Алексей Тимченко, учредитель и руководитель ряда организаций, входящих в группу компаний «Тим-Групп».
Родился в 1978 г. в г. Владивостоке, имеет высшее экономическое образование. Трудовую деятельность начал в 2000 г. Работал в коммерческих структурах ведущим экономистом, финансовым директором, заместителем директора. С 2003 г. по 2006 г. проработал в Инспекции ФНС России по Первореченскому району г. Владивостока.
Занимался преподавательской деятельностью в ТГЭУ (ДВФУ). Имеет научные публикации по теории и практике налогообложения. Предпринимательской деятельностью занимается с 2007 г. С 2008 г. — член Палаты налоговых консультантов России. С 2013 г. — соучредитель и активист Приморского регионального отделения Общероссийского народного фронта «За Россию!», а с 2015 г. — руководитель рабочей группы «Честная и эффективная экономика» Приморского регионального отделения ОНФ. Также является членом Общественного экспертного совета по экономической политике в Приморском крае. В сентябре 2015 г. избран председателем Приморского регионального отделения «Деловой России».
Ведущий экономист, налоговый инспектор, преподаватель, предприниматель, общественник… К своим 37 годам Алексей Тимченко проделал впечатляющий путь, на котором не было нелюбимых профессий и нерешаемых задач. В интервью «К» он рассказал о непростом выборе, стрессовой экономике и о том, как воспринимает «личные вызовы».
— Алексей Павлович, когда вы впервые почувствовали в себе будущего экономиста?
— Экономика интересовала меня всегда. 13 сентября 1993 г., когда мне исполнилось 15 лет, за праздничным столом я объявил родителям, что после девятого класса хочу учиться в экономическом лицее. В то время это был ДВКИ — Дальневосточный коммерческий институт, в будущем ДВГАЭУ, где я получил среднее специальное образование — «бухгалтер малых предприятий». Мне действительно нравилась экономическая наука, и я продолжил обучение по специальности «мировая экономика». Потом работал ведущим экономистом в разных компаниях, затем три года — в налоговой инспекции, 8 лет преподавал на кафедрах «Налоги и налогообложение», «Финансы и кредит».
Подходящая среда
— Какой карьерный вираж привел вас в налоговую?
— Я уволился из компании, которая занималась экспортом лесоматериалов, и почему-то захотел сменить сферу деятельности, причем в налоговой тоже удивились такому выбору. Карьера у меня сложилась интересная: сначала я полгода отработал специалистом первой категории, потом, перепрыгнув через должность, стал старшим налоговым инспектором, а вскоре — замначальника отдела, и все это за год. Я бы остался там и сейчас, наверное, полагаю, что забрался бы высоко, но по личным обстоятельствам решил уволиться. Впоследствии товарищи предложили организовать свое дело — это было налоговое консультирование, сопровождение предприятий и бухучет — мой первый бизнес.
— Имея столь интересный опыт, согласны ли вы с теми, кто утверждает, что ваши экс-коллеги душат бизнес?
— Налоговая тайна на меня уже не распространяется, я уволился в 2006 г. Но если без шуток… У каждой организации есть система эффективности, и в налоговой службе тоже. Она должна следить за тем, чтобы законодательство исполнялось. Еще у нее фискальные задачи — собрать как можно больше налогов. Конечно, чем больше сложностей с собираемостью, тем больше давление на бизнес. Хотя это палка о двух концах. Иногда предприниматель по незнанию, как я это называю, микроскопом гвозди забивает — начинает делать такие вещи, которые потом оборачиваются для него большими проблемами. Идти вразрез с законом сегодня становится все более невыгодно, законодательство ужесточается, это касается и Налогового кодекса, и определенных позиций ЦБ РФ, и недавно введенной в действие системы отслеживания уплаты НДС — в совокупности это подталкивает бизнес выходить из тени, «отбеливать» компании. Перестраиваться бывает очень нелегко, но сейчас в конкурентной среде чем ты «белее», тем больше у тебя преимуществ.
— Какие новые реалии создает кризис для бизнеса?
— Идет перераспределение ресурсов: у кого-то их становится больше, у кого-то — меньше. Определенные проекты оказываются неэффективными и умирают, другие обретают потенциал. Например, повышенным вниманием пользуется сельское хозяйство.
