Зоя Липатникова: «Нельзя стоять по колено в гламуре»

Приморский дизайнер о провинциальности, престиже и моделях
Из личного архива героя публикации | «Нельзя стоять по колено в гламуре»
Из личного архива героя публикации

На Российской Неделе моды (RFW) в Москве Владивосток встряхнул неприступных и вальяжных столичных гуру. Дизайнерская группа «Чердак Forever» признана лучшим дебютом на этом престижном показе. Следом — Уральская Неделя моды. Там ее принимают уже как состоявшуюся звезду. За одеждами из нашумевшей коллекции выстроились в очередь модники из столичной тусовки, элитарные магазины Москвы готовы продавать вещи «Чердака», а основатель молодого творческого объединения вникает в искусство менеджмента и рассматривает предложения инвесторов о запуске серийного производства. Есть ли у приморских дизайнеров шанс выйти на российский модный рынок, какое место отводят в табеле о рангах известных модельеров дебютантам и сколько стоит подиум на национальной Неделе моды? Об этом корр. «К» беседует с создателем «Чердака» дизайнером Зоей Липатниковой.

— Зоя, вы всегда позиционировали себя как сообщество интеллектуальных модельеров. На мировые показы в Лондон, Милан, Париж ездили, скорее, как на экскурсию. И вот, наконец, выстрелили – и сразу прямо в «десятку». Ожидали такого успеха, все было спланировано, время правильно угадали?

— Да, прежде чем представить свою коллекцию на национальной Неделе моды, мы серьезно готовились. Чтобы принять участие в подобном показе, нужно соблюсти жесткий формат. Так что все было по-взрослому. Наш коллектив, хочу заострить внимание, «Чердак Forever» — это именно объединение дизайнеров, а не одна Зоя Липатникова, долгое время работал только над коллекцией для RFW. Мы выполнили каждый пункт условий, любую модель можно повторить в серийном производстве, заплатили определенную сумму за участие.

— На дизайнеров из регионов столица всегда смотрела скептически, это факт.

— В большой моде, особенно российской, все работают по протекции. На нас смотрели, как на темную лошадку. Если честно, нам проще было удивить Париж или Милан, чем Москву. «Пробивать стены» помогло то, что мы ехали группой из восьми человек. И на многих встречах просто ломали ситуацию психологически, сами задавали тон, сметали холодное отношение и недоверие своей сильной, но очень легкой и доброй волной. В одиночку сделать это было бы практически невозможно. А потом, когда нашу коллекцию увидели, то настоящие ценители из Москвы и европейских Домов моды уже забывали, что мы из Владивостока. Многие задерживались возле моделей по часу-полтора, рассматривали каждую деталь, шов.

Знаете, что самого дорогого стоит? Это когда известный критик отзывает тебя в сторону и говорит: «А как бы мне вот такое же?» Наша одежда — ближнего боя. Ее нужно потрогать, ощутить. Нет ни одной повторяющейся детали. Везде авторский крой.

— Кроме как потешить самолюбие, любой модельер, представляя коллекцию на национальных показах, ставит задачу – получить хороший заказ, приглашение в известный Дом моды. Есть такие предложения?

— Да, у нас уже есть инвестор. Сейчас начинается новый этап, попытка создания в Приморье серийного производства одежды высокого уровня. Я вижу здесь три направления: коллекции для среднего класса, заказы от корпоративных клиентов (во многих крупных компаниях униформа сейчас входит в моду) и собственно элитарные коллекции небольшого объема, 100-200 экземпляров для ценителей нашего направления. Два первых направления будут приносить деньги на развитие, последнее — для души, для самореализации. Я очень хорошо понимаю, что для успешности этого проекта нужны большие вложения. А отдачи придется ждать несколько лет. Кроме этого, нам необходимо вникнуть в процессы, далекие от творчества: просчитать экономику, нанять команду менеджеров. Но, я думаю, сейчас как раз подошло такое время, когда у производства в России есть хорошие шансы.

— Вас признали в Москве дизайнеры с мировыми именами. Это слава, престиж, творческий подъем. А если говорить о коммерческой стороне, модели «Чердака» интересны серьезным покупателям?

