2014-02-12T11:51:56+11:00 2014-02-12T11:51:56+11:00

«У нас как-то неправильно понимают handmade…»

У нас как-то неправильно понимают handmade. По определению, за рубежом хэндмэйд (кроме исключений, которые есть всегда, и специальных стилей, которые ни в коем случае не надо путать с браком и недоделкой) — это то, что по умолчанию лучше покупных конвейерных изделий. Новая идея, которая еще не получила массового китайского воплощения, просто оригинальный дизайн, вещь, раскрывающая представление автора о мире, возможно, переделанная штамповка, но доведенная до такого совершенства (или такого уровня абстракции), что производитель бы в этой вещи свою не признал. \n

Насколько я знаю, вещи, произведенные в духе «просто был свободный вечерок», за рубежом не особенно стремятся выставлять (или даже продавать), они расходятся на всякие благотворительные акции, распродажи в церкви, местные ярмарки и т.п. — там, где репутация не пострадает, если ты выложишь изделие на четверочку. На сайты, особенно крупные, стараются выкладывать лучшее из лучшего, то, что может тебя зарекомендовать, менее удачные поделки можно увидеть только на фото автора в профиле. На выходе получаем (особенно в Европе), что хэнд-мэйд — это вещь, которая на порядок выше продукции массового производства. Особенно по качеству! У мастера всегда есть время, способности и желание доделать и улучшить вещь... За это, собственно, деньги и берутся.

В России же эта замечательная идея стала пониматься как-то по-другому, особенно про деньги... Если в чем-то есть ИДЕЯ, то ниже 2-3 тыс. изделие стоить не может. Даже если от дешевизны материалов хочется плакать и четко понимаешь, что ЭТО не надеть ни на работу, ни на приличный вечер. Зато идея! Если это фимо и аналоги, то можно не ждать симметрии, стандартности размеров и вообще тщательности от деталей: зато оно должно производить убойное впечатление! Да. Издалека. На мелком фото. Ни в коем случае не вблизи и не на собеседнике. Если же изделие, не дай бог, еще и отличается определенной аккуратностью, все серебряных дел мастера будут плакать от зависти, глядя на цену, по которой выставлено произведение из бисера и подвесных финтифлюшечек. Потому что «ну так идея и гляньте, какой дизайн!».

Кстати, приписка «авторский дизайн/работа» — это уже замах на 4-5 тыс., причем мужчины в этом отношении не стесняются замахиваться на цены, которые выглядят почти уже неприлично (кроме мужчин, непомерным размахом по части цены на дизайн страдают всякие арт-студии, творческие объединения и т.п.) Если видишь вместо стандартного «кольца с перламутром» что-нибудь вроде «туманный всплеск», ниже тысячи такие названия не продаются. Понятия не имею, почему. Каждое слово в названии накидывает лишнюю сотню, а то и тысячу. Начинающие такое особенно обожают, а люди, у которых на продажу уже за сто изделий, обычно таким увлекаются не слишком сильно. А если увлекаются, надо готовиться к очень сокрушительным ценам «не пойми за что». Потому что автора четко знают, потому что продают не товар, а образ, все как положено по теории рекламы.

Если к стандартным комплектам фурнитуры (например, петля для серьги + бабочка, продается не дороже 50 руб., все вместе, если брать оптом, отдадут за 30) добавить пару бусин, то к цене материала приписывается нолик. Потому что это ведь ручная работа + «я же прикидывала, с чем это будет сочетаться, как пойдет!.. знаете, сколько времени это отнимает?». Как будто мы платим за проведенное над работой время, а не за результат. Русский хэндмэйд железобетонно уверен, что если ты думал думу о сочетаниях с неделю, а потом три дня присобачивал эти бусины, то меньше тысячи брать никак нельзя. Народ никак не поймет, что хэндмэйд — это СДЕЛЬНАЯ оплата, а не повременная. И если ты такой лох, что тебе потребовалась неделя, чтобы решить, что к этой бабочке нужна одна бусина, то кто в этом виноват, кроме тебя?

Из этой же серии: если собрана стандартнейшая фурнитура (бабочки + листики, например) в одном изделии, то меньше тысячи это стоить не может. Сочетание стандарт + стандарт (заметьте, я ничего не говорю о том, удачно это вышло или нет! Потому что обычно не очень...) ценится гораздо выше, чем стандарт + бусинки... Если где-то добавлено перышко — это все, это не ниже полутора тысяч. Любое перышко — это заявка на смелый стиль, претенциозность и все такое. Изделие не для всех, о да... Этника, яркость, нестандартность и все такое. По моим наблюдениям у таких женщин, которым это идет, обычно есть один (!) комплект с перьями, и больше им не надо. Потому что все изделия с перьями, по сути, одинаковые и работают больше на эпатаж, чем на что-то еще. К тому же в стандартной фурнитуре не слишком большой выбор перьев — либо не очень большие коричнево-серые, пестренькие такие, либо гладкие, часто окрашенные в дичайшие цвета.

