2016-05-05T13:25:28+10:00 2016-05-05T13:25:28+10:00

Правильные рейсы

<div>Начало и конец речного судоходства</div>\r\n<div><br />\r\n </div>

«Суйфун — река в южной части Приморской области, берет начало в пределах Китая, после пересечения границы поворачивает на Восток, потом на юго-восток и впадает в Амурский залив. Суйфун судоходен на 80 верст нижнего течения, и то только весной». Сегодня эти строки из энциклопедии Брокгауза и Ефрона удивляют, ведь Суйфун — это теперь ничто иное, как река Раздольная. О каком судоходстве может идти речь?

В 1865 г. во Владивостоке для Сибирской флотилии был построен паровой бот «Суйфун», который начал поддерживать регулярное сообщение между Владивостоком и селом Раздольным.

Раздольное в то время было довольно обжитым местом с населением в 611 человек на пересечении торговых путей Владивосток — Уссурийск — Хуньчунь. Село продолжало разрастаться и требовало развития транспортной логистики.

Основателем регулярного судоходства по реке Суйфун (Раздольная) считается будущий первый городской голова Владивостока — Михаил Федоров, который обратился к правительству с просьбой дать ему на 10 лет субсидию в виде помильной платы для учреждения пароходства по реке Суйфун. Правительство просьбу Федорова удовлетворило и постановило платить ему по 1 руб. за пройденную милю и своими силами углубить фарватер Суйфуна, что обходилось в 22 тыс. руб в год.

Федоров купил оснащенный двумя парусными мачтами речной мелкосидящий колесный пароход «Пионер» грузоподъемностью 22 т. Пароход ходил по вторникам и пятницам. Оплата проезда от острова Речного до Раздольного была следующая: билет в каюте стоил 3 руб., палубный билет — 1 руб., пуд груза на борту — 20 коп., на барже — 10 коп. В селе Раздольном «Пионер» разгружался у причала, а грузы складировались в пакгауз, который принадлежал Федорову. До острова Речного в устье реки Суйфун почта, груз и пассажиры из Владивостока доставлялись морскими судами. Почта доставлялась Федоровым бесплатно, а солдаты, военные грузы, арестанты и переселенцы с сельскохозяйственными орудиями — по уменьшенной цене.

Значение рейсов «Пионера» по реке Суйфун было очень важным для переселенческого движения и развития торговли в крае. Когда началось строительство железной дороги от Владивостока до Хабаровска, «Пионер», кроме обычных грузов, стал перевозить материалы, рельсы, тяжеловесные и крупногабаритные грузы с помощью барж. Через два года их у Федорова было аж 12 штук, общей грузоподъемностью 10 500 пудов. При этом Федоров умело пользовался паводками и в большую воду ходил даже в Уссурийск. Как это, например, было в 1891 г.

В те годы движение судов в акватории Амурского залива было довольно интенсивным. Помимо 400 китайских «шампунек», здесь ходили суда «Новик», «Амур», «Польза», «Кит». Суда не могли входить в реку и поэтому становились возле острова Речного, где перегружались на рейде на баржи Федорова. «Амур» брал баржи с грузом и переселенцами в бухте Золотой Рог, доводил их до Речного и передавал «Пионеру».

На важность этого каботажного предприятия указывает тот факт, что с 1899 г. по представлению генерал-губернатора Приамурья за содержание срочных регулярных (как тогда говорили — «правильных») пароходных рейсов по реке Суйфун Федорову из казны выплачивались «в пособие 6 тыс. руб.». За что Федоров брал на себя обязательства по выполнению казенных дел. Со своей стороны, чтобы поддержать Федорова, власти воспрепятствовали иностранному каботажному плаванию по реке, за исключением перевозки местных продуктов: сена, дров и стройматериалов.

Активная деловая жизнь в устье Суйфуна (например, за 6 мес. 1889 г. только «Новик» сделал 60 остановок возле Речного) вызвала к жизни и строительство на острове Речном Дирекцией маяков и лоций Восточного океана Суйфунского (Речного) маяка. Маяк — «башня серая, крыша зеленая» — начал работать 18 ноября 1885 г. Он имел проблесковый огонь белого цвета с дальностью видимости в 12,5 миль по всему горизонту. Были разработаны и письменные правила для служащих на маяке, которые должны были подписываться под ними по ознакомлении. Работал маяк и зимой, так как зимой движение по льду в районе устья Суйфуна еще более увеличивалось. Кроме того, устье реки было местом деловой активной жизни — здесь находились лесопилки владивостокских предпринимателей, а также каменоломни.

