2006-09-19T15:30:00+11:00 2006-09-19T15:30:00+11:00

Дмитрий Шеметов: «Я на телевидении вырос, другого пути-то и не было»

Приморский телевизионщик о политике, конкурентах и новостях

Из личного архива героя публикации |  «Я на телевидении вырос, другого пути-то и не было»
Из личного архива героя публикации
Анкета
Дмитрий Шеметов, руководитель специальных проектов 46 канала телекомпании «Лица».
Место рождения: г. Владивосток.
Образование: ДВГУ, факультет русской филологии (1992); ДВГТУ, факультет стратегического управления (1998).
Семейное положение: женат, двое детей.
Хобби: каяк.

Судьба частного телевидения в России незавидна. С одной стороны, власть делает все, чтобы установить над ним идеологический контроль, с другой стороны, государственные телекомпании имеют несравнимо больше, чем у частного, ресурсов для развития. О том, как сегодня существует негосударственное телевидение в размерах малого бизнеса и в условиях конкурентной борьбы, корр. «К» рассказал руководитель спецпроектов 46-го канала телекомпании «Лица» Дмитрий Шеметов.

Теледетство

— Каналы ТВЦ-Владивосток (23 канал) и «Лица» (46 канал) находятся в частных руках. За счет чего они живут?

— Как и любое другое частное СМИ в России — за счет рекламы. Именно она — главный источник дохода для негосударственных газет, радио и телевидения.

— Местное телевидение, и ваше в том числе, — это растущий бизнес?

— Только отчасти. Наше телевидение пока трудно назвать исключительно деловым проектом, потому что бизнес — это когда сформирован рынок. А в Приморье телевизионный рынок до конца не сложился. Это очень длительный процесс. Скорее всего, мы сейчас находимся где-то на середине пути.

— А где в России существует телевизионный рынок?

— В Москве. Там всякая телевизионная компания имеет свою производственную базу, т.е. передачи, сериалы, фильмы, выпускаются на собственные средства. Но этого не достаточно. Никакая производственная база не справится с тем объемом контента, который необходим. Что делать? Нужную программу или сериал покупают у других производителей, у тех же частных компаний или дистрибуторских фирм. Такая практика существует не только на центральных каналах, но и на частных. Это и есть здоровый рынок. Надеюсь, мы когда-нибудь дорастем до такого.

— Как давно вы знакомы с телевизионным бизнесом?

— Моя мама всю жизнь работала на телевидении. И в настоящий момент Татьяна Шеметова руководит нашими каналами. Можно сказать, я на телевидении вырос. Практически все детство провел здесь. Другого пути-то и не было.

Телекухня

— Охарактеризуйте отношения вашего канала с местной властью.

— Нейтральные. Насколько это возможно в современном обществе, конечно. Мы позиционируем себя как развлекательный канал, а не как политический.

Однако от жизни не спрячешься, поэтому на 46-м канале появляются такие проекты, как «Заколдованный город» и «Соседи». Плохие дороги, загаженное море и социальные проблемы трудно долго не замечать.

— Вы отслеживаете действия своих конкурентов: ПТР, ОТВ-Прим?

— Конечно, ведь мы работаем на одном поле. На тех каналах, которые вы назвали, другой спектр развития, другие условия. ПТР получает поддержку из федерального бюджета, ОТВ-Прим — из краевого. Нас же финансируют только рекламодатели.

— Почему на вашем канале нет новостей?

— Во-первых, новости — это очень дорого. Во-вторых, это очень сложный продукт. Сегодня новостные программы есть на трех местных каналах. И нам, чтобы выделиться, нужно сделать по-настоящему оригинальный продукт. Вот этим мы сейчас как раз и заняты!

— Кто составляет основную аудиторию ТВЦ-Владивосток и 46 канала?

— Насколько мы можем судить, это активная часть населения: люди от 25 лет и старше. Верхнюю планку мне определить сложно, но бабушка моя смотрит, а ей 83.

— Многие считают, что телевидение на Дальнем Востоке, мягко говоря, «отсталое»...

— Смотря с чем сравнивать. Ставить на одну ступень телевидение Владивостока и Москвы — абсурд. Бюджет одной передачи «Звезды на льду» на Первом канале составляет один миллион долларов. Мы же определяем свой уровень, участвуя в профессиональных конкурсах, например, в этом году наши программы будут представлены в пяти номинациях на ТЭФИ-регион.

Я часто встречаюсь во Владивостоке с москвичами. И, заверяю вас, порой они, переключая кнопки телевизора, путают «где чья программа»: приморское это производство или московское.

— Какие же передачи принимают за «свои»?

— Программу Александра Брюханова «Досье на звезд» — у него побывали в гостях несколько десятков самых популярных российских актеров; проект «Лайф ин кайф», где с нами работали резиденты «Комеди Клаб». Видя таких людей в наших студиях, зрители действительно путаются, что радует.

Из российских регионов очень сильное телевидение в Красноярске. Туда в свое время очень много денег вложил ЮКОС. Там работает профессиональная команда.

Есть выражение «народ имеет того руководителя, которого заслуживает». Так и с телевидением — что заслужили, то и имеем. Нас можно сколько угодно критиковать, но любое телевидение отражает интересы зрительской аудитории. Если бы к нам поступил заказ на освещение культурной жизни Приморья — мы бы с удовольствием за это взялись, тем более что 46-й канал — часть местной культуры. Скажу больше — подобное является мечтой всего нашего коллектива.

— А какие недостатки вы бы отметили на местном телевидении?

— Я не вправе обсуждать коллег, пусть некоторые из них и не прочь перемыть друг другу кости. Вы знаете, что традиция писать жалобы до сих пор сохранилась? Таков «российский путь» конкурентной борьбы...

Телеменю

— Один телевизионный начальник сказал, что для привлечения зрителя нужно отказаться от собственных интеллектуальных интересов.

— Я с этим согласен. В работе мы придерживаемся правила «ничего личного, просто бизнес». Я, например, люблю ходить в театр и на концерты классической музыки. Но если «поставить» концерт филармонии в прайм-тайм, никто не будет смотреть.

Многое, конечно, зависит от государства, от системы грантов. Частный телеканал, имея собственную производственную базу и опыт, может выполнить любую поставленную задачу. Но финансировать эту задачу, тем более если она социальная — обязанность государства или крупного бизнеса. Нужно разыгрывать среди профессионалов гранты, чтобы мы могли провести, допустим, мощную PR-кампанию по борьбе с наркотиками или пьянством. Есть масса проблем, на которые общество должно обращать внимание вне зависимости от того, какой канал включен.

— У вас как руководителя возникают творческие разногласия с журналистами?

— Постоянно. На не сформированном еще телевизионном рынке нет общих правил, законов. Я не могу сказать со стопроцентной уверенностью, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Мы находимся в начале пути, где все очень интересно и сложно одновременно. Спор, отстаивание своей точки зрения — это норма в нашем коллективе.

БЛИЦ

— Ваша любимая передача на отечественном телевидении?

— Раньше любил «Намедни» Леонида Парфенова.

— Лучший телеведущий?

— Владимир Соловьев. Также отдаю должное профессионализму Андрея Малахова.

— Каналы ТВЦ-Владивосток и «Лица» (46 канал) для вас сегодня — это...

— Работа. Жизнь.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