1998-03-24T10:38:18+10:00 1998-03-24T10:38:18+10:00

Владимир Ермалюк: «На чаше весов опыт перевешивает и мешок с деньгами, и связи»

Глава компании по работе с недвижимостью о профессионализме и недобросовестной конкуренции

Из личного архива героя публикации |  «На чаше весов опыт перевешивает и мешок с деньгами, и связи»
Из личного архива героя публикации

У гендиректора риэлторской фирмы «Бизнес-Дом» (Владивосток) Владимира Ермалюка больше хлопот с чужой недвижимостью, чем со своей.

«Какой коттедж? У меня и дачи-то нет. Живу с женой и сыном в обычной двухкомнатной квартире. Конечно, она не соответствует моим вкусам и желанию. На себя денег, как правило, не хватает, хотя семейные запросы невелики. В нынешнем положении стремиться к роскошной квартире мне непозволительно. В дело надо вкладывать. На будущее работать».

Когда «Бизнес-Дом» становился на ноги, о его 30-летнем руководителе доводилось слышать разное: «на недвижимости собаку съел, вот и развернулся», «сам бы не поднялся, помогли». Как у всякого удачливого бизнесмена, у Ермалюка есть доброжелатели и завистники.

— Допустим, я решил открыть собственную риэлторскую фирму. Что для этого нужно — стартовый капитал, связи?

— Опыт. Хотя бы небольшой. На чаше весов он перевешивает и мешок с деньгами, и связи. Стартовый капитал, какого бы размера они ни был, без профессионализма потеряешь. Связи на определенном уровне, конечно, необходимы, они, к примеру, обеспечивают финансовую стабильность в деле, помогают избегать недобросовестных партнеров, быстро решать множество вопросов, я их называю «техническими». Но без опыта контакты и знакомства никогда не превратятся в связи. Я начинал как агент по недвижимости, потом сам набирал агентов, учил их, формировал агентства. Ощущение настоящего, серьезного бизнеса появилось не сразу.

Кому-то это утверждение может показаться спорным, но недвижимость — психологически тонкая сфера, отношения между людьми в ней имеют несравнимо большее значение, чем квадратные метры и их эквивалент в деньгах.

— Как вы пришли в риэлторский бизнес?

— В 1991 году я уволился с последнего курса ТОВВМУ. Без работы мыкался недолго. Оказался в «Юнэт», одном из первых во Владивостоке агентств по купле и продаже недвижимости. Когда «Юнэт» вырос в Торговый Дом «Аском», я возглавил в нем отдел недвижимости. В 93-м стал вице-президентом «Аскома». Через три года решил открыть свое дело.

— И с чем пришлось столкнуться в первую очередь?

— С конкуренцией, конечно. В основном, недобросовестной. Во Владивостоке из 82 фирм 78 работают без лицензии. Их методы, мягко говоря, не цивилизованы. Им бы заработать сегодня, что будет завтра, их не заботит. В сделках не несут никакой ответственности, не платят налоги. Документы оформляют с грубейшими нарушениями. Работают по старинке: свели клиентов, получили свою тысячу долларов и помахали ручкой. А люди потом предоставлены самим себе.

— Схемы всегда индивидуальны?

— У серьезных фирм они практически одинаковы, построены на одной законодательной базе. Могу вкратце рассказать о нашей схеме страховки. Допустим, Иванов продает квартиру, Петров ее покупает. Они пришли в «Бизнес-Дом», оформили документы. Мы назначили время заключения сделки в зависимости от того, как заверен договор о купле-продаже — с заверением у нотариуса или без него. Жилье переходит в собственность Петрова только с соответствующей записью в регистрационном журнале в Центре регистрации недвижимости. Это обязательная процедура, потому что после заверения договора у нотариуса квартира еще принадлежит Иванову, о чем Петров может и не подозревать.

После подписи нотариуса ни копейки на руки не дается. Вырученные от сделки деньги хозяин получает только в том случае, если договор о купле-продаже зарегистрирован. Многие, особенно мелкие фирмы грешат тем, что получают свой гонорар после нотариуса и говорят продавцу и покупателю: рассчитывайтесь между собой сами. Но ведь при этом нет никаких гарантий, фирма не ручается за законность сделки.

