Алексей Хомутов, генеральный директор ООО «Русская судоходная и лесоперерабатывающая компания», капитан 1-го ранга, член Федерации конного спорта России в Приморье.
Родился в Калининградской области 21 мая в 1944 г. 1961 — 1992 гг.: окончил Высшее военное морское училище по специальности инженер-механик, Военно-морскую академию, служил на подводных лодках Тихоокеанского флота, был замначальника технического отдела Камчатский флотилии, замначальника производственного отдела главного управления судоремонтных заводов ВМФ в Москве, начальником судоремонтного завода ВМФ в Хабаровске.
В 1992 г. организовал и зарегистрировал в Хабаровске ООО «Русская судоходная компания». В 2005-м перерегистрировал компанию во Владивостоке.
Хомутов предпочитает говорить с любым собеседником открыто. По-военному дисциплинирован. А отношения в бизнесе строит, прежде всего, на доверии.
— Алексей Алексеевич, вы сказали, что решили выйти из судоходного бизнеса. Почему?
— Спад экономики в сочетании с откровенным попустительством правительства привел торговый флот к финальной черте, не говоря уже о судоремонте. Разоряются еще недавно процветающие предприятия. Беда не обошла стороной и судоходные компании, осуществляющие грузоперевозки с помощью малотоннажных судов. В сегодняшних условиях эти компании не работают, а выживают. Содержать флот стало непозволительной роскошью. Суда вместимостью 1,5–2 тыс. т, что остались в наших портах, можно пересчитать по пальцам. Со второй половины прошлого года наша компания не ведет грузоперевозок. Последняя прибыльная работа была связана с перевозкой стройматериалов для саммита АТЭС. Было три сухогруза, которых сегодня уже нет, и теперь мы занимаемся лишь лесопереработкой.
Избавление от флота
— Официальная пропаганда утверждает, что экономика России пусть и медленно, но неуклонно поднимается. Растет и товаропоток между нашей и другими странами.
— Основной объем перевозимых по морю грузов составляют экспортируемые в страны Юго-Восточной Азии лес и металлолом. И даже это уже давно нерентабельно. Если еще в прошлом десятилетии «челночные» рейсы были полностью оправданы (туда — сырье, обратно — продукты питания, бытовую технику, подержанные автомобили), то после повышения пошлин суда вывозят экспортный груз по мизерным фрахтовым ставкам, оправдывающим только стоимость топлива, а обратно возвращаются пустыми. С учетом повышения на мировом рынке цен на топливо такие рейсы являются не просто экономически убыточными, но и попросту бессмысленными с точки зрения логики.
У нас самые высокие в мире портовые сборы и заоблачные поборы родного морского регистра, присваивающего судам класс. Чтобы судно зашло-вышло в порт, надо заплатить $6-6,5 тыс. Для сравнения: в Корее и Японии — $3-3,5 тыс. Почему такая разница? Я скажу: стоит очередь чиновников с протянутой для «отката» рукой, не дашь — тебя задушат.
— А может, вы больше не занимаетесь судоходством не потому, что экономика такая плохая, а из-за невозможности поддерживать суда в исправном техническом состоянии?
— Я вам скажу более: именно по этой причине мне пришлось избавиться от флота — не хочу рисковать людьми. В Приморье уничтожено шесть основных судоремонтных предприятий. Те, которые еще некоторое время пытались держаться на плаву, выставляли такие суммы за работу, что ремонтировать гражданский флот в Приморье стало невыгодно. Приходится отправлять суда на ремонт в Китай. Там дешевле, чем у нас, это при том, что в Приморье была одна из лучших в стране практических и теоретических баз, а все работы выполнялись на высоком качественном уровне, с неукоснительным соблюдением требований морского регистра.
В ситуации выбора многие из двух зол предпочитают меньшее и избавляются от флота, сворачивая свой бизнес. В Китай на «иголки» продают массу судов. А многие из них с действующим классом регистра морского судоходства могли бы еще работать лет 20. Очевидцы говорят, что у причальных стенок китайских портов скапливалась целая очередь из наших целиком пригодных к эксплуатации судов, стоимость которых доходила до $120 за тонну металлолома!
— Сейчас много говорят о возрождении судостроения и судоремонта в Приморье.
— Это только кажется, что правительство пытается создать благоприятные условия для развития судоремонта и судостроения. На мой взгляд, в государстве нет даже намека на проявление идеологии строительства торгового флота и системы судоремонта. В настоящее время Владивосток, по сути, уже не является профильным городом моряков и судоремонтников, да и городом-портом он скоро перестанет быть. Надежды вернуть ему этот статус больше нет. Все это — отвлекающие маневры в ожидании грядущей катастрофы.
«Конюшни Императрицы»
— Как вы стали заядлым любителем конного спорта?
— Все началось с детского увлечения старшей дочери лошадьми. Получилось, что забава переросла у нее в профессиональное занятие конным спортом. Начинали мы с покупки одной лошади. Сейчас у нее свой клуб «Фаворит», имеющий 50 лошадей, занимается порядка 100 человек, 70 из которых — дети. ООО «РСК» является учредителем. Несмотря на то что клубу уже несколько лет, мы до сих пор преодолеваем различные препоны.
— Какие?
— В 2006 г. я для «РСК» смог получить решение командующего войсками Дальневосточного округа о передаче в аренду склада военного городка № 34 под использование целевым назначением в качестве конно-спортивного клуба «Фаворит». Как позднее выяснили конники, склад оказался историческим памятником культуры с громким названием: «Конюшни 11-го Ее Императорского Величества Вдовствующей Императрицы Марии Федоровны Сибирского стрелкового полка». Историки, увидев конюшни, поразились. Ни одного подобного памятника не сохранилось в составе исторического комплекса Владивостокской крепости, который является гордостью Приморья.
На тот момент более 15 лет конюшни находились в аварийном состоянии — все здания были разобраны и разграблены. Чтобы конюшни не утратили своей аутентичной красоты, собственными силами группа энтузиастов приводила помещения в порядок. Постарались максимально аккуратно отнестись к архитектурным особенностям здания. Например, «царская» крыша, возведенная нашими предками из сосновых бревен, уже грозила обвалиться. Ее не только отремонтировали, но и использовали аналогичный материал, чтобы не нарушать архитектурно-исторической целостности здания.
Сложилась парадоксальная ситуация: организация готова на свои средства и деньги спонсоров построить здесь полноценный конюшенный комплекс, крытый манеж, конкурный плац и обустроить прилегающую территорию для отдыха горожан, но не может получить в аренду участок, на котором располагается уже несколько лет.
Мы прошли ряд судебных процессов. В итоге клуб и компания получили решения арбитражного суда Приморского края об освобождении незаконно занимаемого помещения, а также о взыскании 6,5 млн руб. с «РСК», как за необоснованное обогащение при использовании здания в коммерческих целях. А то, что на самом деле «РСК» в здании ни одного дня не провела, а передало клубу восстановленные конюшни для использования по прямому назначению, никого не волновало.
— А могли бы направить деньги в дело, например, ремонт флота или лесоперерабатывающее оборудование.
— Мы искренне верили, что делаем полезное для города и края дело. «РСК» вложил в ремонтно-реставрационные работы конюшни более 3 млн руб., кроме того, уплачена половина суммы по суду Министерству обороны.
Пока шла бумажная война, работа клуба не прекращалась и «Фаворит» стал самым крупным спортивным клубом Приморья, который не разменивается на прокат лошадей, а занимается подготовкой спортсменов для соревнований разного уровня.