Руководитель крупнейшей в Артеме сети супермаркетов «Народный» Игорь Шауфлер рассказал о своем увлечении хоккеем, которое переросло в партнерские отношения с Кубком губернатора и спонсорство Лиги ОТВ, а также о продовольственной безопасности в Приморье и о том, как пережить четыре экономических кризиса в российской экономике.
— Я сам с детства играл в хоккей. Конечно, у нас не было таких возможностей, как теперь. Современных ледовых арен не было, мы сами заливали каток на улице, играли и сами же чистили лед. Потом жизнь расставила свои приоритеты: я не стал профессиональным хоккеистом, занялся бизнесом и политической деятельностью. Но считаю, что хоккей сильно повлиял на меня в детстве, помог сформировать определенные черты характера, которые сыграли свою роль в будущем. Поэтому, когда появилась возможность вкладывать финансовые средства в развитие спорта в Приморском крае, наша компания поддерживала строительство «Ледовой арены» в Артеме, а в этом году совместно с губернатором Приморья мы учредили турнир любительской хоккейной лиги. Я поддерживаю решение Владимира Владимировича Миклушевского развивать массовый спорт и считаю, что это перспективное вложение средств, так как популяризация массового спорта тесно связана с такими понятиями, как «здоровое поколение» и «здоровая семья».
— А в вашей семье хоккей играет какую-либо роль сейчас?
— Безусловно. Мой сын занимается хоккеем с 5 лет, сейчас ему уже 8. Начинали тренироваться на арене «Полюс», ездили в 6 утра на тренировки. Когда построили «Фетисов Арену», сын стал играть в команде ребят 2007 года рождения «Адмирал». Недавно мы вместе с тренером выезжали на соревнования в Южно-Сахалинск. Первое место заняла команда детей из Китая. Я был удивлен тем, как серьезно у них поставлено развитие детского хоккея, хотя хоккей — спорт для Китая нетрадиционный.
В Приморье нужно развивать и популяризировать массовый спорт, как детский, так и взрослый. А значит — нужно вкладывать деньги в развитие хоккея, ведь это весьма затратный вид спорта. Но эти вложения необходимы, главное, чтобы в занятия спортом было вовлечено как можно больше молодежи. Очень важно приучать детей к спорту с самого раннего возраста.
— Вы начали заниматься бизнесом в числе первых в Артеме, когда это только стало возможным в нашей стране. Трудно ли было решиться?
— Все началось с 92-го в поселке Угловое, когда я открыл первую торговую точку, из которой впоследствии выросла крупная сеть. Сложнее всего было внутренне решиться, переступить какое-то ограничение, ведь в то время слово «бизнес» было ругательным. Бывало всякое: и поджоги, и сложно было найти поставщиков надежных, и люди жили тяжело, и продукты в долг давали…
— И что помогло вам удержаться на рынке и добиться успеха?
— Мне активно помогали мои товарищи и брат. Если мы беремся за что-то, то мы это делаем и доводим до конца. На полпути останавливаться — не в наших правилах. Огромную роль сыграл коллектив, те, кто работает на предприятии уже много лет. Они внесли огромную лепту в то, чтобы бизнес развился и достиг сегодняшних масштабов. Где-то удача сопутствовала, где-то понимание тенденций. Большую роль сыграли и сами покупатели, которые выбрали нашу торговую сеть, наши магазины, которые оценили наши усилия по созданию ассортимента качественных продуктов и нашу ценовую политику.
— Вы говорили, что ваш характер значительно помог вам в жизни…
— Я благодарен своим родителям, которые показали мне пример несгибаемости. Именно они сформировали у меня такие черты, как целеустремленность, настойчивость, способность отстаивать свою точку зрения. Но вместе с тем и способность договариваться с людьми.
— Сейчас экономика переживает непростые времена. В новейшей истории России было уже четыре кризисных этапа. Когда, на ваш взгляд, было труднее?
— Сложный вопрос. Наверное, жизненный опыт человека влияет на отношение к тем или иным событиям. Когда ты молод, ты не задумываешься о многих вещах, делаешь свое дело, работаешь, идешь в гору и не обращаешь внимания на окружающие трудности. Сейчас уже более осторожно оцениваешь определенные явления и тенденции, стараешься маневрировать и искать выход, чтобы справиться с кризисными явлениями.
— Многих покупателей сейчас беспокоит рост цен, а бизнес — снижение покупательной способности, и велик соблазн обвинить во всем торговую сеть и высокие наценки. Наверное, не так все однозначно и просто получается?
— Не знаю насчет других сетей, но точно могу сказать в отношении нашей сети — наценка составляет не более 10%. Бывает и так, что товар по себестоимости отдаем, так как продукт стоит, а его надо продать, пусть даже себе в убыток. Поэтому говорить, что торговля имеет какие-то баснословные прибыли — это обманывать себя и людей.
— У вас модель построена на масштабе?
— Да, на объеме продаж. Наверное, сейчас к этому все пришли. Потому что покупатель не ищет дешевых продуктов, он ищет оптимальное сочетание цены и качества. И самое сложное — как раз соблюсти этот баланс, эту тонкую грань.
