В сфере наружной рекламы Владивостока ожидаются изменения в лучшую сторону, т.е в сторону ее уменьшения. Недавно были демонтированы несколько билбордов на разделительной Некрасовского путепровода, сотни соответствующих предписаний вынесены в отношении других рекламных конструкций.
«Зачистка», о необходимости которой уже второе десятилетие пишет «К», началась с внедрением ГОСТа «Наружная реклама на автодорогах и территориях городских и сельских поселений». Вообще-то упомянутый ГОСТ был принят еще в 2003 г., но носил рекомендательный характер. Однако в сентябре 2015 г. премьер-министр Дмитрий Медведев поручил перевести его в разряд обязательных с марта 2016 г. Документ запрещает размещать рекламные носители на расстоянии менее 5 м от края автодороги, а также на одной опоре с дорожными знаками и светофорами и ближе 100 м от них. Его разработчики исходили из очевидности: реклама не должна отвлекать водителей.
«В то же время действующие с 2006 г. поправки к ФЗ «О рекламе» требуют, чтобы все рекламные конструкции соответствовали техническому регламенту, — уточнили в департаменте информационной политики администрации края. — Однако сам регламент до настоящего времени так и не разработан, поэтому к рекламным конструкциям применяются требования именно ГОСТа».
Как сообщили в департаменте, с марта на все Приморье выписано порядка 900 предписаний о демонтаже незаконно стоящих конструкций. В администрации Владивостока, которая и занимается демонтажом, уточнили, что до конца года с улиц города должны исчезнуть не менее 600 щитов. Всего же в приморской столице билбордов насчитывается порядка 1,5 тысячи. Т.е. количество носителей может уменьшиться минимум на треть.
Специально созданная комиссия при администрации Приморского края сейчас ведет мониторинг рынка, при выявлении незаконных установок выписывается предписание об их сносе. Раньше орган местного самоуправления в случае, если владелец рекламной конструкции не исполнил предписание о демонтаже, был вправе обратиться в суд для принудительного демонтажа такой рекламной конструкции. Теперь власти получили дополнительные полномочия: если в установленный срок обязанность по демонтажу рекламной конструкции не выполнена, администрация Владивостока вправе самостоятельно осуществить демонтаж рекламной конструкции за счет средств местного бюджета. После этого затраченные деньги будут взыскивать с владельца конструкции.
Без правил
Объем рынка наружной рекламы в России оценивается более чем в 300 млрд руб. А сколько приходится на Владивосток? По данным участников рынка, ежемесячная плата клиентов за размещение информации на баннере размеров 3х6 м составляет 25–45 тыс. руб. Ежемесячный оборот в сегменте стандартных билбордов, давно и прочно замусоривших информационное пространство города, составит до 50 млн руб. За год — более полумиллиарда. Плюс производство самих конструкций, печать баннеров и т. д.
А что имеет от всей многотрудной деятельности «наружников» бюджет Владивостока? В 2013 г. городу досталось аж 28,8 млн руб. оплаты по договорам за размещение рекламных конструкций. Узнать суммы платежей за 2014-й и первые месяцы 2015-го оказалось невозможно: в администрации Владивостока не дали такой информации, сославшись на то, что полномочия по регулированию рекламного рынка с марта с. г. перешли к администрации края.
Владимир Воробьев, главный архитектор ОАО «Приморгражданпроект»: «Наружная реклама нагло и безапелляционно занимает все больше места во Владивостоке. Вы посмотрите на центральные улицы, на обочины магистралей! Просто рябит в глазах от обилия пестрых щитов. Причем стоят они очень близко друг от друга. О какой пользе для того же рекламодателя может идти речь, если эти конструкции загораживают друг друга? Наружная реклама в столице Приморья напоминает этакую доску объявлений, которые просто наклеены друга на друга неряшливо, безо всякого смысла и правил. Это очень печально, ведь Владивосток сам по себе привлекателен для туристов, а дают ли ему дополнительные бонусы эти рекламные ассорти? Сомневаюсь».
