2012-05-02T11:36:14+11:00 2012-05-02T11:36:14+11:00

Экспансия все-таки начнется?

Крупнейшая российская сеть X5 Retail Group рассматривает возможность диверсификации бизнеса в Приморье через продвижение франчайзинга. Какие могут возникнуть проблемы с его реализацией?\n

«Потенциально регион интересен нашей компании, и мы не исключаем для себя в ближайшей перспективе реализацию в Приморье проектов по открытию франчайзинговых магазинов под брэндами Х5», — сказал корр. «К» Владимир Русанов, начальник по связям с общественностью отдела региональных проектов X5 Retail Group.

В продуктовом ритейле франчайзинг пока не пользуется популярностью: сети предпочитают открывать магазины самостоятельно. На сегодняшний день X5 Retail Group является единственным игроком из пятерки крупнейших в России, использующим этот механизм.

Обходные пути

«К» неоднократно поднимал тему о причинах того, почему на Приморье не выходят крупные сети хотя бы федерального уровня, не говоря уже об интернациональных игроках. Во все времена ответы были стандартны: недостаток площадей, отвечающих заявленным требованиям, проблемы, связанные с созданием собственной инфраструктуры (например, решение земельного вопроса может затянуться на годы или обойдется в крупную сумму в виде отката), а также отсутствие возможностей для доставки и хранения товара. Но более серьезными препятствиями являются небольшая плотность населения и географическое положение региона.

Андрей Солониченко, руководитель проекта розницы сети супермаркетов «Три кота»: «Плотность населения в Приморье низкая, существуют и трудности с логистикой, заключающиеся в отсутствии складов. Но эти причины не являются основными для того, чтобы сюда не выходили крупные федеральные и интернациональные ритейлеры. На самом деле главная сложность для них — это сильная удаленность региона от центральной части страны, что создает большие риски, первым в ряду которых стоит банальное воровство. Приморский край для Москвы как Россия для США — далеко и непонятно.

Есть сложности с получением земли под строительство и решением других организационных вопросов. Но крупные игроки обладают достаточными средствами, чтобы их урегулировать или вообще зайти другим путем, скупив местные сети. Однако ритейлеры пока не торопятся вкладывать деньги в бизнес на территории края, потому что не видят особой выгоды».

Владислав Меркулов, руководитель розничного отдела ООО «Невада»: «Федеральные игроки пока заняты освоением городов-миллионников. А недостаточная плотность населения в Приморье на данный момент является одним из основных факторов, останавливающих их выход в этот регион. Да, здесь существуют сложности с получением разрешения на строительство, решением других вопросов, но, полагаю, и в других регионах такие проблемы существуют. Поэтому данная причина не является главенствующей».

Меркулов предполагает, что лет через пять, когда в зону внимания федералов попадут города с населением от 500 тыс. человек, они постепенно начнут выходить на Приморский край. Такой сценарий выглядит реалистичным, учитывая политику экспансии федералов.

«Пока в наших планах развитие в европейской части России, Уральском регионе и Сибири, — делится Артем Глущенко, руководитель пресс-службы группы компаний «О’КЕЙ». — Эти регионы имеют огромный потенциал. Только в 2012 г. мы планируем открыть 17 гипермаркетов и 13 супермаркетов в Тюмени, Сургуте, Екатеринбурге, Сочи, Москве, Московской области. Также мы планируем дальнейшее развитие в Красноярске, Новосибирске и т.д. Может быть, в долгосрочной перспективе, придем и на Дальний Восток».

Однако другой крупный игрок — X5 Retail Group — решил не дожидаться удобного момента и использовать нестандартный сценарий — франчайзинг. Учитывая все перечисленные недостатки региона в глазах федералов, такой подход для расширения здесь их зоны влияния видится пока наиболее удобным и безболезненным.

Ритейлер X5 занимается продвижением в регионы франшизы своих дискаунтеров «Пятерочка» и супермаркетов «Перекресток».

В чем же сложность?

С одной стороны, считают эксперты, такой вариант партнерства мог бы заинтересовать местный рынок. «Из предложенных X5 Retail Group франчайзинговых проектов наибольший интерес для Приморья представляет «Пятерочка», т. к. ниша дискаунтеров пока незначительно заполнена и обладает хорошим потенциалом для роста, — говорит Солониченко. — Тем более что работа по франшизе дает доступ к технологиям и адекватным ценам. Что касается «Перекрестка», относящегося по формату к супермаркетам, то он является здесь менее перспективным, т.к. этот сегмент уже достаточно заполнен».

С другой стороны, есть некоторые преграды, которые могут затруднить для сетевика развитие данного направления в Приморье. «Франчайзинг X5 Retail Group — интересный для края проект. Хотя здесь есть свои особенности, которые могут осложнять получение франшизы, — отмечает Меркулов. — Например, нехватка необходимой инфраструктуры или плохое качество имеющейся».

Еще одним тормозом могут стать особенности предлагаемого франчайзинга. Дело в том, что в последние пару лет компания перешла от прямой франшизы к обратной. Смена механизма была вызвана тем, что в последние пять лет франчайзинговый бизнес компании развивался не слишком стремительно. По данным на конец марта 2007 г., с компанией сотрудничали 543 партнерских магазина, на конец прошлого года — 597 магазинов и 61 точка дочерней компании «Экспресс ритейл». Слабая динамика была связана с банкротством нескольких крупных партнеров. Кроме того, в кризис в партнерских магазинах резко упали продажи — по сравнению с собственными торговыми точками выручка у франчайзи была в два раза меньше.

Проведя анализ, руководство пришло к выводу, что к снижению оборота приводил непрофессионализм товароведов, заказывающих товар в недостаточном или избыточном количестве. Тогда руководством было решено перейти от прямой к обратной франшизе. Ее отличие в том, что она позволяет осуществлять полный контроль франчайзинговой торговой точки.

В первом случае владелец магазина вкладывает в товар собственные деньги — около 2 млн руб. и в дальнейшем ежемесячно выплачивает роялти в размере 3%. Большая часть товара поставляется из распределительного центра, остальное — от поставщиков Х5. Ценовую политику и размер собственной наценки определяет франчайзер.

Второй вариант подразумевает отсутствие трат владельца магазина на заполнение полок — товар франчайзер передает ему на реализацию, т.е. формирование ассортимента, доставку товара и ценовую политику полностью берет на себя Х5. Обратный франчайзи отдает ритейлеру 75-77% от выручки, оставшиеся 23-25% получает как свое агентское вознаграждение. Из этих средств владелец магазина выдает зарплату персоналу, оплачивает аренду и коммунальные платежи, а также роялти в размере 3%. Такая схема больше выгодна держателю франшизы — X5 Retail Group, получающему возможность полностью контролировать работу магазина и получать больше прибыли, чем франчайзи, по сути, являющемуся просто управляющим и не имеющему полномочий самостоятельно принимать бизнес-решения.
Вера ЩЕРБАНЬ