2014-07-22T06:30:37+11:00 2014-07-22T06:30:37+11:00

Иллюзия бизнеса в социальных сетях

Компании тратят деньги на SMM впустую

Многие компании Приморья ринулись в соцсети, надеясь за копейку продвинуть свой брэнд, повысить репутацию и попробовать продавать товары и услуги. Получается не у всех, и даже тысячная аудитория не дает их страничкам ту активность, что предлагает традиционные каналы сбыта. Не преувеличена ли дешевизна и великая польза Social media marketing (SMM)? 

На рынке Приморского края существует высокий спрос на SMM-услуги. Но решается на их использование пока не каждый. «Большинство компаний предпочитают продвигаться в поисковых системах, ведь далеко не все пользователи интернета регистрируются Вконтакте, но все забивают запросы в Яндекс или Google», — рассказал Павел Хазов, заместитель начальника отдела по созданию и продвижению сайтов ООО «Интеграгрупп»

Тем не менее компаний, готовых рискнуть, становится больше. «Мы создали неформальную интернет-площадку для общения людей друг с другом и передачи информации. Это более неформальная территория, чем официальный сайт, поэтому и поле доверия к ней шире», — считает Наталья Козлова, менеджер сети розничных магазинов «Ледивилль». 

«Люди все больше времени проводят в интернете, — утверждает Андрей Сергеюк, директор торгового дома «В-Лазер» г. Владивостока. — Существует статистика увеличения пользования социальными сетями наряду с поисковыми системами и почтовыми серверами. А в последнее время все ярче намечается интеграция соцсетей с другими сайтами, популярными среди пользователей. Сегодня в социальной сети можно не только пообщаться со своими контактами, но и узнать новости, обсудить их, получить какую-то коммерческую информацию. Поэтому многие люди начинают свой день с информационной подпитки на своей страничке. Мы решили использовать этот канал для оперативного информирования от первого лица своих клиентов об изменении системы лояльности и других маркетинговых новостях нашей компании». 

Гарантии нет

Считается, что продвижение через социальные сети — это эффективный и недорогой способ раскрутить свой брэнд и увеличить продажи. Создание и раскрутка странички начинается от 15 тыс. руб. в месяц. В эту стоимость входит плата своим сотрудникам, либо наемным за подготовку постов, рекламы, а также за продвижение и общение с аудиторией. Это сравнительно небольшие деньги. Поэтому маленькие и средние компании охотно идут в соцсети, видя в этом практически бесплатный рекламный канал. Вопрос лишь в том, как превратить аудиторию в лояльных пользователей, пока «френды» не превратились в «мертвые души»?

По мнению экспертов, стоит забыть о немедленном отклике аудитории, реальной отдачи придется ждать неопределенный срок. Во многих случаях Social Media Marketing не влияет напрямую на продажи вообще. «Если страничка в социальной сети не приносит прибыли, то ею не стоит заниматься, — советует Константин Коковихин, управляющий партнер агентства интернет-рекламы «Точно!». — Возможно, другие каналы дают больше прибыли, чем продвижение в соцсетях. Хотя, конечно, для крупных компаний основной задачей является не увеличение продаж, а работа с имиджем, создание дополнительных контактов с людьми, которые уже лояльны к брэнду. В этом случае эффективность страниц будет крайне сложно оценить».

«У нас были клиенты, которые хотели гарантии того, что после раскрутки страницы у них появятся клиенты. Но такой гарантии дать нельзя!, — поделился Хазов. — Возможно, раскручивать сайт или страницу для отдельного вида бизнеса вообще не имеет смысла, т.к. всего человек 50 в месяц забивают на него запрос в «Яндекс». Тут все зависит от товара и вида бизнеса. SMM-услуги не панацея, и 100%-ный успех приносить не начнет. Поэтому стоит пробовать и другие виды рекламы». 

Зарегистрировать страничку в социальной сети — это только первый шаг на длинном и тернистом пути продвижения. Не каждая компания это осознает, поэтому интернет-просторы заполнены мертвыми сообществами, которые не только не увеличивают продажи и узнаваемость брэнда, но и вредят репутации. 

