Александр Радченко: Конкуренция не пугает, а стимулирует

Как сотрудник службы безопасности может стать директором крупной компании
из личного архива героя публикации | Конкуренция не пугает, а стимулирует
из личного архива героя публикации
АНКЕТА
Радченко Александр Николаевич, 36 лет, генеральный директор компании «Спектр связи».
Уроженец Артема. Окончил с отличием Уссурийское суворовское училище, затем — высшее командное училище в Благовещенске. Служил в элитном подразделении морской пехоты — отдельном разведывательном батальоне. Уволился из вооруженных сил в звании капитана. Набирался бизнес-опыта в компании «Акфес-интерьер» — прошел путь от сотрудника службы безопасности до технического директора. Шесть лет назад образовал компанию «Спектр связи» (в 1999 г. — 1 магазин во Владивостоке, сегодня — 45 салонов мобильной связи по Приморью). Женат, воспитывает дочь (12 лет) и сына (2,5 года). Страстный рыболов и охотник. Любит футбол и плавание.

Своевременно выяснив, какой именно сфере торгового бизнеса на Дальнем Востоке требуется интенсивное развитие, Александр Радченко занял свою нишу в мобильном пространстве Приморья. В прошлом офицер морской пехоты, он смог добиться успеха не только благодаря удаче, которая сводила его с хорошими людьми, но и качествам, приобретенным на военной службе.

Из разведбата в службу безопасности

— Какие качества, приобретенные на военной службе, помогают вам в бизнесе?

— Прежде всего колоссальный опыт организационной работы. Он бесценен. Военнослужащий, пройдя эту школу поэтапно, получает такие управленческие навыки, которые потом забыть, даже при желании, невозможно.

— Среди тех, кто был морпехом, много удачливых бизнесменов?

— Немало. Дивизия морской пехоты на Снеговой — единственная, подобных в стране нет. Служившие там офицеры сегодня руководят компаниями, занимающими передовые позиции в различных сферах бизнеса. Среди них есть и те, о ком рассказывал «Конкурент».

— Вы предпочитаете брать на работу бывших военных?

— С ростом компании растет и число рабочих мест. Сейчас в «Спектре связи» работает порядка 200 человек, что придает мне стимул. Руководителями филиалов в основном являются люди с офицерским прошлым. Нам легче найти общий язык. Я знаю, что эти люди всегда нацелены на результат, их не пугают трудности. Вообще претенденты, которые приходят ко мне на собеседование, часто оказываются с офицерским прошлым. Ничего не могу с этим поделать, такова статистика (смеется).

— Отношения с боевыми товарищами поддерживаете?

— Есть даты, когда мы собираемся вместе. Место встречи изменить нельзя — перед КПП родной дивизии. Всегда есть о чем поговорить, для каждого из нас встречи такого плана достаточно важны.

— Как отмечаете День морской пехоты?

— Скажу навскидку и не ошибусь: «16 ноября года 1705 учинить полки морских солдат числом по флоту смотря и разделить по капитанам навечно». Это отрывок из указа Петра I. Настоящий морпех знает его наизусть. Отмечаю праздник по-разному. Но после 1997 года традиционно приезжаю в дивизию — пообщаться с товарищами, выпить рюмочку-другую.

— Какой период службы невозможно забыть?

— Пожалуй, 1995—1996 годы, когда началась полномасштабная война в Чеченской республике. Многие мои друзья, сослуживцы в составе сводных частей принимали участие в наведении конституционного порядка. Больше 60 бойцов не вернулось. Светлая им память...

— Вы сохранили свою военную форму?

— А как же! У меня растет сын, и, однажды достав папин китель, он сможет понять, где служил его отец. Восприятие ребенка дорогого стоит.

— Почему вы оставили службу?

— Основная причина банальна. И сейчас проблемы офицеров решаются слабо, в те же времена ситуация была очень сложная. Я более пяти лет прожил с семьей в общежитии, между собой мы его называли «корчма». Одноэтажное здание, по возрасту раза в два старше меня. Сейчас от той «корчмы» осталась одна стена. Там у меня родился первый ребенок.

— И там же вы решили снять погоны?

— На определенном этапе надо было как-то определяться в жизни, решать, чем заниматься дальше. Мне предложили работу в службе безопасности «Акфес-интерьер» — одном из подразделений холдинга «Акфес», который включал в себя много направлений. Там я получил первый коммерческий опыт, овладел организацией и управлением бизнеса на практике. Прошел все ступени — от сотрудника службы безопасности до технического директора. С благодарностью вспоминаю моего первого руководителя Игоря Викторовича Королева, тогдашнего гендиректора «Акфес-интерьер». Именно он дал мне возможность окунуться в море бизнеса, в котором есть как средняя и мелкая рыба, так и настоящие акулы.

— Как с распадом «Акфеса» вам удалось не утонуть в этом самом море?

— Когда в 98-м году случился дефолт, многие работники «Акфеса» были поставлены в жесткие рамки по многим вопросам, в том числе и заработной плате. А я не могу работать «наполовину» — или работаю, или нет. Пришлось некоторое время «потаксовать».

— В жизни наступила черная полоса?

— Ничего подобного. Просто этап, насыщенный встречами с разными людьми. По-моему, хороший человек всегда притягивает к себе хорошего, и наоборот. Мне всегда везло на таких людей, которые в чем-то помогали, где-то советовали, чему-то учили, а учиться никогда не поздно.

