Александр Николаев: «Не люблю большие машины»

Глава владивостокской автошколы о получении прав и снисхождении на дороге
пресс-служба АНИК | «Не люблю большие машины»
пресс-служба АНИК
АНКЕТА
Николаев Александр Николаевич, директор автошколы «АНИК», 47 лет.
Место рождения: Владивосток.
Образование: Дальневосточный государственный технологический институт, специальность «бытовая радиотехника» (1985).
Карьера: телемастер в ателье (1975-1976), служба в армии (1976-78), электромеханик—старший электромеханик—главный инженер на железной дороге (1980-1992). С июня 1992 г. — глава автошколы «АНИК».
Состав семьи: женат, двое детей.
Главный личный недостаток: не способен быстро принимать решения.
Главное достоинство: не принимаю необдуманных решений.

Говорят, под Находкой есть учебное заведение «АНИК», которое Александр Николаев не открывал. Николаев — это директор одиозной автошколы. Той самой, которую уважают и костерят пешеходы и водители. Но — известный факт — если тебе подражают, значит, твоя торговая марка заслужила на рынке авторитет. О том, кто является авторитетом в бизнесе для г-на Николаева, почему он смеется при упоминании о канализационных люках, не пьет и не делает по утрам зарядку, корр. «К» выяснила из первых уст.

— Обычно «АНИК» вспоминают по двум причинам: когда нужны водительские права и в пробке, возникшей из-за столкновения машин и непрофессиональных действий их владельцев. Какая из двух ситуаций красноречивее?

— Мы занимаем определенную часть рынка, и понятно, что большинство новичков, а именно они чаще всего становятся виновниками ДТП, — наши клиенты. Понятно, что новичок не может ездить так, как профессионал.

Есть такой показатель — 10 тысяч километров. Не меньше нужно наездить водителю, обучаясь в любой школе, чтобы более-менее сносно научиться водить машину. Очевидно, что имя школы стало нарицательным и даже водителей порой называют «аниками» — вот, мол, «аники» ездят. Это лишний раз доказывает, что большинство сдавших на права — наши ученики. Я отношусь к этому ровно. Другое дело, что те, кто уже давно на дороге, забывают, что сами были новичками, и очень жестко относятся к тем, у кого автомобильная жизнь только начинается. Эта нетерпимость, недостаток культуры ранят острее.

— Культура вождения во Владивостоке, говорите? Явление мифическое...

— А что вы иронизируете? Приезжал к нам московский профессор Цыганков, известная фигура в вопросах подготовки водителей, посмотрел и сказал, что у нас ездят культурно. В столице, по его словам, более жесткие условия и больше проблем на дорогах, чем у нас.

— Какие чудеса случились с телемастером Николаевым, который превратился в преуспевающего бизнесмена?

— Чудес не бывает. У меня же случилась хорошая школа: формализация, централизация, плановость... Обязательным было выполнение каких-то действий, всевозможные «я сейчас не могу этого сделать, завтра» как аргумент не принимались. Хорошая закалка, которая позже помогла выжить в бизнесе.

— В принципе все, что связано с автомобилями, во Владивостоке обречено на долгую и сытую жизнь. Здесь вы не просчитались...

— Когда выбирал, к чему приложить руки и интеллект, немаловажно было получить совет профессионала. В этом мне помог отец, который долгое время занимался автомобильной подготовкой в Приморском учебном комбинате. Он хорошо разбирался во всем, что происходило в то время в автообразовании. Я получил все «за» и «против» из авторитетного источника и приступил к реализации задуманного.

— Существует ли недобросовестная конкуренция среди автошкол?

— Учебных организаций во Владивостоке достаточно. Очевидно, что именно конкуренты породили слухи об «АНИКе» как о школе, которая занимается только рекламой, при этом качеству подготовки уделяет гораздо меньше внимания. Усилиями «коллег» создавался и жив до сих пор неприглядный образ «АНИКа».

Со своей стороны мы не опускаемся до уровня общения «сам дурак». А между тем в 2001 году мы были включены в сотню лучших автошкол России, а в этом году получили диплом первой степени на всероссийском конкурсе.

— Готовы ли вы принять от конкурентов упреки в том, что пользовались связями в ГАИ для расширения бизнеса?

— Обычно так говорят те, кто пытается отвести подозрение от себя. Скорее всего как раз за ними и имеются грешки подобного характера.

Мы много лет на рынке, и я знаю всех руководителей ГАИ на каждом уровне, но просить о каком-то снисхождении никогда мысли не было. Ни к чему это. Я надеюсь, что и в этих структурах есть уважение к нашей школе, может статься, именно по этой самой причине: мы не просим «помощи». Конечно, если милиции самим требуется помочь, мы идем навстречу. Но не бартером — исключено.

— Думали ли вы над тем, что фирма, названная по инициалам основателя, должна пережить несколько поколений, или согласитесь с тем, чтобы ваш сын сменил название школы на другое?

— Называя школу так, я понимал, что это накладывает большую ответственность. С точки зрения бизнеса менять название было бы невыгодно, брэнд этот уже известен, зарегистрирован, сам по себе имеет ценность.

Будь вы на посту мэра Владивостока, что бы предприняли, чтобы улучшить ситуацию на дорогах?