«Очень много сообществ с тысячами участников и нулевой активностью. Скорее всего, это роботы, либо люди, не заинтересованные в контенте. Опять-таки отталкиваться нужно от задач, стоявших перед создателем страницы. Если начальство приказало набрать тысячу человек в сообщество, то он все сделал правильно, ведь задачи заставить людей просматривать и реагировать на контент не было. Другой вопрос — создать активную тысячу», — считает Коковихин. 

Не всегда получается

Многие представители бизнеса, с которыми удалось поговорить корр. «К», отмечают, что сам по себе контент, даже самый красивый и смешной, мало увлекает аудиторию: просто контента, и даже качественного, везде слишком много. Заведомый провал — это публикация на странице откровенно рекламной информации. А именно этим и грешат в Приморском крае. Как найти баланс между маркетингом и развлечением?

«Обычно это хорошо получается у собственника компании, который верит в реальную полезность своего продукта и хочет убедить в этом других людей. Но он должен быть еще и хорошим пиарщиком, и маркетологом, чтобы прямой рекламой не испугать подписчиков. Формулы интересного и полезного контента нет. Нельзя сказать, что нужно придерживаться пропорции: 20% рекламы, 70% развлекательной информации. В каждом конкретном случае нужно руководствоваться разными пропорциями. Легко сказать: «Пишите полезный контент, который будет интересен людям». Но это не всегда получается». 

Поэтому каждая конкретная компания подходит к наполнению своей странички по-разному. «У нас представлена не только информация о скидках. Есть раздел «Популярная механика», который содержит факты из истории техники, — рассказал Андрей Сергеюк. — Не каждый день появляются собственные информационные поводы, но страницу необходимо обновлять. А такой раздел дает эту возможность. К тому же людям это интересно». 

Наталья Козлова: «Мы на страничке публикуем рекламную информацию о скидках и акциях, которые проходят в данный момент. Помимо этого информируем пользователей о благотворительных мероприятиях, а также приглашаем на мастер-классы, связанные с уходом за собой, которые наша компания регулярно проводит». 

Виртуальные риски 

Казалось бы, ничего сложного в SMM-маркетинге нет, правильно выстроенная кампания действительно может приносить прибыль. Однако рисков потратить деньги впустую куда как больше. 

На официальном сайте компании «Точно!» размещена история «Макдональдс», сотрудники которой придумали хештег #McDstories, чтобы клиенты могли поделиться какой-нибудь своей радостью, связанной с сетью закусочных. Однако все пошло не совсем так, как задумывалось: люди начали делиться не только хорошим. Лента тут же наполнилась историями о том, что кто-то чуть не сломал зубы о ноготь в Биг Маке и что пища в Макдональдсе давно вся отравлена. Так что гиганту пищевой индустрии пришлось отказаться от проведения кампании #McDstories уже через два часа после ее запуска. Но информация в интернете гуляет годами, поэтому в поисковых системах без труда можно найти этот хештэг. 

«Необходимо помнить, что страничка компании — это не любительское размещение своих фотографий для собирания лайков. На рынке SMM-услуг велик риск столкнуться с непрофессионалами, с несвоевременным, неправильным и неграмотным наполнением своей страницы, что может повредить брэнду. Поэтому и подходить к вопросу создания площадки в соцсетях нужно ответственно и серьезно», — утверждает Козлова. 

Сергеюк считает, что реклама в социальных сетях будет работать только до того момента, пока все предприниматели не решат использовать этот канал. «Здесь есть шанс повторить судьбу смс-рассылок. Сначала люди получали одну-две смски, и все было в порядке. Но как только количество сообщений увеличилось до 20 в день, эту услугу стали просто отменять. Поэтому, чем больше компаний будут размещать коммерческую информацию, тем менее эффективной она будет. Сейчас это вызывает интерес, а потом — раздражение, игнорирование и в дальнейшем — популярность услуг по отключению внешней рекламы». 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