2011-10-19T15:47:46+11:00 2011-10-19T15:47:46+11:00

Прилавки раздора

Внесенные недавно в правительство поправки в закон о торговле раскололи приморских ретейлеров на два лагеря. Представители мелкой розницы считают, что корректировки только помогут крупным предприятиям упрочить положение на рынке. В торговых же сетях жалуются на магазины шаговой доступности. \n

Камнем преткновения стал ряд новых законодательных ограничений. В частности, согласно новым правилам торговым продовольственным сетям с 25%-й долей рынка запрещается открывать новые магазины в регионе, а также в границах муниципального района и городского округа. Норма предполагает защиту рынка от излишней монополизации, когда 1-2 игрока полностью контролируют розничную торговлю отдельно взятого региона.

«В той или иной мере в разных странах государство регулирует отношения в бизнесе. Крупные игроки в силу своего положения и так имеют преимущество в виде большей возможности по привлечению различных ресурсов, которые со временем становятся практически безграничными, если их сравнивать с ресурсами мелкой торговли. Вот это безграничное укрупнение и следует контролировать», — считает предприниматель Евгений Бочаров.

Но, как отмечает Стелла Проценко, адвокат Первореченской коллегии адвокатов, нейтрально звучащий термин «регулирование» на самом деле подразумевает собой установление ограничений на свободную деятельность регулируемых субъектов. В действительности разрастись до большого размера в пределах соответствующей территории торговая сеть сможет, только если ее деятельность будет отвечать предпочтениям потребителей.

Ольга Шилова, заместитель генерального директора ЗАО «Тихоокеанская торгово-производственная компания»: «Как только потребители хоть немного разочаруются в товарах и услугах, предоставляемых соответствующей сетью, доля такой сети на соответствующей территории неизбежно уменьшится».

По мнению Бочарова, открытие магазина площадью в 1000 м2 разоряет большинство мелких магазинов в радиусе нескольких кварталов: «В Италии, например, мелкие предприятия с числом работником менее 15 человек составляют 90% от общего числа предприятий, можно сказать, что они основа экономики Италии. И хотя Италия не столь отсталая страна в вопросах регулирования розничной торговли, как Россия, но даже там мелкие предприятия испытывают колоссальное давление со стороны транснациональных корпораций с их большими объемами производства, меньшими затратами и обилием ресурсов, которые они могут тратить. В нашем случае можно сказать, что закон — это один из первых шагов к цивилизованному рынку, но будут ли его применять на практике? Или же по сложившейся российской традиции данный закон будут использовать для недобросовестной конкуренции?»

Интересно, что в реестре хозяйствующих субъектов Приморского УФАС сетей, занимающих долю на рынке свыше 25%, нет. Стелла Проценко: «Ряд положений закона дублирует антимонопольное законодательство, которое уже давно успешно «обходят» наиболее крупные игроки, какие бы ограничения ни вносило государство. Им не составит труда открыть компанию под другим названием, которая якобы выступает их конкурентом. А это уже не монополия».

Ольга Шилова: «Разумеется, местные игроки не будут уходить на ту сторону закона и рисковать всем бизнесом. Торговые сети в Приморье далеки от предельных норм, поэтому имеют возможность увеличивать количество торговых точек».

По предположению Игоря Балакерского, директора ООО «Промышленная консультационная компания «Инженерные классы», запрет на открытие новых магазинов при достижении доли в 25% будет ограничивать проникновение розничных сетей в малые города: «Розничный рынок в Приморье интенсивно развивается. Наблюдается высокая конкуренция среди таких сетей, как «Парус», «В-Лазер», «Фреш-25»… Даже если в открытии новых магазинов местные игроки не превысили заградительный порог, антимонопольный запрет не позволит ретейлерам развивать хорошую сеть в городах со слабой торговой инфраструктурой, таких как Арсеньев, Спасск, Партизанск. Ведь, как известно, небольшие магазины не всегда способны обеспечить население товарами повседневного спроса».

Наталья Алыхова, директор сети супермаркетов «Роял-маркет»: «Стоит отметить, что не только торговые сети конкурируют между собой. Уровень покупателей в супермаркетах снижается за счет появления магазинов шаговой доступности и перемещения объемов продаж на оптовые рынки. Причиной является растущая популярность дискаунтеров».

«В целом в пакете поправок не видно либерализации рынка: выигрывают здесь федеральные игроки. Но у нас уже есть пример кризиса целой отрасли торговли, фармацевтической, после жесткого регулирования со стороны государства. Не приведут ли новые поправки в законе к тому же самому?» — задается вопросом Балакерский.
Марина ПАК

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