Новая схема
Сегодня стоит обратить внимание на опыт Москвы, которую Сергей Собянин железной рукой избавил от засилья убогой наружной рекламы. Как сообщили «К» в пресс-службе мэрии столицы, с улиц Москвы за последний год были убраны примерно
2 тыс. рекламных растяжек и 50 тыс. м2 рекламных щитов, видеоэкранов и пр. Начиная с 2011 г. в столице активно демонтируют рекламные конструкции, и к началу следующего года реклама исчезнет из центра города совсем. По мнению представителя крупного московского агентства «АТаше Реклама», столица в итоге стала светлее и свободнее.
К теме рынка наружной рекламы во Владивостоке «К» неоднократно обращался с начала 2000-х. Но пока билборды, растяжки и прочие рекламоносители формировали полноводный денежный поток, среда обитания приморской столицы замусоривалась ими все сильнее. В последние годы в связи с общим экономическим спадом и некоторым структурированием рынка прибыльность «темы» начала снижаться. Но это возмутительное обстоятельство опять усугубилось появлением все новых и новых конструкций на улицах. Достаточно сказать, что на начало 2014 г. во Владивостоке чиновники насчитывали 800 рекламоносителей, сегодня — не менее 1,5 тыс.
Кстати. По данным экспертов, если применить «медведевский» ГОСТ в неизменном виде, то 95% конструкций должны быть демонтированы. Можно ли в это поверить? Мы — не верим, что такое произойдет. «ГОСТ был разработан еще в 2003 г. и спустя более чем 10 лет совершенно не адаптирован к современным реалиям и не учитывает особенности современной городской инфраструктуры. В связи с этим в данный момент по инициативе вице-премьера Игоря Шувалова создана рабочая группа по корректировке требований ГОСТа, в состав которой входит в том числе Минпромторг России, ФАС России и Росстандарт. Если оставить все как есть, то это приведет к исключению доходов в бюджет от данной отрасли, к отмиранию отрасли как таковой», — отметили в краевом департаменте информационной политики.
При этом решение по рационализации ограничительных мер могло бы существенным образом благоприятно повлиять на развитие и распространение наиболее совершенных в технологическом плане рекламных конструкций и, как следствие, создание более гармоничной городской визуальной информационной среды, подчеркивают в департаменте. Сейчас уже идет разработка схемы, где будет четко прописано, в каких именно местах Владивостока будут располагаться оставшиеся рекламные конструкции.
КОММЕНТАРИИ
Кирилл Потапенко, генеральный директор рекламного агентства «ДВ-Регион»: «Обязательный ГОСТ — плохое известие для игроков рынка наружной рекламы, но позитивное для тех, кто ищет новые рекламные форматы. Наружная реклама, которую мы сейчас видим в городе, очень архаична. Тех «красот», которые мы наблюдаем во Владивостоке, уже давно нет в цивилизованных странах. Город нужно очищать от засилья рекламных конструкций. Стандартные баннеры 3x6 — вполне заменимая реклама. Я думаю, если очистить от них магистральные трассы, то внешний вид города от этого только выиграет. А формат наружной рекламы будет меняться в сторону использования цифровых носителей, рекламы на зданиях, крышах, но никак не на проезжей части дорог, как мы это сегодня наблюдаем. Поэтому данный ГОСТ позитивно повлияет на рынок наружной рекламы. Да, пострадают многие участники рынка, их объемы бизнеса сократятся в досрочном плане. Стоимость рекламы, которая заменит однотипные баннеры, вырастет. Но от этого в конечном итоге выиграют все: и участники рынка, и жители, и рекламодатели. Потому что когда рекламные конструкции находятся в 50 м друг от друга и одно рекламное изображение закрывает другое, ни о какой эффективности рекламы говорить не приходится. Другое дело, сложно сказать, насколько жестко будут соблюдаться эти ГОСТЫ».
