2016-03-01T13:57:57+10:00 2016-03-01T13:57:57+10:00

Краб или тюрьма?

<div>Гонтмахер&nbsp;бьет ниже пояса</div>

Пока нынешние рыбные олигархи пытаются делить будущие квоты, экс-крабовый король Дальнего Востока Аркадий Гонтмахер делает дела. Уголовные. На прошлой неделе в стенах Ленинского районного суда г. Владивостока состоялось очередное заседание по делу против известного рыбопромышленника Сергея Ро: с подачи Гонтмахера и Ко. следственные органы инкриминируют ему мошенничество в особо крупном размере. Чего они хотят от Сергея Ро?

В истории с крахом холдинга «Восточные рыбные ресурсы» (ВРР) Аркадия Гонтмахера нельзя не заметить нотку плохо скрываемого восхищения талантами ее создателя, которая проскальзывает буквально во всех комментариях. Даже в таких, где бизнесмена называют самым ненавистным человеком в отрасли. Это сегодня его ненавидят, а 10 лет назад считали фигурой значительной и влиятельной. «Его имя было нарицательным», — признался корр. «К» Сергей Ро. Империя крабового короля на Дальнем Востоке обладала как минимум 20 компаниями и имела в своем портфеле не менее 3 тыс. квот на добычу водных биоресурсов. А финансовые и административные ресурсы ВРР поражали воображение: «оборотка» холдинга исчислялась миллиардами, сам Гонтмахер, по некоторым данным, был вхож в самые высокие кабинеты Москвы.

Поэтому, когда в 2007 г. Сергею Ро поступило предложение по выкупу 100-процентной доли в ЗАО «Марин-Юнион» от Азиза Эмбарека, президента ВРР, он долго не раздумывал. Компания, обладавшая 350 тоннами квот на вылов краба, находилась в то время в тяжелом финансовом состоянии, и продажа состоятельным клиентам могла бы вернуть ее на рельсы. «Основная проблема в переговорах заключалась в стоимости сделки и расплате перед кредиторами ЗАО «Марин-Юнион», многие из которых находились за рубежом. Согласно оценке сторон, сумма составила $3,6 млн, в рублевом эквиваленте на тот момент — 87 млн рублей», — сообщил Сергей Ро.

Договором было предусмотрено, что покупателем выступит ООО «Фирма «ТехФерн» (являлось наравне с ООО «СайнсПром» учредителем ВРР). Что касается погашения забалансовой задолженности, то, по решению самих кредиторов, 87 млн руб. должны были быть перечислены на расчетный счет компании Bercount, открытый в банке Южной Кореи. Сделку купли-продажи в июле 2007 г. скрепили подписями Сергей Ро и гендир «Фирмы «ТехФерн» Сергей Панарин. Почему на этом положении документа мы делаем акцент? Потому что последствия этого тогда никто всерьез не анализировал. А повод для осмысления наступил потом, и весьма серьезный.

В октябре 2007 г. Гонтмахера, Эмбарека и других партнеров холдинга ВРР (один из них, Сергей Дарминов, успел скрыться в Германии) задержали правоохранительные органы и обвинили в организации преступного сообщества. По версии следствия, ВРР добывали краба сверх установленных квот на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ Дальневосточного бассейна. Готовая крабовая продукция доставлялась в порт Пусан, где на нее оформлялась необходимая документация, после чего она под видом легальной поставлялась в адрес принадлежавшей Гонтмахеру компании Global Fishing Inc. Сумма ущерба государству оценивалась в 5 млрд руб. Одновременно счета ВРР были арестованы, как и суда.

«Деятельность холдинга фактически была парализована. Как показала дальнейшая практика, многие компании ВРР стали банкротами. Живыми еще оставались две-три компании, в том числе ЗАО «Марин-Юнион», — рассказал Сергей Ро. — Именно в период уголовно-следственных действий мне позвонил Азиз Эмбарек с предложением о выкупе ЗАО. Сумму он обозначил в $3,6 млн. Но поскольку компания была отягощена долгами и могла не получить квоты, мы сошлись на $1,5 млн».