— Да, и речь идет не только о наших местных клиентах. Мы получили предложения от дорогих магазинов Москвы и Петербурга. Серьезные бизнесмены готовы продавать нашу одежду. Но выбираем тех, кто для этого подходит. Объясню почему. Ведь мы продаем не просто модную юбку или брюки. Мы продаем концепцию, культурный проект. Вместо ярлыков на моделях стихи, игрушки со смыслом, пожелания. У нас есть интрига самой продажи, и потерять это не хочется.

— Ваша коллекция называется «Светел и не удел». Какая она? Кто наденет вещи от «Чердака»?

— «Светел и не удел» — это Он — наш герой: беспечен и нежен, наивно порочен и беспредельно талантлив. В его мире солнце ярче, трава зеленее, чувства острее и все непостижимо. А Она будет идти рядом с ним, замирая от восторга и отчаяния, лукавой дорогой желтого ангела. Долгая весна-2007 от «Чердак Forever» придет в хрустящих непальских шелках, из которых шьют одеяния тибетских лам, солнечном льне, меланхоличном трикотаже. Страх увидеть весь мир удобно одетым в джинсы и кроссовки толкает нас на поиски новых форм, особенно в мужской одежде. Наш беспечный герой носит странные, но удивительно ловкие штаны — «хакамады» (российская транскрипция японских хакама), нелепые прозрачные куртки и плащи, расслабленные треники и рафинированные сорочки. А подруга предпочитает рыться в его гардеробе, дополняя мальчиковые вещи глупыми кофточками и «умными» платьями. Много занятного трикотажа с изощренным ручным декором — вещи шрамированны шрифтом Брайля, несущим послания на ангельском языке. Объемные техники не только уникальны, они провоцируют тактильный интерес, вещи хочется трогать и получать от этого удовольствие.

— Кто из моделей наиболее близко смог бы передать все это?

— Хм, сложный вопрос. Скорее, это даже не профессиональная модель. Мы вообще искали уличные лица. Но если говорить о знаменитостях, Ирина Хакамада – вот кто сумел бы передать этот образ. Умная, веселая, наглая.

— А в так называемом табеле о рангах российской моды у «Чердака» уже появилось свое место?

— Да, мы стоим в нем гораздо выше средней планки. Но никогда не будем занимать первые позиции в поп-параде. Потому что мы — альтернатива, мы не для всех. Для нас главное — не попасть в тенденцию, а идти на несколько шагов впереди. Больше всего опасаемся, если вдруг «Чердак» окажется по колено в гламуре.

— То есть вы, как альтернативный дизайнер, традиционно не приемлете гламура?

— Я не терплю дешевой растиражированной мишуры, которую у нас пытаются выдавать за гламур. А к настоящему высокому гламуру отношусь как раз нормально. Просто мы работаем в разных направлениях. Наши игры более тонкие. Если кто-то хочет неприкрытой сексуальности, лоска, это не к нам.

— Как попадают на «Чердак» в команду Зои Липатниковой – случайно, по рекомендации?

— С улицы к нам попасть практически невозможно. Я внимательно наблюдаю за молодыми дизайнерами и сама приглашаю к себе на стажировку. Эти два года тяжелой работы стоят многого. Когда-то я пробивалась в одиночку, билась о глухую стену. Сейчас я могу дать шанс талантливым людям не потерять себя.

Как брэнд «Чердак Forever» появился около трех лет назад. Каждый здесь — это штучный товар, дизайнеры, кукольники, сказочники, поэты. Василина Мазур, Света Груздова, Катя Новикова, Таня Нековаль, Оля Виговская, Глеб Телешев, Ира Разува — все сплошные звезды. Их имена знают во Франции, в Италии, Японии, Китае. Они призеры и победители показов, выставок, конкурсов.

— Может так случиться, что «Чердак» устанет пробиваться в большую моду из Владивостока и переберется в столицу?

— Не исключаю, все может быть. Предложения есть. Тогда остается сказка, которую про нас придумали: «Экзотично далекий Владивосток — город гангстеров, моряков и красавиц. Азиатско-европейский коктейль шальных денег и беспечной романтики. Жизнь здесь быстрая и веселая, перспективы невероятные. Пару лет назад чердак старого дома приютил беспокойную компанию поэтов, дизайнеров и прочего творческого сброда, так родился проект «Чердак Forever». Генеральное направление — творить, дарить, продавать (стихи, игрушки, одежду). Дизайн от «Чердак Forever» адресован романтикам и шалопаям. Наш герой не зануда и разумеет грамоте, про одежду знает много, даже больше нас, но брезгует официально признанными штампами моды».

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