— Необходимо менять основополагающие вещи. Я предложил бы усовершенствовать программу подготовки водителей. Она уже побывала на столах первых лиц, которые помогут воплотить этот проект в жизнь. Программа строится на современных требованиях к водителю и отражает настоящие потребности рынка, предусматривает нынешние условия движения на дорогах. Возможно, таким образом и удастся повлиять на ситуацию.

— Когда вы впервые сели за руль?

— Не так давно. У меня уже была автошкола, а я — без водительского удостоверения. Пришлось экзамены сдавать экстерном.

— Ваш первый автомобиль?

— Микроавтобус Lite Ace. Очень удобен для выезда за город всей семьей, и мы частенько это проделываем.

— Многие люди вашего круга предпочитают рестораны, экстремальные виды отдыха с друзьями... У вас же довольно редкие предпочтения.

— Мне не очень комфортно в больших, шумных компаниях — такова уж моя натура. Лучше всего расслабляюсь в семейном кругу.

— Но от коньячка-то в компании друзей не откажетесь?

— В питии хороших напитков не вижу преступления, алкоголь действительно хорошо расслабляет. Но желание «остограммиться» испытываю редко. Главное ведь здесь — не навредить организму.

Считаю безответственным пить много. Занимаешься бизнесом — нужно иметь крепкое здоровье. К сожалению, это несовместимо — здоровье и достаток. Бизнесмены находятся в постоянном нервном напряжении, и неумение отдыхать приводит к срывам. Это от нежелания перейти от набора «водка плюс сауна» к менее вредным способам проведения свободного времени.

— Много ли вокруг вас единомышленников?

— Был один такой клуб, который открывал доктор Юдин. Как раз там и собирались люди с примерно одинаковыми взглядами на жизнь. Интересное общение с равными тебе личностями, можно говорить легко и открыто, не боясь происков конкурентов. Клуб уже закрылся, а мы встречаемся до сих пор.

— Каких же постулатов здорового образа жизни вы придерживаетесь?

— Они известны давно, ничего нового не скажу. Это определенная организация пищи, оздоравливающие мероприятия и физические нагрузки — три кита, на котором строится здоровье. Обязательный момент — чередование работы и отдыха.

— Вы всегда заботились о своем здоровье или высокая ответственность заставила?

— Приходил к этому постепенно. В самом начале трудовой деятельности попал в коллектив, где пили безобразно, с утра до вечера, путая отдых с работой. Настолько эта форма существования была неприглядна, что, и раньше употребляя мало алкоголя, у меня выработалось еще большее неприятие к подобному образу жизни. Что касается физических нагрузок, то еще в детстве я занимался тяжелой атлетикой.

— Каков личный рекорд?

— В 16 лет поднимал 90 килограммов. Сейчас этот вес мне уже не под силу, тренировки давно бросил. Про нехватку времени говорить не буду, потому что это отговорка. Есть другая причина: с точки зрения медицины, силовые нагрузки утром вредны, т.к. организм в рабочий режим должен входить постепенно. Отнимать энергию в начале дня, на мой взгляд, неразумно.

— А рацион? Неужели зеленый чай и овсянка?

— Мне знакомы лечебные свойства этих продуктов. Натура я увлекающаяся: какая-нибудь книжка с описанием методики попадет в руки — тут же экспериментирую на себе. До следующего пособия, а в нем — еще интереснее. Сейчас хватает ума не бросаться в крайности. Пришел к тому, что нужно просто слушать свой организм. Он подскажет, что ему необходимо в данный момент. Правило одно: не есть жирного, жареного, острого.

— От питания вернемся к личным предпочтениям в автомобилях. На чем ездите сейчас?

— Toyota Mark II 1995 года.

— Я ожидала что-то более внушительное.

— Не люблю большие машины. Быть как все — кататься на внедорожнике — не хочу. Плюс финансовая сторона не последняя для меня в этом вопросе. Я определил для себя некие потребительские рамки, выходить за которые не вижу смысла. Мне достаточно машины 95-го года: комфортная, крепкая, полноприводная. В моей личной иерархии потребностей автомобиль стоит даже не на третьем месте. Ради поддержки имиджа тоже не собираюсь менять авто. Имидж нужно поддерживать в деле, а не через внешние атрибуты.

— Самый ценный совет, который получили в жизни.

— Один из первых моих инструкторов дал мне хороший совет, который запомнился на всю мою автомобильную и неавтомобильную жизнь. Он не был педагогом, но применял известный прием — так называемый метод опорных сигналов. Уроки вождения проходили на дороге с множеством канализационных люков. Вижу, один из них закрыт. Думаю, к чему объезжать, так и поеду. А он брал руль в свои руки, выворачивал и при этом произносил фразу: «Саша, на фига нам эти люки?». До сих пор, когда вижу крышку люка, вспоминаю того инструктора. Его совет применяю в бизнесе. Если ты в чем-то не уверен, не нужно двигаться напрямик, найди возможность обойти препятствие, каким бы пустяковым оно ни казалось.

БЛИЦ
— Самое серьезное нарушение ПДД, которое вы совершили?
— Превышение скорости на 10-20 километров в час.
— Как бороться с таким явлением, как покупка водительских прав?
— Не предписывай, а просчитывай. Нужно создать такие условия, чтобы этого не было. Наказывать бесполезно.
— Говорят, и медведя можно научить кататься на велосипеде. Всякого человека можно научить водить автомобиль?
— Теоретически да. Практика показывает, что абсолютных мастеров и полных неумех все-таки мало.

Яна КОНОПЛИЦКАЯ, «Конкурент»

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