В конце 2007-го ЗАО «Марин-Юнион» вернулась к Сергею Ро. Подписи под документами вновь ставят Ро и Панарин. В счет оплаты в декабре 2007 г. проходит первый транш в размере $700 тыс. Чуть позже Азиз Эмбарек по электронной почте сообщает, что оставшуюся сумму необходимо будет перевести на указанные его доверенным лицом реквизиты, что и было сделано. Сергей Ро начинает строить новую компанию. «Мы выплатили ущерб за причинение вреда ВБР, административный штраф и задолженность в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. Общая сумма составила порядка 40 млн рублей. Получили квоты и последующие четыре года добывали те же 350 тонн, платили зарплату и налоги. Все было хорошо. Пока однажды, в 2011 г., на электронную почту мне не пришло письмо от Аркадия Гонтмахера предупредительно-угрожающего характера: мол, верни недостающую сумму за ЗАО «Марин-Юнион», или пожалеешь», — сообщил Ро.

Чем была вызвана агрессия Гонтмахера и почему он так долго выжидал? Получить конкретного ответа от его юриста не удалось. Возможно, это загадочное молчание можно объяснить уголовным делом о преступном сообществе, которое успешно завершилось в пользу экс-крабового короля только в 2011 г. А может быть, и корпоративным конфликтом, который, по информации «К», имел место в империи Гонтмахера. Во всяком случае, есть все основания полагать, что именно из-за раскола деньги могли упасть не в тот карман. «Это потом выяснилось, что переговорным процессом под вымышленным именем в электронной почте руководила мать Азиза Эмбарека. Но на тот момент я считал, что перевел все деньги самому Эмбареку, у меня есть все соответствующие подтверждающие документы», — уверяет Сергей Ро. Факт оплаты Азиз Эмбарек не отрицает, о чем запротоколировано в суде. Как бы то ни было, Гонтмахер и Ко. решили вернуть «Марин-Юнион» через арбитражный суд. Однако, проиграв во всех инстанциях, они не остановились. Последовало заявление от ООО «Фирма «ТехФерн» в следственный отдел Владивостока о якобы нечисто составленных документах при купле-продаже «Марин-Юнион». После чего появляется и удивительная экспертиза: оказывается, все договоры купли-продажи компании (как в первом, так и во втором случае) были подписаны одним лицом, но не директором ООО «Фирма «ТехФерн» Панариным.

«На одном из заседаний суда главный бухгалтер компании Александр Суслов утверждал, что первый договор подписывал он. Якобы у них была такая практика. Вопрос в том, кто подписал второй документ. Ведь в этот период Суслов находился в изоляторе в связи с уголовным делом. Но вместо того чтобы разобраться, почему в компании «Фирма «ТехФерн» применялась практика подписи не уполномоченным на то лицом, причем подписи идентичны в обоих договорах, следственные органы обвинили меня в подделке. По их аргументации, только я являлся выгодоприобретателем. Хотя на основании чего был сделан такой вывод, мне непонятно: ведь ЗАО «Марин-Юнион» на тот момент было в предбанкротном состоянии. Покупая его я, наоборот, рисковал — компания могла не получить квоты, а значит, на следующие десять лет остаться белым пятном в отрасли, то есть просто названием на бумаге», — считает Сергей Ро.

Скорее всего, это постановление о привлечении в качестве обвиняемого является именно тем, на что оно на первый взгляд похоже: наскоро состряпанным документом, призванным хоть как-то подкрепить виртуальный наезд на Ро еще в 2011 г. И финансовая сторона вопроса здесь уже никого не волнует. Сам Азиз Эмбарек, судя по его выступлениям в суде, компанию якобы не продавал. А полученные $1,5 млн принимает за счастье. Только вот почему он не интересовался деятельностью компании в течение всего этого времени, раз считал себя еще собственником?

Зачем Гонтмахер и Ко. хотят получить «Марин-Юнион» весь, немедленно и навсегда? Пусть это небольшая компания и с незначительным объемом квот по сравнению с ВРР, но зато она может стать неплохим трамплином для возвращения в крабовый мир. А подтверждением тому, что стратегическая цель именно такова, служит факт аналогичного обвинения группой Гонтмахера еще одного гендиректора одной из бывших своих фирм — Сергея Кленина из ООО «Сонар-ДВ». К тому же в случае положительного решения суда общей юрисдикции по делу о мошенничестве экс-крабовый король сможет снова обратиться в арбитраж и инициировать пересмотр всех сделок в связи с вновь открывшимися обстоятельствами.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