Виталия Сулимовская: «Если не можешь найти работу, нужно ее просто придумать»

Ландшафтный дизайнер о зелени Владивостока, заказчиках и профессионалах
Из личного архива героя публикации | «Если не можешь найти работу, нужно ее просто придумать»
Из личного архива героя публикации
Анкета
Виталия Сулимовская, индивидуальный предприниматель, руководитель ландшафтного центра VIOLA-BAY.
Родилась в городе Большой Камень Приморского края в 1972 г.
Окончила биологический факультет Дальневосточного государственного университета по специальности «биолог» (1994 г.).
После чего занялась ландшафтным дизайном и зарегистрировала индивидуальное предприятие.

Каждый созданный на чужом приусадебном участке ландшафт или сад Виталия Сулимовская считает отчасти своим. Зато уровень озеленения Владивостока вызывает у нее профессиональную грусть.

— Как вы, биолог по образованию, оказались в творческой сфере дизайна?

— Университет я окончила в очень тяжелое для страны время. Наш выпуск уже не распределяли, не предоставляли молодым специалистам рабочие места. По призванию я, конечно, научный сотрудник, исследователь, но наука оказалась в заброшенном состоянии. Пришлось искать себе то, чего еще не было.

Если не можешь найти работу, нужно ее просто придумать. И я придумала себе занятие — ландшафтный дизайн. Однако вплотную заняться этим делом довелось не так скоро. К своему первому объекту как ландшафтный дизайнер я приступила только в 1998 году. С этого момента можно начинать отсчет опыта моей работы.

1998 год оказался непростым: только мы начали работы на первом объекте, как грянул кризис. Пришлось свернуться и перепрофилироваться в несколько иную область деятельности. Однако все равно я оставалась в растениеводстве. Было и просто озеленение, и городское озеленение, и руководство теплицей. Все это время я оставалась свободным художником и индивидуальным предпринимателем.

Вообще, ученые — люди очень творческие. Им постоянно приходится искать решение какой-нибудь проблемы, и это очень интересно.

«Заказчики — мои учителя»

— Вы учились дизайну специально?

— Все эти науки постигала сама. В работе ландшафтного дизайнера нужны знания биолога, художника, архитектора, строителя. Но специально освоить все эти профессии одному человеку, по-моему, нереально. Поэтому учиться приходится постоянно. Кроме того моими учителями всегда были мои заказчики. Когда люди говорят, что результат твоей работы им нравится, благодарят, это поднимает самооценку и вдохновляет. Такое признание — больше чем диплом.

— Правила ведения бизнеса тоже осваивали на практике?

— Постигала и постигаю их до сих пор. Сейчас дистанционно учусь на МВА. Как и любому индивидуальному предпринимателю, до определенного момента мне тяжело было выполнять функции одновременно нескольких, совершенно разных специалистов: быть и переговорщиком, и бухгалтером, при этом еще вести творческий процесс и работать с подрядчиками. Но потом появились помощники, которые взяли на себя эти функции, и я смогла направить все силы на выполнение своих непосредственных обязанностей.

— Почерк автора в ландшафтном дизайне виден?

— Да, ведь это как живопись. Мне неоднократно звонили коллеги и спрашивали, не я ли делала тот или иной объект.

— Можно сказать, что это бизнес одного человека?

— Если говорить непосредственно о ландшафтном дизайне, то, безусловно, он строится вокруг самого дизайнера. Другое дело, если речь идет о таких простых категориях как озеленение и благоустройство территории. Здесь в основном используются стандартные приемы — более дешевые и быстро выполняемые. Конечно, авторского почерка в них нет, но на определенном этапе они могут вполне устроить заказчика. Соответственно, работают над такими проектами уже целые строительные бригады, в которых ландшафтный дизайнер может и не присутствовать.

«Не хватает профессионалов»

— Кажется, в Приморье много компаний, работающих в вашей сфере.

— Напротив, профессиональных компаний на этом рынке очень мало.

Специалистов, которые занимаются именно ландшафтным дизайном, на самом деле не так много. Зачастую ландшафтный дизайн путают с простым благоустройством территории и озеленением, которые, по-моему, вполне может выполнить любая строительная компания. Но когда такая компания в ряду своих услуг называет и ландшафтный дизайн, это не всегда соответствует действительности. Рынку также не хватает профессиональных озеленителей и садовников.

