000».

Кому в школе не место?

— Не так давно в обществе активно обсуждали тему: «Какое образование лучше — государственное или негосударственное?». Сегодня полемика улеглась, видимо, потому, что общество окончательно расслоилось. Каково ваше мнение о частных школах?

— Мы знаем много примеров, когда дети с плохими знаниями поступают за деньги в высшие учебные заведения и, окончив кое-как, становятся так называемыми дипломированными специалистами. А что если такой специалист станет врачом или учителем? Он сможет скорее принести вред, чем пользу, и будет в своем роде опасен!..

К нам как-то во второй класс перевели мальчика из частной школы. Родители сказали, что сын не получает там знаний. И действительно, когда наши преподаватели проверили ребенка, оказалось, что знания у него слабые по сравнению с нашими второклассниками. И таких случаев немало. Поэтому, я считаю, будь образовательное учреждение платным или бесплатным, оно должно прежде всего давать глубокие знания.

— Кстати, где учились ваши дети?

— Сын — в общеобразовательной школе. Сейчас у меня уже растет внучка, и, я думаю, она не будет учиться в платной школе — это семье не по карману.

— Как вы относитесь к тем учителям, которые не любят детей и которые вынуждены работать в школе за неимением других, более подходящих, рабочих мест?

— Если такие люди к нам приходят, то не задерживаются, не выдерживают темпа работы. Активность нашей школы заметна: у нас уже много лет нет второгодников и прогульщиков. А это один из показателей того, что детям у нас интересно и есть тяга к знаниям. По моему глубокому убеждению, тем, кто не любит детей и не понимает, в чем призвание учителя, в школе не место. Если ты пришел работать, то нужно именно работать, а не высчитывать рабочие часы.

Профессия и должность

— Вам удается сочетать обязанности директора школы и преподавателя английского. Скажите, что самое трудное в том и другом виде деятельности?

— С детьми, не освоившими весь материал на уроке, нужно обязательно позаниматься дополнительно, даже на перемене задержаться и что-то объяснить — для директора школы это сложно. Тщательная подготовка к уроку, творческий подход, подбор наглядного пособия, подготовка специальных заданий — все это требует времени. Поэтому совмещать то и другое, конечно же, сложно. Но вообще не вести уроков я не могу, потому учитель — моя профессия, а директор — моя должность.

На посту директора много внимания приходится уделять изысканию средств для подготовки школы к учебному году, а это нелегко, потому что требования к обучению детей ежегодно возрастают. Однако мне отрадно, что в этом году нам впервые позвонили «от мэра» и предложили помощь. В итоге компании «Алгос» и «РострансПриморье» помогли нам оплатить ряд счетов.

— Что прежде всего вы хотите дать своим ученикам? Какие качества стремитесь в них воспитать?

— Трудолюбие, сознательное отношение к изучению того или иного предмета. Это важно, потому что, пока они дети — обладают очень хорошей памятью, и единственное, что им может мешать, — лень. Поэтому нужно в первую очередь искоренять лень и никогда не останавливаться на достигнутом. Учеба для человека — это труд, а труд легким не бывает.

— Когда вы окончили среднюю школу, сразу знали, чем будете заниматься в жизни?

— Желание стать учителем у меня появилось с пятого класса. Тогда передо мной был образец для подражания — учительница английского языка Екатерина Кошель. Я в нее была просто влюблена и свою мечту — стать учителем — осуществила. Окончив школу, я пошла работать старшей пионервожатой, набиралась опыта. Трудилась и учителем, и завучем, пять лет работала инспектором районного отдела народного образования, потом стала директором школы. 1 сентября этого года мой педагогический стаж достигнет 36-летней отметки, из них в этой школе, директором, я 18 лет.

— Без малого 20 лет в одном коллективе — это почти ратный подвиг, на мой взгляд. Никогда не закрадывалась мысль: «А может, бросить все это»?

— Наверное, как и у всех людей, которые устают от трудностей на работе, иногда возникает желание все бросить и уйти. Но всерьез, конечно, никогда не хотелось этого сделать. Это моя жизнь. Когда я вижу результаты своих трудов — мне больше ничего не нужно. Если бы хотелось уйти всерьез, я бы давно это сделала, предложения были.

Никакой милиции!

— Возникают ли у вас конфликты с детьми и как вы их решаете?

— Они меня всегда понимали, а я — их, мы никогда не конфликтовали. Большинство вопросов решаем без родителей. Если вижу, что ребенок где-то оступился, совершил какое-то правонарушение, стремлюсь разобраться сама, в школе. Стараюсь не портить ему дальнейшую жизнь, не переносить ответственность на милицию. Считаю, что лучше побеседовать с ним, его родителями, попробовать уладить какие-то его проблемы. Вот пример. Как-то из школьной столовой, когда у нас завхоз еще была новенькая, неопытная, ребята украли таз яблок. Я сразу нашла тех, кто это сделал, вызвала к себе в кабинет. Сказала мальчишкам, что эти яблоки стоят денег и их нужно отдать. Если, говорю, вы их съели, то сумму разделим на всех и вы заплатите. А родителей того ученика, который еще и умудрился продать яблоки другому — такой тоже нашелся! — я вызвала в школу...

— Какими вы видите своих выпускников?

— Вижу их такими людьми, за которых никогда не будет стыдно. Уверенными в себе и в своих знаниях, дисциплинированными, ответственными. Я считаю, что они должны всегда помнить, где учились и какого ума-разума здесь набрались.

БЛИЦ
— Вам удается расставить по вазам все цветы, которые вы получаете 1 сентября?
— Стараюсь поздравить всех своих работников, делюсь цветами с теми учителями, которым не досталось. Конечно же, возьму букет-другой домой, остальные оставлю в кабинете.
— Чему не учат учителей?
— Методике преподавания, импровизации, любви к детям.
— Самый главный секрет в изучении английского?
— Должна быть тяга к языку, желание его учить, коммуникабельность, хорошая память и нужно навсегда забыть, что такое лень.
— Что вас может внезапно развеселить на уроке?
— Порой, совершенно непроизвольно, дети говорят очень остроумные вещи, даже не понимая того. А иногда ученик придет с такой прической, что удержаться от смеха невозможно.

Ольга КУЦАЯ «Конкурент»

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