Ольга Долгова: «Сегодня выигрывает универсальный банк»

Управляющая банком о менталитете, проблемах отрасли и будущем
Из личного архива героя публикации | «Сегодня выигрывает универсальный банк»
Из личного архива героя публикации
Анкета
Ольга Долгова, управляющий Приморским отделением №8635 ОАО «Сбербанк России».
В 1995 г. окончила Дальневосточный коммерческий институт в г.Владивостоке (ТГЭУ) по специальности «Бухгалтерский учет и аудит». В 2006 г. окончила Академию народного хозяйства при Правительстве РФ (программа МВА). В банковской сфере работает с 1991 г., в том числе с 1996 г. — в ОАО «Сбербанк России». С 2006 г. занимает должность управляющего Приморским отделением №8635 ОАО «Сбербанк России».

В представлении многих банкиры обычно вальяжны, неторопливы и немногословны. Но Ольга Долгова, управляющий Приморским отделением ОАО «Сбербанк России», отличается мгновенной реакцией на вопросы и особой внутренней энергетикой.

— Ольга Владимировна, финансист — это призвание?

— Да, как и любая другая профессия, если человек воспринимает ее как Профессию, с большой буквы. Есть стереотип, что финансист — это в первую очередь человек, умеющий работать с цифрами, у которого дебет с кредитом сходится. С такой философией в банковском деле не преуспеешь: работаем-то мы с людьми, а не с денежными знаками.

— Будучи главой регионального отделения крупнейшего банка страны, на какие компромиссы вы можете себе позволить пойти при принятии важных решений, а на какие нет?

— С одной стороны, принятие стратегических решений относительно деятельности крупной компании — это всегда в какой-то степени компромисс между желаемым и действительным, мечтой и реальностью. А с другой, есть вещи, в которых компромисс неуместен. Нельзя, к примеру, переформатировать офис банка «наполовину». Нельзя просто повесить новую вывеску, сменить внутренний антураж, одеть сотрудников в красивую форму и объявить, что теперь этот филиал банка современен. Нельзя сказать, что мы внешне сделали все в полном соответствии с новым брэндом, а внутренняя культура общения с клиентом постепенно подтянется до этого уровня.

— Если говорить о профессиональных достижениях, чем вы лично больше всего гордитесь?

— Горжусь тем, что сумела вырасти в карьерном плане в той компании, куда пришла работать молодым специалистом. Начинала с позиции операциониста в коммерческом банке, затем устроилась операционистом в Сбербанк и строила свою карьеру именно здесь.

Я считаю очень важным, чтобы руководитель на своем личном опыте четко представлял себе функционал базовой позиции компании — той позиции, где сотрудники напрямую обеспечивают экономический успех организации. Сейчас, когда я нахожусь в должности руководителя, это помогает мне выстраивать как внутрибанковские, так и внешние коммуникации.

Менталитет и русская почва

— День финансиста в этом году можно воспринимать и как 20-летие банковской системы современной России, которая прошла огромный путь развития.

— Нам есть к чему стремиться. Для сравнения: в США на одного человека в среднем приходится 5,3 банковской карты, а в России — 0,7. До сих пор слабо развита культура безналичных платежей, доля которых в общем объеме операций остается незначительной. Многие пользуются своей зарплатной картой исключительно для снятия средств в банкомате, воспринимая ее только в качестве посредника между работодателем и «наличкой», хотя ее функционал неизмеримо богаче. Безналичные платежи, во-первых, имеют целый ряд преимуществ для клиентов, а во-вторых — обходятся дешевле для экономики страны.

Ситуация с недостаточным охватом рынка верна и для других банковских услуг — кредитования, личных инвестиций, пенсионных накоплений. Опять же, в странах с высокоразвитым банковским сектором есть такое понятие, как личный финансовый консультант, который помогает своим клиентам грамотно инвестировать заработанные средства. Понятно, что рано или поздно мы к этому придем. И я надеюсь, что все-таки «рано».

— Есть ли сейчас какие-то банковские продукты или возможности, о которых лет 20 назад подумать было нельзя?

