В России же эта замечательная идея стала пониматься как-то по-другому, особенно про деньги... Если в чем-то есть ИДЕЯ, то ниже 2-3 тыс. изделие стоить не может. Даже если от дешевизны материалов хочется плакать и четко понимаешь, что ЭТО не надеть ни на работу, ни на приличный вечер. Зато идея! Если это фимо и аналоги, то можно не ждать симметрии, стандартности размеров и вообще тщательности от деталей: зато оно должно производить убойное впечатление! Да. Издалека. На мелком фото. Ни в коем случае не вблизи и не на собеседнике. Если же изделие, не дай бог, еще и отличается определенной аккуратностью, все серебряных дел мастера будут плакать от зависти, глядя на цену, по которой выставлено произведение из бисера и подвесных финтифлюшечек. Потому что «ну так идея и гляньте, какой дизайн!».
Кстати, приписка «авторский дизайн/работа» — это уже замах на 4-5 тыс., причем мужчины в этом отношении не стесняются замахиваться на цены, которые выглядят почти уже неприлично (кроме мужчин, непомерным размахом по части цены на дизайн страдают всякие арт-студии, творческие объединения и т.п.) Если видишь вместо стандартного «кольца с перламутром» что-нибудь вроде «туманный всплеск», ниже тысячи такие названия не продаются. Понятия не имею, почему. Каждое слово в названии накидывает лишнюю сотню, а то и тысячу. Начинающие такое особенно обожают, а люди, у которых на продажу уже за сто изделий, обычно таким увлекаются не слишком сильно. А если увлекаются, надо готовиться к очень сокрушительным ценам «не пойми за что». Потому что автора четко знают, потому что продают не товар, а образ, все как положено по теории рекламы.
Если к стандартным комплектам фурнитуры (например, петля для серьги + бабочка, продается не дороже 50 руб., все вместе, если брать оптом, отдадут за 30) добавить пару бусин, то к цене материала приписывается нолик. Потому что это ведь ручная работа + «я же прикидывала, с чем это будет сочетаться, как пойдет!.. знаете, сколько времени это отнимает?». Как будто мы платим за проведенное над работой время, а не за результат. Русский хэндмэйд железобетонно уверен, что если ты думал думу о сочетаниях с неделю, а потом три дня присобачивал эти бусины, то меньше тысячи брать никак нельзя. Народ никак не поймет, что хэндмэйд — это СДЕЛЬНАЯ оплата, а не повременная. И если ты такой лох, что тебе потребовалась неделя, чтобы решить, что к этой бабочке нужна одна бусина, то кто в этом виноват, кроме тебя?
Из этой же серии: если собрана стандартнейшая фурнитура (бабочки + листики, например) в одном изделии, то меньше тысячи это стоить не может. Сочетание стандарт + стандарт (заметьте, я ничего не говорю о том, удачно это вышло или нет! Потому что обычно не очень...) ценится гораздо выше, чем стандарт + бусинки... Если где-то добавлено перышко — это все, это не ниже полутора тысяч. Любое перышко — это заявка на смелый стиль, претенциозность и все такое. Изделие не для всех, о да... Этника, яркость, нестандартность и все такое. По моим наблюдениям у таких женщин, которым это идет, обычно есть один (!) комплект с перьями, и больше им не надо. Потому что все изделия с перьями, по сути, одинаковые и работают больше на эпатаж, чем на что-то еще. К тому же в стандартной фурнитуре не слишком большой выбор перьев — либо не очень большие коричнево-серые, пестренькие такие, либо гладкие, часто окрашенные в дичайшие цвета.