Раздражает манера авторов навешивать на свои изделия «всего-всего-и побольше». Мало кто подбирает фурнитуру так, чтобы подчеркнуть красоту отдельно взятого элемента: обычно висит эдакая гроздь, которая и должна производить впечатление. Причем часто неважно, на чем держится эта гроздь и нужна ли она вообще здесь, все завалено разными «сборными солянками»: «лес», «травка», «аквариум», «море»... Рецепт на все один: «возьмите тематический набор, добавьте по щепотке всего — и не забудьте накинуть цену за креативность». А если к тематическому набору, например «море», добавляется элемент из другого набора, то за ИДЕЮ цена может подскочить вдвое, и называться это будет в духе «воспоминания о лете/море/пляже». Здесь же эхом отдается «у меня был классный бисер и классная схемка вязки, жутко сложная» — на выходе получаем невнятное бисерное нечто, обычно монотонное, зато значительное по размеру (если это колье, то на полгруди, не меньше) и опять же негодное к носке в более-менее приличных местах.

Также убивает подход к колористике, часто схожий с предыдущим рецептом — «всего и побольше». Многие авторы, кажется, и не подозревают, что не всем нравится носить на себе полную радугу цветов плюс два-три дополнительных. Тут все радикально: либо один-два цвета, либо уж чего мелочиться — весь спектр. Причем практически никто не обыгрывает оттенки одного цвета (а если обыгрывает, то это стоит не ниже двух тысяч, даже если это банальные серьги) — все предпочитают дикое буйство разных цветов. Количество вещей ярко-красного, ярко-оранжевого, ярко-желтого, ярко-зеленого и ярко-голубого цветов ослепляет сразу и надолго, у нас по всей России столько пляжей нет, чтобы туда хотя бы по разу сносить все эти сделанные авторами вещи. И причем, судя по стоимости, эти вещи не для детей, к тому же с претензией на то, что храниться они будут долгие годы (за такие-то деньги! точно не один раз летом поносить).

По поводу засилья фимо и аналогов у меня основная претензия: ну, народ, сделайте вы все это аккуратно! Не надо мне рассказывать сказки про то, как это сложно: косые-кривые фигурки в стиле детского творчества оставьте детям и косящим под них и имейте совесть называть брак браком, а не «вы ничего не понимаете в фимо». Да, представьте себе, люди любят, чтобы их серьги из одной пары были одинаковыми, в том числе и по размеру, а не по общим очертаниям. Чтобы круг был кругом, квадрат квадратом, а не «что получилось, то и продаю».

Кстати, изготовители фимо-изделий буквально ненавидят геометрию — потому что на любой простейшей фигуре у них получается такое, на что смотреть без слез нельзя. Иногда у меня закрадывалось подозрение, что некоторые абстрактно-перекошенные комплекты с вычурными названиями получились из особо неудачных попыток сделать как раз геометрию...

Очень интересно смотреть на тех, кто расписывает браслеты: сейчас везде полно монотонных цветных изделий из пластмассы. Такие, довольно объемные и широкие (ширина бывает разная), расписывай не хочу. Так вот, именно за роспись цены разнятся настолько, что дух захватывает. От 150 рублей до 1500, причем узоры достаточно просты и повторяемы (геометрия, животно-звериные полоски, несложные абстрактные узоры (часто коряво нанесенные), несложный же растительный орнамент и иногда простая этника). Из-за того, что на светло-коричневый браслет нанесли черные тигриные полоски, цена может быть в пределах как верхнего, так и нижнего диапазона (аккуратность исполнения в обоих случаях примерно одинаковая).

По поводу общих идей — я знаю идею, доминирующую абсолютно везде и во всех видах хэндмэйда. Розы! Они присутствуют в большинстве магазинов практически всех направлений и способов изготовления... Разве что в стимпанк особо не пробрались. Может, оно в целом и неплохо, но на определенной сотне красных и розовых роз (а еще черных иногда — одинаковых у всех, в одном месте, видимо, закупались) это изобилие начинает немного раздражать...

Итог: я для себя поняла, что, если хочется чего-нибудь дизайнерского и индивидуального, гораздо проще посетить любую ювелирную выставку-ярмарку и купить что-нибудь из серебра и камней, причем обойдется все это максимум в тысячу (если ограничиться только экспериментальными серебряными украшениями — кулон можно найти и за 500 руб.), а не лопатить бессмысленное количество либо одинаково дурных поделок, либо хороших, но за безумные деньги.
Из livejournal.com, текст пользователя Lavender Prime