— Есть также мнение о том, что производителю очень тяжело выставить свой товар на полки супермаркетов, что существуют коррупционные схемы…
— Возможно, такое происходит, когда поставщик хочет получить для себя более выгодные условия по сравнению с конкурентами. Бывает, что приходят поставщики, которые предлагают выкупать площадь магазина под свою продукцию. Мы отказываем в этом, потому что площадей просто не хватает, и мы не идем на то, чтобы кому-то делать привилегированные условия. Покупатель сам выбирает, что ему брать, поэтому мы не зарабатываем на этом и не идем по этому ложному пути. Ведь сначала пострадает покупатель, который не увидит продукцию, которую хочет, а потом и сама торговая сеть может «вылететь в трубу», потому что покупатель уйдет. Мы всегда строили свою работу на максимально широком ассортименте. Чем больше выбор для покупателя , тем ему интересней ходить в ту или иную торговую сеть. Фасованной муки, например, всегда должно быть 8–10 наименований.
— Насколько трудно сейчас поддерживать этот ассортимент с учетом того, что много импортных продуктов ушло с рынка в связи с санкциями?
— Для российского и для приморского производителя, на товарах которого наша сеть делает акцент, двери всегда открыты, и отечественный товар всегда есть на наших прилавках. И любой наш приморский производитель — от круп до мяса, птицы, молока — всегда может быть уверен, что попадет на наши прилавки. И это, в свою очередь, выгодно и торговой сети. Люди с удовольствием покупают продукцию, произведенную в Приморье.
— Последний год наблюдался рост цен, который совпал с ростом курса валют. Непонятно, какая связь между курсом валюты и ценами на местную продукцию?
— На доллар продукты сегодня практически не равняются. Когда массово завозились продукты питания из-за границы, шли закупки за валюту, учитывались и таможенные платежи — в результате российские производители пытались подравнять свою цену под аналогичную импортную. Доллар дорожает — дорожают и продукты. Так было до введения ограничений на импорт. Но сегодня на рост продуктов питания влияют внутренние издержки производителей. Если дорожают энергоносители, то будут дорожать и продукты питания. Сможем остановить рост цен на энергоносители — получится сдержать рост цен на продукты питания. Я уже не говорю о налогах: предоставление налоговых льгот даст определенные возможности. Как, например, в Китае сделали? Приостановили в определенный момент налоговые сборы, и промышленность начала резко расти. Сегодня в Приморском крае предпринимаются действия в этом направлении. Я имею в виду и территории опережающего развития, и свободный порт, где налоговая нагрузка на бизнес значительно снижена.
— А Приморский край, как субъект Федерации, какие еще меры поддержки предприятий может ввести?
— Что такое двигатель развития экономики, торговли? Это конкуренция. Если она есть, то будет и цена соответствующая, и выбор, и предложение. Сегодня в торговле достаточно серьезная конкуренция, и выиграют те торговые сети, у кого больше закуп, больше скидки. А вот производителей продуктов питания в Приморье мы можем пересчитать по пальцам. И в основном эксплуатируется ресурс, созданный в советские годы. Между тем российская продукция всегда славилась своим качеством, это натуральные продукты, без добавок и пестицидов. Я думаю, что развивать производство продуктов питания в Приморье — очень перспективно. И это сегодня одна из приоритетных задач.
— Вы уже почти 16 лет являетесь депутатом городской думы в Артеме. Что сподвигло пойти и заняться политикой?
— Депутатом от 2-го округа в Артеме я впервые стал в 1999 г. Мне было интересно реализовать себя в политике и помогать своему родному городу. Многое в городе было сделано руками депутатов: дороги, подъезды и подъездные пути к домам и т. п. Хотя роль депутата всегда неизменна — в первую очередь он народный представитель, который должен отстаивать интересы граждан в том или ином органе. Я в Артеме все эти годы отстаивал интересы своего, второго округа.
— Как у вас строится работа с избирателями?
— На округе живет около 2 тыс. человек. Многие мой сотовый телефон знают. Я и живу на своем округе, если какие-то вопросы есть, люди подходят и задают. Многие вопросы нужно правильно донести в администрацию города и настоять, достучаться, добиться, чтобы проблема решалась.
— Получается это делать?
— Да, у нас выстроены хорошие отношения с главой городского округа, он сильный и эффективный управленец. Именно поэтому 15 лет он занимает эту должность. Хотя, конечно, есть сложности финансовые, потому что бюджет города не резиновый. Но проблемы и трудности есть всегда. И, наверное, самое важное и сложное заключается в умении расставить приоритеты.
— А для вас лично что является приоритетами?
— Если говорить о том, что я делаю сейчас, то это — краевая хоккейная лига на Кубок губернатора Приморского края. Какую пользу даст в будущем этот проект — покажет время, но я уверен в том, что все делаю правильно. Если говорить о приоритетах в целом, то для меня это: здоровье, семья и команда, с которой я работаю. С этими приоритетами я и двигаюсь в жизни. А на полпути я не останавливаюсь.