2016-04-25T23:14:03+10:00 2016-04-25T23:14:03+10:00

Ленин и Владивосток

<div>След вождя революции в приморской столице</div>

«Владивосток далеко, но ведь это город-то нашенский» — выбиты «нержавеющие» слова Ленина на панно в торце здания Главпочтамта, на гранитной ростральной колонне Владивостока и на постаменте его памятника на привокзальной площади. Это были последние слова, публично сказанные вождем революции перед смертью.

С конца 1921 г. Ленин стал сильно болеть и отказался выступить перед депутатами Моссовета. Однако все же нашел в себе силы и прибыл в Большой театр на его очередной пленум 20 ноября 1922 г.

Ленин приехал на заседание, когда повестка дня его работы уже была исчерпана. Сначала он извинился за свое опоздание. «Начиная с декабря месяца я, выражаясь языком профессионалиста, потерял работоспособность на довольно длительный срок, и, в силу уменьшения работоспособности, мне пришлось откладывать с недели на неделю настоящее выступление», — заявил Ленин. Затем председатель Совнаркома перешел к международным отношениям, чему практически и было посвящено все его выступление, происходившее как раз после присоединения ДВР с Владивостоком к РСФСР 15 ноября.

«Мы продолжали тот курс, — пояснял Ленин, — который был взят раньше, и я считаю, что продолжали его совершенно последовательно и с громадным успехом. Вам, впрочем, об этом подробно докладывать не нужно: взятие Владивостока, последовавшая за сим демонстрация и государственно-федеративное заявление (о присоединении) доказали и показали яснее ясного, что мы стоим на дороге, совершенно ясно и определенно очерченной, и обеспечили себе успех перед государствами всего мира. Вы знаете прекрасно, сколько жертв принесено при достижении того, что сделано, вы знаете, как долго тянулась гражданская война и сколько сил она взяла. И вот, взятие Владивостока показало нам (ведь Владивосток далеко, но ведь это город-то нашенский) всем всеобщее стремление к нам, к нашим завоеваниям. И здесь и там — РСФСР. Это стремление избавило нас и от врагов гражданских, и от врагов внешних, которые наступали на нас. Я говорю о Японии».

Это было последнее публичное выступление Ленина. И было оно о Владивостоке.

Он же памятник!

Получив известие о смерти Ленина в 1924 г., трудящиеся Владивостока собрались на привокзальной площади и приняли решение о сборе средств на монумент главе мирового пролетариата. На собранные средства памятник был отлит из бронзы по модели скульптора В. Козлова в сентябре 1928 г. Годом раньше точно такой же памятник поставили у Смольного. Для Владивостока его отливали рабочие завода «Красный выборжец» в Ленинграде.

Открытие памятника состоялось в день празднования 13-й годовщины Октября — 7 ноября 1930 г. и вылилось в волнующую демонстрацию. Памятник был поставлен на самой площади, но после его реконструкции в 1970 г. статуя Ленина была поднята выше по склону сопки.

Как рассказывал корр. «К» один из высокопоставленных работников КГБ, фигура Ленина сильно смущала японцев, так как идеолог мировой революции недвусмысленно своей рукой показывал на Страну восходящего солнца. Этот жест несколько раз становился причиной дипломатических демаршей со стороны Японии и, как следствие, поводом МИДовских разбирательств.

На самой вершине горы Крестовой на Эгершельде также находился еще один памятник Ленину, вернее, напоминание о нем — как, пожалуй, одном из самых грандиозных проектов ленинской эпохи. Это серый гранитный памятный знак с надписью: «Здесь по решению ЦК КПСС и Совета министров СССР будет установлен памятник Владимиру Ильичу Ленину».

Решение об установке этого памятника было принято в 1970 г., когда отмечалось 100-летие со дня рождения вождя. В 1972 г. вышло специальное постановление ЦК КПСС за подписью Леонида Брежнева. 24 октября 1972 г. на вершине сопки Крестовой был торжественно установлен памятный знак. Высота памятника работы скульптора Михаила Бабурина вместе с постаментом составляла 35 м. Помимо памятника на сопке предусматривались размещение филиала музея В. И. Ленина, обустройство видовых площадок, парадных лестниц, благоустройство территории и размещение сувенирных и книжных киосков. Под эти цели намечалось снести 68 частных домов.

