2017-11-28T16:37:12+10:00 2017-11-28T16:37:12+10:00

Дмитрий Рахматулин: «Гриб — сложный организм. Он требует заботы, иначе может обидеться»

Почему грибоводы не спешат наращивать производство в Приморье

Из личного архива героя публикации |  «Гриб — сложный организм. Он требует заботы, иначе может обидеться»
Из личного архива героя публикации
Анкета
Дмитрий Рахматулин, грибной фермер.
Родился в Кировском районе, в поселке Горные Ключи. Получил образование инженера-строителя. Долгое время работал по специальности.
В 2012 г. основал грибную ферму в п. Хрустальном Кавалеровского района, которая специализируется на выращивании вешенки.

Дмитрий Рахматулин нашел свое призвание. Путь этот оказался очень нелегким, и только колоссальное терпение помогло собеседнику «К» достичь поставленной цели.

— Дмитрий Фаридович, ниша грибоводства в Приморье остается достаточно свободной, хотя многие начинающие фермеры пытались ее штурмовать. Как вы считаете, почему?

— Большинство новичков в этой отрасли — люди, которые ограничены не только в бюджете, но и в знаниях. Они хотят заниматься тем, чем не занимается никто, при этом часто руководствуются информацией из Интернета, где пишут, что едва ли не в домашних условиях на 30 «квадратах» можно разместить грибные блоки и без особых усилий получать сверхприбыли.

Кто-то берется за дело основательно, перенимает опыт у состоявшихся грибоводов, добивается первых успехов и «загорается» — начинает поиск инвестиций, чтобы расширить свое маленькое производство, но, не понимая до конца технологии, совершает серьезные ошибки и сдается. Я тоже бывал в ситуациях, когда опускаются руки, но всякий раз запасался терпением. И постепенно пришел к выводу, что инвестировать нужно, прежде всего, в знания. Только тогда у меня стало что-то получаться, хотя для этого и потребовался не один год.

— Значит, грибоводческий бизнес все-таки требует внушительных инвестиций, со ста тысяч его не начнешь?

— Исходя из собственного опыта, могу сказать следующее: чтобы выйти на стабильный доход в пределах чистого заработка 70–80 тыс. рублей в месяц, потребуется оборудовать 160–200 «квадратов», а уже отсюда нужно рассчитывать объем инвестиций.

Вложения могут быть разными, в зависимости от того, выберете ли вы готовое технологическое оборудование или обустроите производство собственными руками по каким-то схемам и чертежам. Первый вариант, если предприятие начинается с «голой земли», обойдется в пределах 7–10 млн рублей. Второй, конечно, дешевле — 3–5 млн, но в процессе эксплуатации велика вероятность каких-то сбоев, неполадок, а это означает дополнительные расходы. Так что по возможности я бы рекомендовал сразу вложиться в хорошее оборудование.

— Насколько ваш товар сезонный? Что делают грибоводы зимой?

— Грибоводы работают круглый год. Причем осенне-зимний период для них самая горячая пора, так как начиная с июля — августа идет сбор дикоросов, люди уезжают на дачи и в отпуска, проходимость рынков и магазинов падает. Спрос на наш товар вырастает осенью, а «самый сезон» — это Великий пост.

Если говорить о технологиях, то при наличии хорошего профессионального оборудования (если грибы выращиваются в помещении), лето или зима на дворе — неважно. Но когда оборудование собрано вручную, нет охладительных установок, канальных кондиционеров и т. д., летний период — самый тяжелый для этого бизнеса, потому что помещения перегреваются. Маленькие грибоводческие хозяйства в летнее время обычно не работают.

— Гриб — это что-то среднее между растением и животным. Соответственно, выращивать вешенку сложнее, чем сою или картофель?

— Как любой организм, гриб дышит, кушает, производит отходы жизнедеятельности, и, помимо всего прочего, имеет свойство болеть. Болезни грибов, способы их лечения — это тоже большие риски, которые многие предприниматели почему-то не рассматривают, начиная бизнес.

Может случиться так, что весь объем выгонки заболеет, и прибыль будет потеряна. Недавно я был на одном небольшом предприятии по выращиванию шампиньонов, где появились проблемы — шляпки грибов не белые, а с черными и желтыми пятнами. Эта болезнь — триходерма, и такой товар магазины не примут к реализации. То есть всегда нужно быть готовым к форс-мажору, если вы занимаетесь грибным делом.

