2015-11-17T14:13:17+10:00 2015-11-17T14:13:17+10:00

Игорь Шауфлер: «На полпути не останавливаемся!»

Руководитель торгового дома о хоккее, санкциях и ругательном слове «бизнес»

Из личного архива героя публикации |  «На полпути не останавливаемся!»
Из личного архива героя публикации

Руководитель крупнейшей в Артеме сети супермаркетов «Народный» Игорь Шауфлер рассказал о своем увлечении хоккеем, которое переросло в партнерские отношения с Кубком губернатора и спонсорство Лиги ОТВ, а также о продовольственной безопасности в Приморье и о том, как пережить четыре экономических кризиса в российской экономике.

— Игорь Владимирович, в этом году торговый дом «Народный», руководителем которого вы являетесь, стал известен на краевом уровне как партнер хоккейной Лиги ОТВ, которая была учреждена по инициативе губернатора Владимира Миклушевского. Почему вы приняли решение вкладывать деньги в хоккей?

— Я сам с детства играл в хоккей. Конечно, у нас не было таких возможностей, как теперь. Современных ледовых арен не было, мы сами заливали каток на улице, играли и сами же чистили лед. Потом жизнь расставила свои приоритеты: я не стал профессиональным хоккеистом, занялся бизнесом и политической деятельностью. Но считаю, что хоккей сильно повлиял на меня в детстве, помог сформировать определенные черты характера, которые сыграли свою роль в будущем. Поэтому, когда появилась возможность вкладывать финансовые средства в развитие спорта в Приморском крае, наша компания поддерживала строительство «Ледовой арены» в Артеме, а в этом году совместно с губернатором Приморья мы учредили турнир любительской хоккейной лиги. Я поддерживаю решение Владимира Владимировича Миклушевского развивать массовый спорт и считаю, что это перспективное вложение средств, так как популяризация массового спорта тесно связана с такими понятиями, как «здоровое поколение» и «здоровая семья».

— А в вашей семье хоккей играет какую-либо роль сейчас?

— Безусловно. Мой сын занимается хоккеем с 5 лет, сейчас ему уже 8. Начинали тренироваться на арене «Полюс», ездили в 6 утра на тренировки. Когда построили «Фетисов Арену», сын стал играть в команде ребят 2007 года рождения «Адмирал». Недавно мы вместе с тренером выезжали на соревнования в Южно-Сахалинск. Первое место заняла команда детей из Китая. Я был удивлен тем, как серьезно у них поставлено развитие детского хоккея, хотя хоккей — спорт для Китая нетрадиционный.

В Приморье нужно развивать и популяризировать массовый спорт, как детский, так и взрослый. А значит — нужно вкладывать деньги в развитие хоккея, ведь это весьма затратный вид спорта. Но эти вложения необходимы, главное, чтобы в занятия спортом было вовлечено как можно больше молодежи. Очень важно приучать детей к спорту с самого раннего возраста.

— Вы начали заниматься бизнесом в числе первых в Артеме, когда это только стало возможным в нашей стране. Трудно ли было решиться?

— Все началось с 92-го в поселке Угловое, когда я открыл первую торговую точку, из которой впоследствии выросла крупная сеть. Сложнее всего было внутренне решиться, переступить какое-то ограничение, ведь в то время слово «бизнес» было ругательным. Бывало всякое: и поджоги, и сложно было найти поставщиков надежных, и люди жили тяжело, и продукты в долг давали…

— И что помогло вам удержаться на рынке и добиться успеха?

— Мне активно помогали мои товарищи и брат. Если мы беремся за что-то, то мы это делаем и доводим до конца. На полпути останавливаться — не в наших правилах. Огромную роль сыграл коллектив, те, кто работает на предприятии уже много лет. Они внесли огромную лепту в то, чтобы бизнес развился и достиг сегодняшних масштабов. Где-то удача сопутствовала, где-то понимание тенденций. Большую роль сыграли и сами покупатели, которые выбрали нашу торговую сеть, наши магазины, которые оценили наши усилия по созданию ассортимента качественных продуктов и нашу ценовую политику.

— Вы говорили, что ваш характер значительно помог вам в жизни…

— Я благодарен своим родителям, которые показали мне пример несгибаемости. Именно они сформировали у меня такие черты, как целеустремленность, настойчивость, способность отстаивать свою точку зрения. Но вместе с тем и способность договариваться с людьми.

— Сейчас экономика переживает непростые времена. В новейшей истории России было уже четыре кризисных этапа. Когда, на ваш взгляд, было труднее?

— Сложный вопрос. Наверное, жизненный опыт человека влияет на отношение к тем или иным событиям. Когда ты молод, ты не задумываешься о многих вещах, делаешь свое дело, работаешь, идешь в гору и не обращаешь внимания на окружающие трудности. Сейчас уже более осторожно оцениваешь определенные явления и тенденции, стараешься маневрировать и искать выход, чтобы справиться с кризисными явлениями.

— Многих покупателей сейчас беспокоит рост цен, а бизнес — снижение покупательной способности, и велик соблазн обвинить во всем торговую сеть и высокие наценки. Наверное, не так все однозначно и просто получается?

— Не знаю насчет других сетей, но точно могу сказать в отношении нашей сети — наценка составляет не более 10%. Бывает и так, что товар по себестоимости отдаем, так как продукт стоит, а его надо продать, пусть даже себе в убыток. Поэтому говорить, что торговля имеет какие-то баснословные прибыли — это обманывать себя и людей.