Финансирование всего этого грандиозного строительства планировали вести «из целевых средств фонда наглядной агитации ЦК КПСС, не затрагивая финансовых средств города», для чего предполагалось выделить 3 млн руб. По технологии сначала надо было выполнить гипсовую форму скульптуры, а потом с полученного слепка отлить монумент в бронзе. Заказ был размещен на Дальзаводе в цехе № 14. Была выполнена уменьшенная гипсовая копия, которая стояла у огромных ворот завода и мешала повседневной работе цеха. За что рабочие называли ее «чучело».

В октябре 1982 г. сюда приехала группа модельщиков-умножителей с Всесоюзного производственного художественного комбината им. Е. В. Вучетича и приступила к изготовлению макета. Поскольку высота цеха не позволяла поместить скульптуру во весь рост, ее решили делать из трех частей: голова, туловище, ноги. Макет занимал треть цеха площадью почти в 1 тыс. м2. В сентябре 1981 г. состоялась «примерка». Макет доставили на вершину сопки и установили на импровизированный постамент. Автор памятника ради такого события специально приехал во Владивосток.

В конце 80-х дело застопорилось. В 1988 г. развернулась дискуссия по поводу художественной ценности памятника, места расположения и качества исполнения. Тогда же было решено вынести проект на всенародное обсуждение. 25 февраля 1990 г. бюро крайкома КПСС приняло резолюцию о демонтаже макета. «Все работы по разборке Ленина производились ночью, — вспоминал замначальника цеха Александр Колобов. — Гипсовые секции рассекали отбойными молотками, потом бесформенные куски гипса грузили на самосвалы и вывозили с территории завода. Металлическую арматуру, которая служила каркасом, распилили резаками».

А начальнику цеха «хорошо запомнилась гипсовая голова вождя, которую, чтобы не травмировать людей, разбивали ночью самыми обычными кувалдами». Оплатить выставленный Дальзаводом счет в сумме 100 тыс. руб. КПСС так и не смогла…

1991 г. Россия уже встретила в составе другой страны. Несколько десятков людей-демократов направились к памятнику Ленина на привокзальной площади, чтобы его свалить. Тогда бронзового Ленина коммунистам-пенсионерам удалось отстоять, взяв памятник в кольцо. Со временем политические страсти поутихли, но Ленин стал мешать коммерции, занимая одно из самых проходных, а значит, золотых мест торговли. На памятник насели коммерсанты, предлагая его перенести куда подальше.

Как это происходило, корр. «K» рассказала Наталья Полозова, в то время председатель Приморского краевого отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: «Все ринулись в коммерцию. Под торговые места принялись уничтожать старую застройку. То же хотели сделать и с Лениным. В 2005 г. был совет, на котором обсуждался проект строительства под Лениным подземного торгового центра. Мы тогда этот проект отбили. Но тема, как говорится, не ушла. Место уж очень лакомое, и Ленин, даже бронзовый, мешает коммерческим интересам… Ни одна страна в мире не отрицает того, что было. Жизнь одного человека не всегда то бывает радужной, а уж тем более жизнь целого огромного государства. Ленин на привокзальной площади должен стоять на своем месте. Ленин — создатель СССР, и, посмотрите, он указывает на последний вокзал России — символ единения: отсюда начинается единая Россия!»

За вклад в экономику

В год 125-летия со дня основания Владивостока, 3 июля 1985 г., краевой центр был награжден орденом Ленина — за большой вклад трудящихся в развитие экономики Дальнего Востока. Однако вручение его состоялось только на следующее лето во время визита Михаила Горбачева. Причем награждение города именно этим орденом было для самих горожан неожиданным.

Зинаида Иовкова, секретарь Владивостокского комитета КПСС: «Мы готовили документы на орден Боевого Красного Знамени, потому что у нас, на Дальнем Востоке, закончилась война; на орден Трудового Красного Знамени, потому что трудом всегда славился Владивосток — моряки, рыбаки, строители, и до последнего не знали, какой будет награда».

Орден Ленина Михаил Горбачев прикрепил к городскому знамени, которое держал секретарь горкома Борис Беспалов на торжественном собрании в театре им. Горького. Это было встречено бурными овациями присутствовавших партийных чиновников, участников войны, героев соцтруда, передовых рабочих всех городских предприятий. На этом же собрании Горбачев выступил с очередной исторической речью, которая обозначила новую веху советской внешней политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе. С этого момента Китай перестал быть для СССР врагом номер два.

Орден Ленина, представляющий собой 29-граммовый чистого золота знак, был вместе с наградным удостоверением передан в 1993 г. на вечное хранение из крайкома партии в музей Арсеньева. Где ныне и хранится в специальном сейфе.