Для обеспечения безопасности всей этой деятельности при маяке была открыта спасательная станция Императорского российского общества спасения на водах. Существовала она на спонсорские средства. Например, периодически на корабли Тихоокеанской эскадры рассылались подписные листы для сбора пожертвований на нужды Общества. Активные члены, а таковых во Владивостоке насчитывалось 150 человек, получали знак Общества, а если довелось кому-то оказать помощь, то и знак «За спасение погибавших на море». Солидным спонсором станции был и сам Федоров.

Станция при маяке располагала деревянной пристанью, приемной комнатой для спасаемых, имелась санная лодка. Штат станции составлял 8 человек, заведовал станцией смотритель Суйфунского маяка. На этой станции уже 7 декабря 1885 г. спасли провалившегося под лед китайца, 14 декабря — трех корейцев и их трех быков, также провалившихся под лед. Спасенные люди из-за обморожения были отправлены в госпиталь.

Долгие годы на Суйфунском маяке служил смотрителем штурман 2-го разряда Федор Евстафьевич Чеберяк. Невысокого роста, щуплый, он, тем не менее, отличался силой, проворностью и смелостью. Не раз рисковал жизнью, спасая попавших в беду людей, считал, что «это святое дело». За семь лет, с 1903 по 1909 г., отец трех дочерей Чеберяк лично спас на Речном 284 человека. Большинство из них были корейцы, которые, впрочем, составляли большинство спасенных членами Общества и в других случаях. 6 мая 1912 г. Федор Евстафьевич «за оказанный им подвиг самоотвержения» был удостоен золотой медали «За спасание погибавших» на владимирской ленте.

Об одном таком спасении корр. «К» удалось обнаружить сведения в рубрике «Происшествия» в номере «Далекой окраины» от 13 ноября 1918 г. «Дирекция маяков и лоций Восточного океана препроводила в управление порта для сведения копию рапорта смотрителя Суйфунского маяка, который доносит, что 22 октября сего года им спасен из подошедшей к берегу неизвестно кому принадлежащей яхты душевнобольной Григорий Максимович Большаков, который был отправлен в деревню Таврическую для следования в больницу. Яхта осталась при маяке и вытащена на берег до явки владельца».

В 1891 г. началось строительство железной дороги Владивосток — Хабаровск, участок которой пролегал недалеко от реки Раздольной. «Пионер» на баржах возил стройматериалы для строительства этой дороги, сгружая их на пристани. Когда участок до Уссурийска был сдан в эксплуатацию (в 1893 г.), количество грузов и пассажиров у Федорова заметно уменьшилось. 19 мая 1895 г. правительство выдало ему разрешение прекратить пароходные рейсы по реке Раздольной, а выдаваемое ему пособие оставить за ним, обязав «учредить сообщение по проливу Босфор Восточный в видах установления правильных сношений между городом Владивостоком и Русским островом, население которого в настоящее время достигает 3 тыс. человек».

Пароход «Пионер» Федоров продал подрядчику строительства железной дороги предпринимателю Скидельскому, который перегнал его в Рудную Пристань для последующей отправки на Уссури. Бессменный капитан «Пионера» Н. И. Кораблев после закрытия сообщения также отправился работать на реку Уссури, где пароходное сообщение было не менее интенсивным. Пароход «Амур» был списан, «Новик» затонул в Порт-Артуре во время Русско-японской войны.

Однако сообщение по Суйфуну еще долго продолжалось, правда, уже в не регулярном режиме. Об этом можно, например, найти информацию в путеводителе по железным дорогам 1907 г.: «В двух верстах раскинулось по левому берегу реки Суйфун село Раздольное. Село довольно бойкое. В селе находится пароходная пристань, так как Суйфун отсюда до впадения в море судоходен. Несколько китайских лавок и вполне приличный магазин Кунста и Альберса, имеющий для своих покупателей даже гастрономические деликатесы и заграничные вина».

Дочь смотрителя маяка Меланья в 1903 г. вышла замуж за капельмейстера Сибирской флотилии флейтиста Ван Кеербергена. Позднее, будучи библиотекарем в Радиокомитете, она была арестована и «по делу вскрытой контрреволюционной троцкистской террористической организации» была 13 марта 1938 г. расстреляна в возрасте 35 лет. Немалую роль в деле сыграл послужной список ее отца: «Служил в белых войсках Восточного фронта. 5 ноября 1918 г. — август 1919 г. — в Морском министерстве».

О некогда существовавшем интенсивном пароходном сообщении между Владивостоком и Раздольным напоминают сегодня любителям подледного лова и отдыхающим развалины маяка с «проблесковым огнем белого цвета с дальностью видимости в 12,5 миль» на острове Речном, называемом в народе Малой Коврижкой.