Раздражает манера авторов навешивать на свои изделия «всего-всего-и побольше». Мало кто подбирает фурнитуру так, чтобы подчеркнуть красоту отдельно взятого элемента: обычно висит эдакая гроздь, которая и должна производить впечатление. Причем часто неважно, на чем держится эта гроздь и нужна ли она вообще здесь, все завалено разными «сборными солянками»: «лес», «травка», «аквариум», «море»... Рецепт на все один: «возьмите тематический набор, добавьте по щепотке всего — и не забудьте накинуть цену за креативность». А если к тематическому набору, например «море», добавляется элемент из другого набора, то за ИДЕЮ цена может подскочить вдвое, и называться это будет в духе «воспоминания о лете/море/пляже». Здесь же эхом отдается «у меня был классный бисер и классная схемка вязки, жутко сложная» — на выходе получаем невнятное бисерное нечто, обычно монотонное, зато значительное по размеру (если это колье, то на полгруди, не меньше) и опять же негодное к носке в более-менее приличных местах.
Также убивает подход к колористике, часто схожий с предыдущим рецептом — «всего и побольше». Многие авторы, кажется, и не подозревают, что не всем нравится носить на себе полную радугу цветов плюс два-три дополнительных. Тут все радикально: либо один-два цвета, либо уж чего мелочиться — весь спектр. Причем практически никто не обыгрывает оттенки одного цвета (а если обыгрывает, то это стоит не ниже двух тысяч, даже если это банальные серьги) — все предпочитают дикое буйство разных цветов. Количество вещей ярко-красного, ярко-оранжевого, ярко-желтого, ярко-зеленого и ярко-голубого цветов ослепляет сразу и надолго, у нас по всей России столько пляжей нет, чтобы туда хотя бы по разу сносить все эти сделанные авторами вещи. И причем, судя по стоимости, эти вещи не для детей, к тому же с претензией на то, что храниться они будут долгие годы (за такие-то деньги! точно не один раз летом поносить).
По поводу засилья фимо и аналогов у меня основная претензия: ну, народ, сделайте вы все это аккуратно! Не надо мне рассказывать сказки про то, как это сложно: косые-кривые фигурки в стиле детского творчества оставьте детям и косящим под них и имейте совесть называть брак браком, а не «вы ничего не понимаете в фимо». Да, представьте себе, люди любят, чтобы их серьги из одной пары были одинаковыми, в том числе и по размеру, а не по общим очертаниям. Чтобы круг был кругом, квадрат квадратом, а не «что получилось, то и продаю».
Кстати, изготовители фимо-изделий буквально ненавидят геометрию — потому что на любой простейшей фигуре у них получается такое, на что смотреть без слез нельзя. Иногда у меня закрадывалось подозрение, что некоторые абстрактно-перекошенные комплекты с вычурными названиями получились из особо неудачных попыток сделать как раз геометрию...
Очень интересно смотреть на тех, кто расписывает браслеты: сейчас везде полно монотонных цветных изделий из пластмассы. Такие, довольно объемные и широкие (ширина бывает разная), расписывай не хочу. Так вот, именно за роспись цены разнятся настолько, что дух захватывает. От 150 рублей до 1500, причем узоры достаточно просты и повторяемы (геометрия, животно-звериные полоски, несложные абстрактные узоры (часто коряво нанесенные), несложный же растительный орнамент и иногда простая этника). Из-за того, что на светло-коричневый браслет нанесли черные тигриные полоски, цена может быть в пределах как верхнего, так и нижнего диапазона (аккуратность исполнения в обоих случаях примерно одинаковая).
По поводу общих идей — я знаю идею, доминирующую абсолютно везде и во всех видах хэндмэйда. Розы! Они присутствуют в большинстве магазинов практически всех направлений и способов изготовления... Разве что в стимпанк особо не пробрались. Может, оно в целом и неплохо, но на определенной сотне красных и розовых роз (а еще черных иногда — одинаковых у всех, в одном месте, видимо, закупались) это изобилие начинает немного раздражать...
Итог: я для себя поняла, что, если хочется чего-нибудь дизайнерского и индивидуального, гораздо проще посетить любую ювелирную выставку-ярмарку и купить что-нибудь из серебра и камней, причем обойдется все это максимум в тысячу (если ограничиться только экспериментальными серебряными украшениями — кулон можно найти и за 500 руб.), а не лопатить бессмысленное количество либо одинаково дурных поделок, либо хороших, но за безумные деньги.
Из livejournal.com, текст пользователя Lavender Prime