2010-05-18T11:01:04+11:00 2010-05-18T11:01:04+11:00

Константин Березняков: «Кто работает, тот и кризис переживет»

Относительно будущего Приморья и развития бизнеса на его территории у вице-президента группы компаний «Визит» довольно оптимистичные ожидания.

Евгения Дубовик |  «Кто работает, тот и кризис переживет»
Евгения Дубовик
Анкета
Константин Березняков, вице-президент и совладелец группы компаний «Визит». Родился во Владивостоке в 1965 г. Окончил Дальрыбвтуз по специальности «холодильные и компрессорные машины и установки» (1987 г.). До 1992 г. работал на кафедре физвоспитания в ДВПИ им. В.В. Куйбышева (ныне ДВГТУ). В конце 1993 г. пришел в компанию «Визит» на должность сотрудника отдела обеспечения. В 1996 г. после смены владельцев компании вошел в состав учредителей.

Константин Берзняк не верит в приход «светлого будущего после саммита». Но он — коренной приморец.

— Константин Александрович, как получилось, что в рамках одной компании совместились два таких разных направления, как въездной туризм и производство печатей и штампов?

— В начале 80-х годов компания «Визит» создавалась как туристическая. Тогда в Приморском крае был открыт для иностранцев только один город — Находка. Именно там компания и начала свою деятельность.

Компания занималась только въездным туризмом. В этом направлении один из отделов работает и по сей день. Изначально рентабельность этого бизнеса была высокой, но со временем стала снижаться, и ощутимо. Причины и в повышении уровня конкуренции, и в спаде интереса со стороны иностранцев к Приморью. Когда край после многих лет был открыт для посещения, зарубежные туристы хлынули сюда. Но когда поняли, что смотреть здесь по большому счету не на что, интерес поутих. Пришлось думать, как диверсифицировать бизнес.

— Увидели свободную нишу — изготовление печатей и штампов?

— Нельзя сказать, что эта сфера тогда была свободна. Мы вышли на печатный салон ПМП, у которого была одна из самых передовых на тот момент технологий изготовления печатей и штампов. Получили предложение поработать на приморском рынке, раскрутить именно этот вид продукции. Производство находилось в Находке, а здесь мы принимали заказы и продвигали эту услугу, отбирая рынок у конкурентов. Вот так в начале 1996 года в компании «Визит» и появилось направление по изготовлению печатей и штампов.
Позже мы стали еще и дистрибутором по Дальнему Востоку нескольких московских компаний по продаже оборудования и расходных материалов для производителей печатей и штампов. Три этих направления и есть нынешний бизнес компании «Визит».

Не время для start-up'ов

— Насколько остро ощущается кризис в сегменте b2b?

— Количество заказов заметно сократилось. Кризис мы почувствовали, хотя и не так сильно, как опасались. Наверно, это связано с тем, что печати, штампы, материалы для опломбирования и индикации сохранности грузов все равно необходимы компаниям. Это такие мелочи, от которых невозможно отказаться при оптимизации затрат даже во время режима жесткой экономии средств. Плюс даже сейчас регистрируются новые компании и индивидуальные предприниматели. Ко всему прочему эта продукция нужна не только в секторе частного бизнеса, но и в госучреждениях. А этот заказчик стабилен во все времена.

После введения фактически заградительных пошлин на ввоз импортных подержанных автомобилей Приморье потеряло такой мощный сектор, как автомобильный бизнес со всеми сопутствующими компаниями по перевозке, таможенному оформлению, продаже и ремонту. Вот это событие сильно сократило количество заказов на нашу продукцию.

— Ваша компания переживает уже второй кризис.

— Из дефолта 1998-го запомнилось резкое повышение цен на все. Инфляция росла такими темпами, что ценники приходилось переписывать по два раза в день. Но работа продолжалась, поэтому пережили все перипетии. Вообще, кто работает, тот хоть и с потерями, но выйдет из любого кризиса.

— Есть мнение, что подобные потрясения — это хорошее время для выхода и завоевания новых рынков. Есть еще какие-то сферы бизнеса, которые были бы интересны компании?

— Возможно, но на сегодняшний день мы больше делаем акцент на то, чтобы отлаживать и оттачивать работу в уже имеющихся направлениях.

«Мы оптимисты!»

— С какими трудностями приходилось сталкиваться компании в годы становления?

— Главное, чего не хватало, — это знаний. В конце 80-х — начале 90-х люди только начинали осваивать законы и технологии бизнеса, грамотных специалистов было мало. Вспоминая тот период, понимаешь, что все можно было сделать гораздо быстрее и менее затратно. Но тогда учились на собственных ошибках и пробивались буквально с боем. Еще не было и специальной литературы для предпринимателей, так что до всего доходили своим умом: сидели до полуночи, соображали, как что делать. Сейчас с этим намного проще, есть возможности для изучения менеджмента, маркетинга.

С другой стороны, в то время в Приморье не было такой жесткой конкуренции. С этой точки зрения нам, безусловно, было проще. На данный момент во Владивостоке все рынки фактически поделены, компании вплотную «притираются» друг к другу. Даже нишевые фирмы плотно сидят в своих сегментах и охраняют свою территорию. Так что сейчас открыть какой-то бизнес и войти на рынок во много раз сложнее. Ко всему прочему современная экономическая ситуация не способствует созданию новой компании.

— Верите в то, что после саммита в Приморье появится необходимая инфраструктура и начнется бум въездного туризма?

— Поживем — увидим. Напрашивается аналогия с 80-ми годами прошлого века. Тогда активность интуристов была недолгой. После 2012 года подобный сценарий может повториться, но только интерес будет еще более краткосрочным. Например, привлечь японцев новыми мостами и гостиницами — это очень сомнительная перспектива.

Сейчас иностранные туристы в Приморье бывают в основном транзитом. Они приезжают во Владивосток, чтобы здесь сесть на поезд и проехать по Транссибу, так что в городе остаются всего на день, чтобы осмотреть местные достопримечательности. Туристы стремятся в столицу, а оттуда на самолете отправляются домой. Конечно, мы будем только рады, если сюда поедут иностранцы. Но наши прогнозы в этом плане пессимистичны.

— Пессимизм в последнее время вообще стал отличительной чертой приморцев.

— Ну уж нет, мы оптимисты! Потому что только оптимисты могут постоянно говорить, что все плохо, но при этом продолжать жить в таких условиях, да еще и пытаться что-то строить, создавать, вести бизнес.

Ориентиры для ТОПа

— Положение второго человека в компании никогда не уязвляло самолюбие? Не хотелось открыть собственный бизнес и там быть главным?

— Нет, ведь все это мы создавали вместе с нынешним президентом, так что это частично и мой бизнес. Какой смысл создавать еще один? На самом деле у нас группа компаний. Поэтому президент ведет работу над проектами в других компаниях, а я выполняю функции первого топ-менеджера компании «Визит».

— У вас техническое образование. Работали по специальности?

— Нет, с профессией довелось столкнуться только на производственной практике и когда работал заведующим лабораторией на кафедре в Дальрыбвтузе. Но в то время я активно занимался спортом, а именно спортивным ориентированием, поэтому оказался на кафедре физвоспитания ДВПИ.

— Ориентированием до сих пор занимаетесь?

— Да, участвую в соревнованиях. Это для меня сейчас как хобби.

— Есть любимые места в Приморье?

— Конечно. Прежде всего это район нашего побережья, называемый Триозерье. А чего стоят красивейшие бухты Теляковского и Астафьева!

 

Евгения ДУБОВИК

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