Первая трубка

— С чего вы начинали свой бизнес?

— С трубки Nokia 440. Купил ее по остаточной стоимости, когда уволился из «Акфеса». В 1999 году сотовая связь только начинала продвижение в Приморье, стоимость новых телефонов в «Примтелефоне» составляла от $2000 до $3600. И вот однажды ко мне приехали знакомые из Москвы, попросили трубку в аренду... Тогда у меня родилась мысль о своем бизнесе. Ведь приезжающих по делам во Владивосток довольно много, и не всем по карману выкладывать по $3000 за новую трубку. Дорогая игрушка получается. Да и роуминг был безумно дорогой. Я занялся скупкой подержанных телефонов, некоторые ремонтировал, затем отдавал в аренду. Поскольку тогда в этом сегменте мобильного рынка никто не работал, хороший спрос позволил мне перейти на продажу комиссионных трубок.

Со временем стали появляться новые телефоны стандарта GSM. Первыми были Ericsson T18 — их мы привезли всего пять. Маленькие, с аккуратненькими кнопочками. Рынок тогда был еще «несозревший», и продали мы их с трудом.

— Как распоряжались заработанным?

— Сразу вкладывал в оборот. Это позволило мне открыть еще три магазина, в разных районах Владивостока. На тот момент сложнее всего было заключить договоры с операторами сотовой связи. Мы преодолели немало трудностей, прежде чем заключили свой первый договор с компанией «Примтелефон». Потом договорились с АКОС, НТК. Все происходило постепенно, ступеньки не перепрыгивали. К сожалению, учиться приходилось на своих ошибках, а не на чужих. Однако мы пережили множество конкурентов. Теперь на этом рынке несколько игроков, которые имеют определенный потенциал.

— Насколько сильна конкуренция со стороны московских продавцов?

— Столичные компании, которые двигают свои розничные сети в регионах, интенсивно развиваются. Но я с уверенностью могу сказать, что для моей компании место под солнцем найдется всегда.

Если доходы пока не в пользу продажи телефонов, то мы больше специализируемся на продаже операторских услуг: подключениях, платежах, обслуживании абонентов. В этой сфере для того, чтобы увести клиента из одной компании в другую, нужны достаточно весомые причины, а мы держим свою марку, у нас есть свой стиль, качество, сервис и свои клиенты. Тем более мы продаем услуги наших партнеров — операторов, что накладывает на нас серьезные обязательства соответствовать тем высоким требованиям, которые операторы к нам предъявляют. Я думаю, эту задачу мы выполнили. Не забываем, конечно, и о телефонах с аксессуарами; те, кто бывал в наших салонах, и наши постоянные клиенты знают, что у нас достаточно широкий ассортимент и свой сервисный центр по ремонту телефонов. Так что могу сказать: конкуренция со стороны московских компаний меня не пугает, но стимулирует.

— Как вы оцениваете недавние события в Москве, где пресекли контрабанду сотовых телефонов? Милиция задержала около миллиона аппаратов...

— Почему в Россию нелегально ввозят телефоны? Развитие мобильных технологий диктует увеличение объемов продаж оборудования, невозможно заниматься бизнесом по не совсем понятным схемам. Видимо, поэтому правительство решило все поставить на свои места. Однако это решение ударит по карману простого потребителя. Стоимость телефонов уже выросла на 7-10% и увеличится еще примерно до 25% как минимум. На какое-то время образуется определенный вакуум, пока не начнет функционировать новая схема путей ввоза товара. Но даже после того, как все утихнет, цены останутся выше прежних.

Телефонизация всей семьи

— Какая у вас модель телефона?

— Предпочитаю Nokia, сейчас это 8910I, на мой взгляд, одна из самых удачных моделей. Кстати, телефон этой модели у меня уже третий по счету: одну трубку я подарил, другую потерял. Дома лежит еще одна — на всякий случай, резервная.

— Насколько телефонизирована ваша семья?

— У жены Nokia 7280. Имиджевая модель, имеет свои неудобства, например набор номера осуществляется при помощи колесика, но ей нравится. У дочери простенький А35. На удивление, она не злоупотребляет звонками. Сын пользуется моим телефоном.

— Каким видите будущее ваших детей?

— Дочь учится в школе с китайским уклоном. Сейчас нечасто встретишь детей, которые бы стремились в школу так, как она. Целеустремленная, растет ко многому способным и очень хорошим человеком. Сын еще карапуз. У него только начинает закладываться характер. Надеюсь, решение «кем быть» он примет сам. Не исключаю, что захочет стать военным, но настаивать на своем я не буду. Самостоятельность — одно из лучших качеств мужчины.

БЛИЦ
— Вам никогда не хотелось обзавестись Vertu (самая дорогая марка сотового телефона, стоит от 3000-4000 евро. — Прим. ред.)?
— Если мне его подарят, — возражать не буду.
— Где провели последний отпуск?
— С момента основания компании понятия отпуска для меня не существует. Иногда позволяю себе отдохнуть два-три дня с семьей. Например, в Петербурге.
— Кем работает ваша жена?
— Старшим бухгалтером в МТС. В данный момент она больше занимается ребенком, потому что в декретном отпуске.
— Ваш любимый фильм о военных?
— «В августе 44-го».

Ольга КУЦАЯ «Конкурент»

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