Алена Белоусова, содиректор РА «ЛАБ-компани»: «Не стоит думать, что все рекламщики — циничные дельцы, думающие только о заработке. Мы прекрасно понимаем, что есть определенные концепции развития города, края, страны. И мы готовы соответствовать. К тому же, если рекламщик будет «буксовать» в одном и том же варианте своей работы, успеха ему не видать, это однозначно. Сегодня альтернатива устаревшим рекламным щитам есть. Ведь наружная реклама — это не только щиты 3х6, и не только на Некрасовском путепроводе и в центре города. Хотя, на мой взгляд, очень многие рекламодатели привлекали внимание к своим акциям именно посредством размещения на щитах на путепроводе. Несколько лет эти места были однозначно самые эффективные с точки зрения продвижения товаров и услуг многих компаний Владивостока. Что касается центра города, то во многих местах идет «переформатирование» с 3х6 на 3х4. Мы считаем, что данный формат для центра города более привлекателен с эстетической точки зрения.
Для меня очевидно, что рекламная отрасль должна реагировать на изменения внешней среды. Контроль со стороны государства мы воспринимаем как конструктивный диалог, посредством которого мы задаем для себя в том числе и будущий вектор развития. И во многом зависит от заинтересованности и желания властей делать свои города более современными. Из примеров, это, конечно, Москва и Санкт-Петербург, где в центре города трудно увидеть отдельно стоящие рекламные конструкции, но может присутствовать, например, уличная мебель, которая подчеркивает индивидуальный архитектурный облик территории.
Новое веяние в наружной рекламе — это диджитал, которое мы предлагаем нашим клиентам как размещение на медиафасадах. Данный вид наружной рекламы уже давно присутствует в высокоразвитых странах Юго-Восточной Азии, Европы, Северной и Южной Америки. Он привлекателен своей технологичностью и снижением затрат на изготовление носителей наружной рекламы. Это нормальный процесс. Ничего не бывает одинаково постоянно в рыночной экономике. Нужно всегда смотреть в будущее и предвидеть изменения, которые неизбежны. А цена зависит от спроса, который в свою очередь зависит от эффективности. Так что время покажет, а рынок все отрегулирует. Что касается развития рекламной сферы в Приморском крае, то все будет зависеть от общей экономической ситуации».
Татьяна Ишимина, исполнительный директор объединения «Сити-ТВ», РА «Эддисон»: «Демонтаж уже стоящих конструкций идет в рамках упорядочения рекламного рынка во Владивостоке и в других городах в рамках существующего законодательства. Наша компания заинтересована в продвижении новых, альтернативных вариантов. Конечно, цифры здесь иные, нежели при установке старых, проверенных 3х6. Но есть и свои плюсы, они неоспоримы. Ведь на мониторе можно за час прогнать десятки рекламных роликов, в том числе и социальных, что, кстати, также интересно и государству, различным ведомствам. Но лукавить не будем, все же демонтаж рекламных щитов, их запрет стал серьезным ударом по карману рекламных агентств. Посему мы хотим поднять эту тему на декабрьской конференции в Москве».
Екатерина Дьякова, ведущий менеджер по работе с клиентами РА «Авеню»: «Наружная реклама в виде традиционных щитов — дело привычное, процесс наработанный, стабильный. Сложился круг клиентов, которые просто привыкли к такому формату, им бывает сложно принять новые формы рекламы. Однако большинство людей следят за тенденциями и стараются все-таки прислушиваться к специалистам, ведь, как ни банально, реклама — двигатель торговли, а сейчас в период кризиса без нее не обойтись. Наши специалисты предлагают постоянной клиентуре новые варианты размещения рекламы, потому уверена, что наравне с коллегами мы скоро уйдем от щитов. Непонимания с городскими и краевыми властями у нас тоже нет, когда нам выписывают предписания, то мы их исполняем. Будущее рекламы — это яркие, светящиеся современные мультимедийные носители».