2016-05-24T12:23:57+10:00 2016-05-24T12:23:57+10:00

Юлия Пак: «Быть предпринимателем — значит быть активным»

Председатель совета предпринимателей о деятельности ОССП и проблемах начинающих бизнесменов

 «Быть предпринимателем — значит быть активным»

Где знают о жизни и тяготах приморского бизнеса больше, чем в Общественном совете предпринимателей Приморья? В преддверии Дня российского предпринимателя (отмечается 26 мая) в интервью «К» председатель ОСПП Юлия Пак рассказала о том, какие вопросы здесь решают в течение года и что нужно делать, чтобы не упустить собственное «Время возможностей».

— Юлия Валентиновна, кто сегодня входит в Совет, какой деятельностью вы занимаетесь?

— ОСПП существует в крае уже более 14 лет и представляет интересы предпринимательских объединений края — как территориальных (представлено 26 из 34 краевых муниципалитетов), так и отраслевых (профсоюзы грузоперевозчиков, строителей и др.). Такая широта состава позволяет проводить своеобразный срез ситуации, в которой работает бизнес в районах края, а также следить за развитием конкретных его отраслей. Между собой члены Совета делятся опытом, а также информацией по улучшению условий для ведения бизнеса на той или иной территории.

В своих районах предпринимательские объединения достаточно активны, при этом ОСПП играет роль координационного центра и агрегатора информации. Для этого Совет ведет активную выездную деятельность по районам края.

— А что включает в себя эта выездная деятельность: как вы составляете маршрут, подбираете темы выступлений и т. д.?

— В течение года мы регулярно проводим выездные семинары и круглые столы. Состав делегации и темы выступлений определяются концепцией на текущий сезон: в 2014 г. это была информация общего характера, полезная для безопасного ведения бизнеса, в 2015 г. мы пошли дальше — в ходе поездок выявляли проблемы, с которыми сталкиваются бизнесмены на местах, и тут же старались помочь.

В 2016 г. по инициативе ОСПП совместно с аппаратом уполномоченного по защите прав предпринимателей в крае стартовал проект «Время возможностей». В его рамках в районы выезжают представители сразу множества структур: департаментов администрации Приморского края, Гарантийного фонда, Инвестиционного агентства и других. От поездки к поездке состав меняется в зависимости от специализации той или иной территории: где-то более развито сельское хозяйство, где-то есть большой туристический потенциал.

— Маршрут «Времени возможностей» основан на мониторинге, проведенном ОСПП?

— Конечно! Более того, первоначальный маршрут постоянно дополняется — прослышав о проекте, к нам присоединяются новые муниципалитеты. Думаю, мы будем так ездить, пока не иссякнет спрос.

Своим успехом «Время возможностей» обязано своей концепции: в дополнение к стандартным методам поддержки предпринимательства мы еще и рассказываем о тех возможностях, что открываются перед предпринимателями в новых реалиях. Это и развитие региона, выраженное в ТОР и свободном порте Владивосток, и переориентация бизнеса с учетом текущей экономической ситуации, и многое-многое другое.

— Для отстаивания своей позиции Совету, вероятно, приходится задействовать свои широкие связи — от муниципалитетов и профильных департаментов до каких-то иных ведомств?

— Вообще, выстраивание диалога с властью на всех возможных уровнях — одно из крупнейших достижений Совета за все время его существования. Сейчас уже можно говорить о том, что к бизнесу в крае прислушиваются, соблюдают в том числе и его интересы. В свою очередь, бизнес планирует свою деятельность с учетом высказанных в свой адрес замечаний. ОСПП представлен во множестве различных советов при администрациях и ведомствах, мы принимали активное участие в работе так называемого проектного офиса и внесли максимум предложений в дорожные карты Приморья, по которым в дальнейшем будет строиться развитие края.

Муниципалитеты сами сообщают нам о проблемах бизнеса на своей территории, на основании чего мы потом планируем наши выезды. Со своей стороны, мы оказываем консультационную помощь, делимся информацией по улучшению условий для ведения бизнеса. Например, направили в местные администрации пакеты документов по упрощенному порядку предоставления земли под нестационарные торговые объекты — не все у нас знают о таком порядке. О существующих на местах проблемах и способах их решения мы сообщаем органам власти, обеспечивая тем самым обратную связь. В сферу наших интересов попадает, например, нелегальное предпринимательство — чем меньше его в районах, тем больше налогов соберут муниципалитеты и тем проще будет работать добросовестным бизнесменам.

— А какие в целом инициативы, в том числе законодательные, удалось продвинуть Совету за последний год?