Подготовку, обработку помещений, стерильных зон нужно изначально закладывать в статьи расходов. Это одна из важнейших составляющих успешного бизнеса. Когда в помещении не хватает воздуха, температура не та — ситуация поправима. Когда распространяется инфекция — все ваши труды могут погибнуть в одночасье.

— С какими объемами производства целесообразно заходить в сети?

— Если вы достигли объемов свыше тонны грибов в месяц, надо работать с розницей — крупными или небольшими сетями. Но ни в коем случае не уходить с рынка, потому что там — живая среда, там можно с лучшим эффектом бороться за постоянного покупателя, и цена не будет колебаться, в то время как розница предлагает заниженную цену.

Еще 3–4 года назад в Кавалерово я продавал грибы по 200 рублей. Тогда покупатель даже не узнавал вешенку. Помню, одна старушка спросила: «Сынок, а почем шишки?» Но спустя какое-то время мне удалось закрепиться в своей нише, обогнать китайских конкурентов, доказать, что моя продукция полезная и экологически чистая. Стоила она уже 300 рублей, а китайские грибы исчезли с рынка — люди просто перестали их брать.

— Последнее время грибоводческих хозяйств в крае становится больше. Как вы считаете, сможет ли местный производитель обеспечить Приморье грибами?

— На рынке складывается такая тенденция, что, сколько бы мы ни выращивали грибов, их не хватает. Но, учитывая интерес к этому направлению, я думаю, через 3–5 лет максимум ниша грибоводства на Дальнем Востоке будет занята.

А если вы спросите меня лично, нужно ли наращивать объемы производства, чтобы закрыть спрос, я скажу, что это не имеет смысла. Увеличивая обороты, вы увеличиваете затратную часть, больше вкладываете в закуп сырья, включая мицелий, целлюлозосодержащие вещества — солому или опилки, а рентабельность бизнеса падает.

Допустим, у меня оборотных средств 100 тыс., и я решил расширить производство вдвое. Приходится идти в банк за кредитом, брать еще 100 тыс. и потом выплачивать проценты. Бизнес это рискованный, и перебои в нем случаются часто, окупаться кредит будет долго и сложно.

Вообще, я делал расчеты, сколько нужно товара, чтобы полностью закрыть потребности местного рынка. У меня получилось 8–10 тонн свежего гриба, причем это уже потолок. Если производить больше, нужно выходить на другие рынки, за пределами Приморского края.

— Вы считаетесь главным приморским микологом, как в теории, так и на практике. Эта любовь к грибам — с детства?

— Еще когда я был мальчишкой, мы с дедом закладывали компостные ямы для выращивания шампиньонов. Дед шутливо говорил: «Учись, тебе пригодится». А спустя 25–27 лет я подумал, что он, оказывается, был прав. У меня нет биологического образования, всю информацию о грибоводстве я черпал из разных источников, интересовался, как развивается это направление в других регионах, странах — на Украине, в Польше, республике Беларусь.

Грибоводство постоянно было у меня на слуху, я просто долгое время не отваживался перейти от теории к практике, но случилось так, что сама жизнь подтолкнула меня — я остался без работы, долгое время не мог найти подходящих вариантов и, наконец, решил попробовать себя в роли фермера.

— Какой момент — самый приятный в вашем деле?

— Самый приятный момент — когда получаешь деньги за свои труды. (Улыбается). Но о деньгах постоянно думать нельзя, потому что — скажу вам в шутку или в правду — грибы могут обидеться. Гриб — сложный организм. Он требует заботы и внимания. Если ты хочешь что-то от него получить, то должен что-то отдать. И на самом деле лучший момент — когда в результате приложенных усилий появляются первые грибочки. Ты создаешь новую жизнь — это замечательное чувство.

Если раньше у меня были какие-то хобби, сегодня работа поглощает все мое время, но я не жалею. Теперь уже встает вопрос, кто кого выращивает, потому что, когда начинаешь понимать язык грибов, видеть, чего они хотят, приходится подстраиваться. Но здесь понять грибовода может только грибовод.

Юлия ПИВНЕНКО

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