— Сферы, сопутствующие ландшафтному дизайну, в крае уже сформированы?

— Нет, этот рынок в Приморье совершенно не развит. Больше всего не хватает качественного посадочного материала, который специально подготовлен для круглогодичного озеленения. Есть проблемы и с поставкой других материалов. Например, камень, который нам везут, бывает очень разным. Поставщики собирают его со всего Приморского края, где найдут. Чтобы хоть как-то решить эту проблему, мы предприняли попытку собрать образцы всех природных материалов — растений, природного камня, мощения, декоративных посыпов, деревяшек. Таким образом, появился наш садовый центр VIOLA-BAY. Мы серьезно облегчили работу себе и своим заказчикам.

— Когда начался всплеск интереса к ландшафтному дизайну в Приморье?

— От тенденций Москвы мы отстаем примерно на 10 лет, поэтому у нас все началось четыре-пять лет назад. А 12 лет назад, когда я начинала работать в этой сфере, наши заказчики еще и слов таких не знали. Приходилось объяснять, показывать красивые картинки и фотографии. Даже само название отрасли еще не было устоявшимся.

— Как с годами меняются вкусы заказчиков и их культурный уровень?

— Когда только начиналась эпоха малоэтажной застройки пригорода Владивостока, дома возводили из того, что имели. В то время стройматериалов было не так много, как сейчас. Иногда они могли появляться в результате каких-то бартерных сделок. Получалось, человек строил не то, о чем он на самом деле мечтал, а то, что было доступно, что мог себе позволить. У людей еще не было осознания необходимости правильного проектирования, дома возводили по принципу «как вижу, так и строю». Многие из этих домов по сей день стоят недостроенными, так как они изначально оказались неудобными и неэкономичными.

Но подросло новое поколение застройщиков, которые начали уделять больше внимания функциональности, экономичности, дизайну будущего жилища. Соответственно, поменялось и отношению к благоустройству окружающей дом территории, ее озеленению и ландшафтному дизайну. Если изначально все сводилось к какому-то нагромождению камней, типа «альпийская горка», то сейчас заказчик стал более поднаторевшим в этом деле. Он уже знает, чего именно хочет от работы дизайнера. Безусловно, растет и культурный уровень заказчиков: теперь они могут отличить «альпийскую горку» от горы камней.

Парковки вместо клумб

— Как оцениваете Владивостока в профессиональном для вас смысле?

— Бывая в Находке и Уссурийске, я специально объезжаю их по кругу, чтобы посмотреть уровень озеленения. Там видно стремление облагородить внешний вид города. Во Владивостоке же создается ощущение какой-то заброшенности. И средства на озеленение выделяются, и бригады работают, но такого уровня, который был в советское время, уже нет. Из детства я помню гигантские партерные цветники. Сейчас их закатали асфальтом. Понятно, что в таких условиях сложно говорить о какой бы то ни было концепции озеленения города.

— Если бы вам предложили заняться этим вопросом, что предприняли бы в первую очередь?

— Для начала нужно разобраться с парковками, разгрузить город, ведь у нас в центре места для зелени не осталось. Потом необходимо поставить линию по выращиванию цветочной рассады. Качественного посадочного материала явно не хватает. После этого можно будет думать о дальнейшем озеленении.

— Уже планировали, как оформили бы свой загородный дом?

— Есть у меня одна мечта, которую можно воплотить, наверно, только с уникальным архитектором. Идея в том, чтобы построить дом, который будет выполнен в единой концепции, но при этом с разных ракурсов будет казаться разным. И еще одна мечта — сделать так, чтобы зимой создавалось ощущение, будто на улице лето. Это вполне возможно. Но вот стиль оформления своего приусадебного участка я еще не придумала.

Однако каждый проект, над котором я работала, — это только наполовину участок заказчика. Вторую половину я считаю своим садом, которому успеваю порадоваться.

— Есть среди них особенно любимый, предмет вашей гордости?

— Мне нравится приезжать на один участок, за которым следит профессиональный садовник. Этот сад я люблю именно потому, что после создания он оказался в правильных руках. Весь участок вылощен до такой степени, что кажется мне настоящим произведением искусства.

 

Евгения ДУБОВИК
Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