Крупные риэлторские компании страдают от деятельности «черных маклеров», недобросовестных фирмочек. Мы теряем клиентов, они отказываются от совершения купчих. Однако отчаиваться не стоит: во-первых, пройдет время, прежде чем народ во всем разберется, научится на собственных ошибках; во-вторых, мы не хотим рисковать крупными суммами в сделках сегодня, чтобы не понести убытки как морального, так и материального свойства завтра.

— Так как же бороться с «дикими» риэлторами?

— Цивилизованными мерами. Не отстреливать же их! Противостоять им сложно, никто их не выводит на чистую воду, не применяет действенных санкций. Рынок недвижимости очень криминализован, особенно это заметно в последние полгода. Идет отток нормальных клиентов. Они бегут за мнимыми деньгами в фирмы, абсолютно не вызывающие доверия. Это единственное, что не укладывается в моей голове! Неужели они газет не читают? (Имеется в виду просветительская роль периодических изданий, а не блуждание по колонкам объявлений. — Прим. авт.)

В газетах мелькают объявления о поиске риэлторов. Часто таким образом некий «дядя» набирает агентов, суля им большие и «быстрые» проценты от сделок. Его контора, по обыкновению, зарегистрирована под «вывеской» юридического лица, но работают в ней, по сути, на одного человека, а тот, в свою очередь, на криминальную структуру. Высококлассные агенты в таком месте могут продержаться долго, потому что их ценят — щедро платят, рассчитывая ни них в будущем. Слабаки и дилетанты не задерживаются, их, как правило, используют до поры до времени и выгоняют без рубля в кармане. Никаких трудовых отношений нет и в помине. Но люди-то к ним идут, и с немалыми суммами! Если в этих конторах работают по 20— 30 агентов, получающих по тысяче долларов от сделки, то представьте себе, какие деньги там крутятся.

— Кто все-таки поднял «знамя борьбы» за цивилизованный рынок недвижимости?

— Некоммерческая структура «Приморская ассоциация риэлторов», созданная летом прошлого года. Главная цель Ассоциации — создание и развитие цивилизованного рынка. Чтобы достичь ее, надо совместно бороться против «черных маклеров», помогать друг другу адаптироваться к постоянно меняющемуся законодательству. Полезны «живые линии» с потребителями, другие формы связи с общественностью.

— Крупные фирмы объединились, чтобы задавить мелкие?

— Мы сплотились против тех, кто нам мешает. Мешают не мелкие фирмы. Пусть они занимаются этим бизнесом, но при этом играют по правилам.

— У «Бизнес-Дома» 11 агентств во Владивостоке и в крае. В них работают сотни людей. Как вам удается все держать под контролем? Есть ли объективный взгляд на все, что происходит в компании и вокруг нее?

— Никогда не было и не будет ни тотального контроля, ни объективной картины. Все время думаю об ошибках, допущенных и которых могу допустить. Я из тех людей, кто относится ко всему мнительно, старается все проконтролировать, взвесить. В то же время приходится рисковать, потому что постоянно ощущаешь себя догоняющим на дистанции. Если и испытываю нервное напряжение, то по двум причинам: либо много рискую, либо не в порядке бизнес. Но сплю нормально, 24 часа в сутки не работаю. Стараюсь к 9 приходить на работу, в 19 часов «море на замок».

— Бизнес — опасное занятие и не для слабонервных. К опасности можно привыкнуть?

— Вся жизнь состоит из опасностей. Я езжу на машине — это тоже повышенный риск по сравнению с поездками в трамвае. И дело здесь не в привычке, а в умении уживаться с опасностью, а в экстремальных моментах ее побеждать. В первую очередь, не надо совершать грубых ошибок, не наживать себе врагов. Не делать гадости с умыслом и расчетом.

Понятно, что ты можешь стать в один прекрасный или ужасный день для кого-то сильным конкурентом, дорогу перейдешь, как говорится. Тут уж все можно ожидать. Пожалуй, это единственная опасность, которую надо бояться. Но конкуренция для бизнеса как витамины для организма. Без нее вроде бы и сил не хватает.

— Вы считаете себя преуспевающим человеком?

— Преуспеть — значит поймать успех и не выпускать его из рук, правильно я понимаю? У меня сегодня был клиент, молодой судовладелец, его два судна $2 миллиона стоят. Так вот, он, по-моему, поймал этот успех. А я буду его ловить всю жизнь в риэлторском деле. Я рядовой предприниматель. К звездам не стремлюсь, но быть лучшим, конечно, хочется.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