Кризис формирует новые правила игры и, соответственно, новые возможности. Хотя я вообще стараюсь как можно реже употреблять это слово — «кризис». Стрессовая экономика, разумеется, негативное явление, но в то же время и подходящая среда для личностного роста, вызов. Когда у меня в жизни были проблемы, связанные со здоровьем, я сделал вывод, что надо расти дальше, бороться, и, соответственно, выиграл эту битву. То же самое и в бизнесе. Как страна в целом, так и каждый из нас должен приложить все усилия, чтобы выйти победителем из сложившейся ситуации. Предприниматель для меня — это вообще тот человек, который может, упав, подняться.
— Одна из ваших компаний — резидент свободного порта. Какой проект планируете реализовать в режиме СПВ?
— Экономический проект компании «Тим-Групп Лоджистик» одобрен АО «Корпорация по развитию Дальнего Востока» для включения в реестр резидентов свободного порта Владивосток. Он связан с производством спецтехники на территории Приморского края. На первом этапе будет налажена крупноузловая сборка, на втором предусматривается роботизация производственной линии в целях обеспечения производства полного цикла. Работа над законодательной базой СПВ еще не окончена, остается много вопросов, но самое главное, есть диалог с властью, с таможней, что особенно важно для нас, ведь наше производство связано с внешнеэкономической деятельностью.
«Я не один»
— «Деловая Россия» выступает посредником в этом диалоге?
— Мы долго думали, чем помочь бизнесу, и организовали консультационный центр, где предпринимателям оказывают поддержку, связанную с вхождением в СПВ, — на его счету уже два резидента, так что можно говорить об эффективности. Кроме того, «Деловая Россия» обсуждает с Корпорацией по развитию Дальнего Востока организацию семинаров, курсов, лекций для предпринимателей. Мы хотим решить не только свои проблемы, мы хотим решить проблемы определенных отраслей, стать связующим звеном между бизнесом и властью. Действовать нужно сообща, и очень важно, что есть площадки для конструктивного диалога, обратная связь. Вы, наверное, заметили, что сейчас многие бизнесмены идут во власть…
— Вы, кстати, не собираетесь поддержать этот тренд?
— Это непростой выбор для меня. Необходимо определиться — либо ты развиваешься как бизнесмен, либо как политик. Но саму эту тенденцию оцениваю вполне положительно. Предприниматели — один из самых активных слоев граждан, в органах власти они могут быть полезными, если действительно у них есть намерение приносить пользу. Другое дело, что в то же ЗС ПК должны попадать только профессионалы, а не просто те, у кого для этого достаточно денег.
— Вы говорите о выборе между бизнесом и политикой. А насколько легко вам совмещать бизнес и общественную работу, ведь это требует колоссальных энергозатрат?
— А разве в общественной деятельности я один? У нас целая организация, крепкая команда. Ответственности я никогда не боялся. Что касается времени, единственное, чего я не умею делать — это отдыхать. Не мой конек. Почитать книги, сходить в кино еще успеваю. Но чтобы, допустим, отправиться куда-нибудь с палатками, — к сожалению, не получается.
— Рабочая группа ОНФ, которую вы возглавили, называется «Честная и эффективная экономика». Какие, по-вашему, три кита честной и эффективной экономики?
— Во-первых, конечно, это борьба с коррупцией. Второе — это снижение административной нагрузки на бизнес. И третье — честность самого предпринимателя, с которой тоже есть проблемы, причем чем крупнее предприятие, тем легче ему нарушать закон. Необходимо создавать такие правила игры, чтобы нарушать законы было невыгодно.
Не о деньгах
— Вы считаете себя богатым человеком?
— Когда вы сказали «богатым», я сразу подумал не о деньгах. Например, когда я был школьником, студентом, то чувствовал себя «богаче», чем сейчас, хотя денег толком не было. Есть много ценностей внутри и вокруг нас — нематериальных. А деньги для любого предпринимателя — это не цель, а средство.
— Если бы у вас оказался лишний миллион долларов, что бы вы с ним сделали?
— Вложил бы в дело, в завод, который мы сейчас строим. Банкир, возможно, подумал бы о ценных бумагах, а мы вкладываем в свой бизнес. Бывают случаи, когда у предпринимателя нет 50 рублей с собой, чтобы заплатить за парковку, потому что все средства в обороте. Деньги должны работать.
— Вопрос избитый, но тем не менее: какие жизненные принципы помогли вам добиться успеха?
— Первый и самый главный — никогда не сдаваться. А второй — никогда не критиковать просто так. Если критикуешь, то должен что-то предложить, а если предлагаешь — будь готов это реализовать.