2016-04-19T14:02:39+10:00 2016-04-19T14:02:39+10:00

Люди — как чайки

<div>С чего начиналась гражданская авиация Приморья</div>\r\n<div><br />\r\n </div>

О перспективах развития малой гражданской авиации в Приморье сегодня не говорит только ленивый. Между тем когда-то такая мечта сбылась.

4 марта 1914 г. в поезде Венеция — Москва неожиданно скончался начальник Морского генерального штаба России А. Ливен. Старый служака когда-то командовал минной обороной Порт-Артура, крейсером «Разбойник». В последнее время контр-адмирал занимался коренными реформами флота, где во главу угла ставил воспитание чувства солидарности и принадлежности каждого строевого чина к своей боевой части.

«Мы вообразили, — писал он, — что центр морского ведомства и флота находится в министерстве, между тем как он в действительности — на боевом корабле».

Как раз перед смертью Ливен доложил морскому министру Григоровичу о необходимости формирования при Сибирской флотилии гидроавиационной станции во Владивостоке. Предполагалось развернуть первые отряды морской авиации на Дальнем Востоке к лету 1915. Но Ливен неожиданно скончался, началась Первая мировая, потом Гражданская, после которой, по договору с Японией, Советская Россия не имела права создавать на побережье Японского моря собственные полновесные военно-морские силы.

Основной «летающий флот» России был сосредоточен на Черном море и состоял из итальянских «Савойя» и французских «Дорнье-Валь».

Когда пришло время укреплять восточные рубежи родины, было принято решение создать и авиацию Тихоокеанского флота, часть которой комплектовать лодками с Черноморья. Кроме того, копию «Савойя» уже начали выпускать и в Таганроге под названием МБР-4.

Развитие воздушных сил Приморья планировалось в основном оснащением авиации летающими лодками и поплавковыми самолетами, используя под аэродромы водную поверхность бухт, озер и рек. Большая часть аэродромов планировалась к размещению в непосредственной близости от Владивостока, а отдаленные аэродромы — в долинах рек.

В 1932 г. на станцию Океанскую был перебазирована 111-я отдельная морская дальнеразведывательная эскадрилья из 12 летающих лодок — модернизированных «Савой» S-626hc. В 1933 г. на Дальний Восток с запада начали прибывать морские разведывательные авиационные части: 55-й отдельный морской разведывательный авиационный отряд на самолетах S-626hc, 65-й отдельный морской разведывательный авиационный отряд на самолетах S-626hc, переформированный на новом месте в 3-ю морскую дальнеразведывательную авиационную эскадрилью. Обе части разместились в бухте на ст. Океанской; 3-й отдельный авиационный отряд волнового управления на самолетах МБР-4, с дислокацией в б. Патрокл. Кроме того, на ст. Океанскую прибыл отряд ближних морских разведчиков (10 МБР-4), а в Патрокл — отряд самолетов-водителей торпедных катеров (10 МБР-4ВУ).

В течение 1934 г. на Дальний Восток были перебазированы: 17-я отдельная морская разведывательная авиационная эскадрилья поплавковых Р-5 — в б. Врангеля; 30-я крейсерская морская авиационная эскадрилья, вооруженная поплавковыми Р-6 — в б. Суходол; 53-й отдельный морской разведывательный авиационный отряд на самолетах МБР-4 — в б. Ольга; 3-й отдельный авиационный отряд волнового управления на самолетах МБР-4ВУ — в б. Врангеля; 7-й корректировочный авиационный отряд — в б. Воевода на о. Русском.

Параллельно военной развивалась в Приморье и гражданская авиация. Оснащалась она теми же итальяно-французскими марками. Просто на гражданских вариантах снималось вооружение. В 1928 г. для советской трансарктической экспедиции был приобретен гидросамолет «Дорнье-Валь», получивший название «Советский Север». В экипаж вошли первый пилот А. Волынский, второй пилот Е. Кошелев, летчик-наблюдатель Н. Родзевич, старший механик С. И. Борисенко. Предполагалось, что самолет будет стартовать из Владивостока (туда его доставят из Севастополя на пароходе), пройдет над Чукоткой и, следуя вдоль берега Северного Ледовитого океана, посетит Колыму, Лену, побывает в Хатанге, на Таймыре, откуда совершит полет на Северную Землю с геологом на борту, затем проследует в Архангельск и финиширует в Ленинграде.

25 июня «Советский Север» пароходом был доставлен во Владивосток. 16 июля утром с рейда Владивостока гидросамолет экспедиции поднялся в воздух и вскоре достиг Уэлена. Здесь поселенцы предупредили экипаж о том, что местные жители могут принять машину за злого духа и стрелять по ней из охотничьих ружей. Но погиб самолет не по воле злых духов. На промежуточной посадке в Колючинской губе 22 августа лодка попала в шторм. Якорь не смог удержаться на 100-метровой глубине и лодку выбросило на берег. Участники перелета добрались до бухты Лаврентия пешком. Здесь их уже считали погибшими… Экипаж гидроплана вернулся во Владивосток на борту парохода «Ставрополье».

