2015-07-30T11:20:33+10:00 2015-07-30T11:20:33+10:00

Испытания свободным портом

<div>Решит ли новый статус Владивостока проблемы Приморья?</div>

Разработанный Минвостокразвития для Владивостока режим свободного порта настолько понравился высшим руководителям, что они готовы его распространить не только на весь Дальний Восток, но уже и на всю страну. С таким предложением выступил полпред в ДФО Юрий Трутнев, его поддержал президент Владимир Путин.

Юрий Рыбалкин, генеральный директор ЗАО «Морская инженерная компания»: «Был в Ирландии. Страна по размеру в два раза меньше Приморского края. Там 58 свободных экономических зон, огороженных заборами. Все очень компактно. На промышленные предприятия завозят комплектующие из Германии, Великобритании, из них собирают готовую продукцию, 90 и более процентов уходит на экспорт. Люди получают зарплату и идут домой. Такие вот СЭЗ работают.

Создание свободных экономических зон в России началось еще 25 лет назад, и я не знаю ни одной, которая бы нормально работала. Все у нас делается по-своему, по-русски. Что касается ДФО, государству не хватит денег, ресурсов, чтобы распространить режим свободного порта на такую огромную территорию. Сейчас финансовое положение государства тяжелое, Минфин просто не допустит выпадения доходов. Потом, исторически, со Средних веков, режим «порто-франко» устанавливался локально. Когда спрашивали моего мнения, я высказывался за то, чтобы статус «свободный порт» получили только Владивосток, Находка, Ольга, порты Хасанского района. Все. А у нас в зону хотят уместить половину Приморья».

Денис Сарана, член совета директоров ОАО «Владивостокский морской рыбный порт»: «Насколько я знаю, есть проект закона о свободных портах в Российской Федерации. Речь идет о том, что по решению правительства данный статус может получить припортовая территория в любой части страны. Получить точки экономического роста в таких местах, конечно, проще, чем в глубинке. Учитывая, что Дальний Восток имеет большую протяженность прибрежной полосы, близок к Китаю, потенциал создания таких зон здесь есть. Вопрос в том, как будут компенсироваться выпадающие доходы бюджетов».

Михаил Робканов, управляющий партнер «Инком ДВ»: «Приветствую любое улучшение инфраструктуры дальневосточных портов. Если найдут инвесторов — хорошо. Тем более что все порты на Дальнем Востоке имеют свои специализацию и не конкурируют практически никак. Как замерзающий порт Ванино может составить конкуренцию Владивостоку? Конкуренция будет наблюдаться между командами портов: кто лучше сможет применить закон о свободных портах».

Олег Елкин, предприниматель: «Много территорий в России, где свободные порты могли бы работать. Вопрос в стоимости «входного билета». Свободные порты — только для крупного бизнеса, как определенная форма работы госкорпораций? Смогут ли малые и средние компании стать резидентами? Если нет, особого смысла в свободных портах не вижу в принципе».

Юрий Сиваченко, генеральный директор ООО «Руспасифик-Групп»: «Наверное, не стоит создавать много свободных портов, не обкатав механизм на пилотном проекте — Владивостоке. Иначе потребуются лишние решения, вопросы затянутся».

Александр Абрамов, профессор кафедры математических методов в экономике ШЕН ДВФУ: «Обсуждать можно разные предложения. Но, во-первых, закон о свободном порте Владивосток вступит в силу только в октябре. На его принятие потребовалось три года, думаю, примерно столько же потребуется на поправки к действующему закону. За это время свободный порт Владивосток может выйти вперед по своему развитию».

Евгений Новосельцев, замдиректора ДАЛЬНИИМФ: «С одной стороны, развиваться, не давая развиваться другим — неправильный подход. Если свободные порты будут только на Дальнем Востоке — это правильно. Если по всей стране — конечно, нет. Черному морю мы не конкурент. Ведь из ДФО уезжают, а не сюда едут. Чем больше льгот на Дальнем Востоке, тем проще поднимать регион. Вообще, у нас очень спешат с этими новшествами. Попробуйте, что у вас получится на практике во Владивостоке, отрегулируйте, потом развивайте. Мало закон написать. У нас в стране проблема с тем, как они исполняются».

Наталья Зубаревич, доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ: «Я за распространение режима свободного порта на как можно большую территорию. А что, боитесь соперничества? Выжить в конкурентной борьбе — значит обрести намного большую устойчивость, чем жить за счет преференций. Предложение Трутнева целиком поддерживаю — это, между прочим, первый случай, когда я с ним полностью согласна. Чего бояться южным приморским портам в случае, если порто-франко распространится на Дальний Восток? Конкурентов Восточному, Находке, Владивостоку нет. Вы будете первыми на старте и получите преимущество. Посмотрите на цифры. Импорт в России сократился на 40% за прошлый год, экспорт — на 30% в валюте. Сейчас будет наблюдаться падение в металлургии, производстве удобрений. Бизнес изнемогает. Чем меньше удавок на шее предпринимательства, тем лучше, дайте бизнесу оклематься. А свободные порты — как раз такая отдушина». 


 


Вдоль побережья Дальнего Востока расположены 32 морских порта, включая 22 торговых и 10 рыбных, а также около 300 гаваней, где имеются пристани и якорные стоянки. Наиболее важными портами с круглогодичной навигацией являются (с юга на север): Зарубино, Посьет, Владивосток, Находка, Восточный, Ванино, Магадан, Петропавловск-Камчатский, на Сахалине — Корсаков и Холмск. 


КОММЕНТАРИЙ

Борис ТИТОВ, уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей: «Не стоит думать, что новый статус Владивостока автоматически решит проблемы Приморья. Городу придется выдержать нешуточную конкуренцию с соседними китайскими и японскими портами, увеличить пропускную способность на границах с Китаем, построить новую логистику и инфраструктуру: нынешняя не соответствует заявленным амбициям. Остро ощущается нехватка рабочих кадров. Нужно тщательно соблюсти баланс в регулировании, чтобы экспорт сырья через свободный порт не стал доминантой: стимулировать создание перерабатывающих предприятий, выпуск наукоемких высокотехнологичных продуктов. Еще одним испытанием станет наша бюрократия: свободный порт — хорошая проверка качества госуправления. Даже для лучших российских законов проблемой становится правоприменительная практика. Помощь развитию свободного порта должен оказать наблюдательный совет, который свяжет воедино все уровни власти. Надеюсь, что в перспективе опыт свободного порта Владивосток будет масштабирован на всю Россию, а наша власть будет находить все больше неортодоксальных ходов в экономической политике».