— У вас модель построена на масштабе?

— Да, на объеме продаж. Наверное, сейчас к этому все пришли. Потому что покупатель не ищет дешевых продуктов, он ищет оптимальное сочетание цены и качества. И самое сложное — как раз соблюсти этот баланс, эту тонкую грань.

— Есть также мнение о том, что производителю очень тяжело выставить свой товар на полки супермаркетов, что существуют коррупционные схемы…

— Возможно, такое происходит, когда поставщик хочет получить для себя более выгодные условия по сравнению с конкурентами. Бывает, что приходят поставщики, которые предлагают выкупать площадь магазина под свою продукцию. Мы отказываем в этом, потому что площадей просто не хватает, и мы не идем на то, чтобы кому-то делать привилегированные условия. Покупатель сам выбирает, что ему брать, поэтому мы не зарабатываем на этом и не идем по этому ложному пути. Ведь сначала пострадает покупатель, который не увидит продукцию, которую хочет, а потом и сама торговая сеть может «вылететь в трубу», потому что покупатель уйдет. Мы всегда строили свою работу на максимально широком ассортименте. Чем больше выбор для покупателя ,  тем ему интересней ходить в ту или иную торговую сеть. Фасованной муки, например, всегда должно быть 8–10 наименований.

— Насколько трудно сейчас поддерживать этот ассортимент с учетом того, что много импортных продуктов ушло с рынка в связи с санкциями?

— Для российского и для приморского производителя, на товарах которого наша сеть делает акцент, двери всегда открыты, и отечественный товар всегда есть на наших прилавках. И любой наш приморский производитель — от круп до мяса, птицы, молока — всегда может быть уверен, что попадет на наши прилавки. И это, в свою очередь, выгодно и торговой сети. Люди с удовольствием покупают продукцию, произведенную в Приморье.

— Последний год наблюдался рост цен, который совпал с ростом курса валют. Непонятно, какая связь между курсом валюты и ценами на местную продукцию?

— На доллар продукты сегодня практически не равняются. Когда массово завозились продукты питания из-за границы, шли закупки за валюту, учитывались и таможенные платежи — в результате российские производители пытались подравнять свою цену под аналогичную импортную. Доллар дорожает — дорожают и продукты. Так было до введения ограничений на импорт. Но сегодня на рост продуктов питания влияют внутренние издержки производителей. Если дорожают энергоносители, то будут дорожать и продукты питания. Сможем остановить рост цен на энергоносители — получится сдержать рост цен на продукты питания. Я уже не говорю о налогах: предоставление налоговых льгот даст определенные возможности. Как, например, в Китае сделали? Приостановили в определенный момент налоговые сборы, и промышленность начала резко расти. Сегодня в Приморском крае предпринимаются действия в этом направлении. Я имею в виду и территории опережающего развития, и свободный порт, где налоговая нагрузка на бизнес значительно снижена.

— А Приморский край, как субъект Федерации, какие еще меры поддержки предприятий может ввести?

— Что такое двигатель развития экономики, торговли? Это конкуренция. Если она есть, то будет и цена соответствующая, и выбор, и предложение. Сегодня в торговле достаточно серьезная конкуренция, и выиграют те торговые сети, у кого больше закуп, больше скидки. А вот производителей продуктов питания в Приморье мы можем пересчитать по пальцам. И в основном эксплуатируется ресурс, созданный в советские годы. Между тем российская продукция всегда славилась своим качеством, это натуральные продукты, без добавок и пестицидов. Я думаю, что развивать производство продуктов питания в Приморье — очень перспективно. И это сегодня одна из приоритетных задач.

— Вы уже почти 16 лет являетесь депутатом городской думы в Артеме. Что сподвигло пойти и заняться политикой?

— Депутатом от 2-го округа в Артеме я впервые стал в 1999 г. Мне было интересно реализовать себя в политике и помогать своему родному городу. Многое в городе было сделано руками депутатов: дороги, подъезды и подъездные пути к домам и т. п. Хотя роль депутата всегда неизменна — в первую очередь он народный представитель, который должен отстаивать интересы граждан в том или ином органе. Я в Артеме все эти годы отстаивал интересы своего, второго округа.

— Как у вас строится работа с избирателями?

— На округе живет около 2 тыс. человек. Многие мой сотовый телефон знают. Я и живу на своем округе, если какие-то вопросы есть, люди подходят и задают. Многие вопросы нужно правильно донести в администрацию города и настоять, достучаться, добиться, чтобы проблема решалась.

— Получается это делать?

— Да, у нас выстроены хорошие отношения с главой городского округа, он сильный и эффективный управленец. Именно поэтому 15 лет он занимает эту должность. Хотя, конечно, есть сложности финансовые, потому что бюджет города не резиновый. Но проблемы и трудности есть всегда. И, наверное, самое важное и сложное заключается в умении расставить приоритеты.

— А для вас лично что является приоритетами?

— Если говорить о том, что я делаю сейчас, то это — краевая хоккейная лига на Кубок губернатора Приморского края. Какую пользу даст в будущем этот проект — покажет время, но я уверен в том, что все делаю правильно. Если говорить о приоритетах в целом, то для меня это: здоровье, семья и команда, с которой я работаю. С этими приоритетами я и двигаюсь в жизни. А на полпути я не останавливаюсь.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