Из 14 тыс. км запланированной трассы удалось преодолеть только 6 тыс. км. Но, несмотря на неудачу, общественность высоко оценила значение первой попытки советских летчиков совершить трансарктический перелет на летающей лодке.

Для скорейшего открытия регулярного авиасообщения между Владивостоком и Хабаровском Управление гражданской авиации приняло решение построить аэропорт во Владивостоке. Им стал гидроаэропорт на мысе Фирсова на Второй Речке. 27 августа 1932 г. Ильей Мазруком был выполнен первый 4,5-часовой технический рейс на гидросамолете по маршруту Хабаровск — Дальнереченск — Владивосток (гидропорт «Вторая Речка»). Первым грузом рейса были газеты! 2 сентября 1932 г. гидросамолет Л-710 доставил из Хабаровска во Владивосток первых четырех пассажиров. Эта дата считается началом регулярного воздушного сообщения Владивосток — Хабаровск и точкой отсчета истории дальневосточной гражданской авиации. Гидропорт Владивостока был перенесен «на сушу» только в 1934 г.

К окончанию войны в составе ТОФ имелось 146 гидросамолетов МРБ-2. С объявлением войны Японии 12 машин поднялись со станции Океанской и нанесли бомбовый удар по корейскому порту Юки, за что часть, расположенная на Океанской, стала называться «Юкской». После победы над Японией часть самолетов была передана КНДР и во время корейской войны наносила удары по позициям американцев.

Во время Второй мировой войны авиация Приморья оснащалась американскими летающими лодками «Каталина», перегоняемыми через Берингов пролив на Уэлен и далее на Владивосток. Количество их в 1945 г. достигло здесь 70 единиц. Машина получила отличные отзывы. Правда, были и сложности — американцы поставили документацию на английском языке. Русские решение нашли быстро. Летчики и механики внимательно наблюдали за действием агрегатов самолета, тогда как человек в кабине пилота нажимал на тумблеры. Поняв назначение тумблера, механик заклеивал надпись на английском пластырем и писал на пластыре по-русски…

«Каталины» принимали непосредственное участие в десантных операциях советских войск в Китае в 1945 г. 22 августа 1945 г. 27 самолетов 117-го авиаполка ВВС Тихо­океанского флота поднялись в воздух и взяли курс на порт Дальний. На борту каждого из них было по 36 человек. Штурман одного из гидросамолетов так вспоминал об этой операции: «Наш маршрут пролегал над морем, далее — через Корейский полуостров, вдоль побережья Северного Китая, а перед портом Дальний пошли на снижение. Волнение моря при нашей посадке составляло около двух баллов — такая погода была нам только на руку. Гидросамолеты садились один за другим в бухте порта Дальний. Десантники пересаживались на надувные шлюпки, на которых плыли к пирсу. После этого десант действовал согласно боевой задаче: занял судостроительный завод, сухой док».

После войны «Каталины» проходили службу на ВМБ ТОФ в Дальнем, но постепенно заменялись на отечественные БЕ-2. Остатки «Каталин» еще в 60-е годы можно было лицезреть у кромки воды на станции Океанской. Они являлись излюбленным местом лазания городских мальчишек.

19 января 1946 г. в Токио для наказания японцев, совершивших преступления против человечества, американцами был образован Международный военный трибунал для Дальнего Востока. В трибунале был представлен и СССР. Начался так называемый Токийский процесс, в ходе которого было проведено 949 судебных заседаний; заслушано 419 свидетельских показаний. Среди последних с советской стороны выступали и участники боев у озера Хасан — герои Советского Союза, пограничники майоры Гильфан Батаршин и Иван Чернопятко. Все они дали показания, доказывающие агрессивную сущность японцев, и отправились домой. Отправка членов советской делегации осуществлялась «Каталинами». Самолет с пограничниками вылетел из Японии. Радиопеленгационные службы береговой охраны советского побережья приняли сигналы подлетавшего самолета и вели его до острова Аскольд, где 11 декабря 1947 года сигналы прекратились и самолет исчез…

Некоторые «Каталины» исчезли также бесследно, и их поиски продолжаются до сих пор. Иногда они увенчиваются успехом. Так, 10 августа 1945 г. в 12.00 летающая лодка «Каталина» третьей авиаэскадрильи 16 отдельного морского дальнеразведывательного авиаполка ВВС ТОФ вылетела из гидроаэродрома в бухту Суходол на задание — разведку кораблей и наблюдение за ними. В последний раз самолет был на связи в 20.44. На следующий день жители рыбацкого поселка Тазгоу обнаружили тела троих членов экипажа и похоронили их в братской могиле. Судьба остальных оставалась неизвестной. И вот летом 2015 г. участники Подводного клуба ДВФУ провели экспедицию в районе бухты Тазгоу (ныне — Спокойная) и обнаружили скалу на глубине 20 м, близ которой остатки самолета — двигатель и часть крыла.

История развития гидроавиации Приморья не терпит забвения.