— Не заметить прогресса просто невозможно. Раньше для совершения любой операции клиенту приходилось посещать офис банка, общаться с операционистом, подписывать соответствующие бумаги. А теперь все больше банковских услуг становятся доступными в дистанционном режиме.

В несколько раз вырос ассортимент банковских услуг. Во-первых, произошла диверсификация базовых услуг. Например, сегодня банки стараются по каждому виду кредитования разработать несколько кредитных программ, которые бы учитывали личный профиль клиента и позволяли бы ему получить индивидуальный дисконт. Во-вторых, появились и продолжают появляться совершенно новые услуги, хотя в этом отношении мы пока отстаем от западных стран, в которых финансово-кредитная сфера начала развиваться гораздо раньше.

Особенно ярко это проявляется в плане различных кредитных механизмов, многие из которых пока не приживаются на русской почве из-за менталитета. Для наглядности можно сказать о популярной на Западе, но слабо распространенной у нас программе автокредита обратного выкупа (buy-back). Суть ее в том, что клиент приобретает автомобиль в кредит, ездит на нем какое-то время, выплачивая часть стоимости, а потом может либо выкупить это транспортное средство, либо продать его банку, а на вырученные деньги оформить новый автокредит в том же банке. Это позволяет всегда ездить на новой машине без капитальных вложений.

Развит по провинциальным меркам

— В чем, на ваш взгляд, главная проблема банковского сектора в крае?

— Проблемы банков отражают проблемы экономики в целом. В случае с Приморским краем эти проблемы озвучивались не раз: сырьевая направленность экономики, отток населения, недостаточно глубокая интеграция в экономические процессы стран АТР, низкая доля малого бизнеса в соотношении произведенного ВВП и т.д. Банковский сектор сам по себе эти проблемы решить не может, но может в меру своих возможностей и при поддержке профильных властных структур способствовать их решению за счет увеличения доступности кредитных ресурсов для бизнеса, предоставления доступной ипотеки для населения, дальнейшего развития корреспондентских отношений с банками стран АТР и т.д.

А что касается преимуществ, то это энергия, которая присутствует, наверное, в крови у приморцев, умение работать в любых условиях и добиваться результата. Дальневосточники — люди особой закалки.

— Каким вы видите дальнейшее развитие финансового рынка? Продолжится ли тенденция прихода на местный рынок федеральных игроков и какая ниша, на ваш взгляд, останется региональным банкам?

— Учитывая благоприятное экономико-географическое положение региона на стыке множества торговых путей, а также активное участие в развитии края федеральных органов власти, которое позволило реализовывать в Приморье проекты уровня саммита АТЭС-2012, будущее финансового рынка в регионе представляется в целом многообещающим. Дуализм Приморья заключается в том, что мы здесь, с одной стороны, неотъемлемая часть России, а с другой — находимся в центре Азиатско-Тихоокеанского региона, чья роль в мировой экономике продолжает возрастать. Финансовый рынок края, развитый по провинциальным меркам, сегодня далеко не в полной мере использует богатейший потенциал своего окружения.

Конечно, по числу действующих на территории края банков Приморье — лидер на Дальнем Востоке, и количественный перевес в соотношении федеральных и местных банков принадлежит федеральным финансово-кредитным организациям. Но это не означает, что региональным банкам остаются только отдельные ниши, на которых по каким-то причинам не могут эффективно действовать федеральные игроки. Совсем наоборот: я не могу назвать ни одного сегмента рынка, в котором у федеральных банков было бы однозначное преимущество без шансов для их региональных конкурентов. Ведь при всем желании титаны банковского рынка не могут похвастаться гибкостью, отличаются высокой степенью централизации при принятии решений, не всегда могут подстроиться под региональную специфику или предложить особые условия отдельным категориям клиентов. Сочетание банков с разными возможностями и различными рыночными стратегиями как раз и является основой здоровой конкуренции. Считаю, что в настоящее время выигрывает универсальный банк, который имеет устойчивую клиентскую базу, предоставляет высокое качество обслуживания и использует передовые банковские технологии.

 

Валерия ЛОЙКО

 

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