— Таких инициатив немало, и все они направлены на улучшение ситуации с бизнесом в регионе. Успешным проектам, как правило, предшествует серьезная подготовка, а их осуществление требует немало времени и усилий всего предпринимательского сообщества.

Одной из таких инициатив стали изменения в краевой закон № 536-КЗ. Работа по внесению в него поправок началась практически сразу после его принятия, полтора года назад: анализ показал, что применение положений закона грозит тем, что множество точек реализации алкоголя попросту закроется. Речь шла о продаже спиртных напитков в зданиях, где также находятся медицинские, образовательные и детские учреждения. Краевой бизнес выступил единым фронтом и сумел убедить законодателей в необходимости исключить из закона пункт о медицинских учреждениях. Тем самым мы вывели из-под удара магазины, по соседству с которыми открывались, например, массажные салоны и стоматологии. Опасность для бизнеса (и для казны — в виде недобранных налогов) удалось сократить.

Также в числе осуществленных инициатив — изменения, связанные с внедрением в крае патентной системы налогообложения. Мы видим в этой системе большой потенциал и хотим максимально упростить переход на нее для местных предпринимателей. Нам удалось расширить список сфер, на которые распространяется патент, а также добиться «налоговых каникул» на первое время. Сейчас работаем над дифференциацией стоимости патента для различных районов края: муниципалитеты уже представили подходящие для них ставки.

— Одна из актуальных проблем малого и среднего бизнеса — это внедрение системы ЕГАИС. В этом направлении Совет осуществляет какую-либо работу?

— Мы активно занимаемся этой темой как в рамках «Времени возможностей», так и проводим по ней отдельные выезды силами ОСПП. Система сложна, и даже после того, как регистрация закупок алкоголя стала обязательной, у людей остается немало вопросов. На наших встречах мы даем подробную инструкцию, как поступать в том или ином случае, а также представляем конкурентоспособные варианты стоимости установки системы.

К сожалению, есть ряд вопросов, ответить на которые сегодня могут лишь сами разработчики ЕГАИС. Но мы делаем все от нас зависящее, чтобы переход на эту систему прошел безболезненно: какие-то решения выносим на законодательный уровень, по возможности оказываем консультативную помощь, чтобы к 1 июля, когда стартует второй этап закона, все бизнесмены были готовы и смогли избежать крупных штрафов.

— Говоря о Дне российского предпринимательства, нельзя не упомянуть влияние бизнеса на развитие территории. В прошлом году вы запустили сайт «Примадвизор» в помощь бизнесменам, желающим заняться въездным туризмом, проводите международные встречи. Какая работа ведется сейчас?

— Я думаю, что развитие территории — это фактически основная задача такого объединения, как ОСПП. И потому мы активно призываем предпринимателей объединяться и пробовать себя в новых сферах бизнеса, в том числе во въездном туризме, что в перспективе поспособствует росту экономического потенциала края.

Кроме того, ведутся переговоры с китайской стороной о представлении приморских продуктов питания в провинции Цзилинь и создании там так называемой русской улицы — места, где приморским торговцам предоставлялись бы налоговые преференции, а также помещения для работы по низким ценам. Как раз на днях достигнуты новые договоренности, и в августе нас ждут на экономическом форуме, который состоится также в провинции Цзилинь.

— ОСПП помогает уже состоявшимся предпринимателям. А что насчет тех, кто делает в бизнесе первые шаги или даже только задумывается о том, чтобы открыть свое дело?

— Мы работаем и с этой категорией. Недавно встречались с будущими предпринимателями, обучающимися во ВГУЭС по программе подготовки руководителя малого и среднего бизнеса, рассказали им о том, с чем им предстоит столкнуться на практике в первый год работы. Будем проводить такие встречи регулярно. Думаю, что это помогает в том числе популяризировать предпринимательство. Сегодня многие не очень представляют себе, чем приходится заниматься предпринимателю, его работу неразрывно связывают с большими рисками и трудностями. Мы стараемся показать, что быть предпринимателем — значит быть активным и перспективным.

Также мы каждый год проводим в школах Надеждинского района специальные уроки: рассказываем детям о том, как начать свой бизнес, в игровой форме обсуждаем их идеи.

Со своей стороны хотелось бы поздравить всех предпринимателей с наступающим праздником и напомнить им о важности взаимопомощи: всё, чего добился ОСПП, стало возможным благодаря объединению усилий краевых предпринимателей.

Только так мы способны отстоять свою позицию, поддержать начинающих и прийти на помощь тем, кто испытывает затруднения. Поэтому призываю вас присоединяться к нашей работе и строить будущее совместными усилиями!

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