Константин Чечель, 38 лет, директор отделения магазина Gulliver во Владивостоке.
Окончил ДВГТУ (бывший ДВПИ им. В. В. Куйбышева, ныне ДВФУ), кафедру прикладной механики.
Владелец «Тут кафе».
Женат, воспитывает дочь и двоих сыновей.
— Бизнесом я решил заниматься еще в школе, — рассказал Чечель. — На это очень мотивировали 90-е, когда все чем-то занимались, что-то открывали, грубо говоря, втыкали в землю палку, а прорастало дерево. Мне захотелось так же. Были какие-то попытки продавать что-то незначительное, а затем, в 1998 г., я пришел в сферу компьютерных дисков. Сначала мы владели магазином дисков «Батискаф», затем были открыты магазины «Умная игрушка». Опыт там был богатый наработан. И мой сотрудник однажды предложил сфокусироваться на рынке детских развивающих игрушек. А со временем я понял, что этого мне уже мало, и решил открыть магазин Gulliver по франшизе.
— Помогает ли наличие собственных детей в таком бизнесе?
— Не то чтобы помогает, скорее радует. Мне было интересно заниматься этим направлением, потому что уже есть дети. Я понимал, чего бы им и их ровесникам хотелось и чего не хватало, и старался восполнить это в масштабах Владивостока. Я, кстати, не сторонник того, чтобы баловать детей. У них создается впечатление, что им все должны и весь мир для них. Таким детям очень тяжело взрослеть, у них будет рушиться картина мира.
— Есть мнение, что ребенок, которого всегда красиво одевают, в будущем обязательно заболеет вещизмом.
— Детям до пяти лет это точно не грозит. Этот возраст очень точно передает фотография, где ребенок весь в грязи, так, что видны только задорные глаза и улыбка из этих комьев. В этом возрасте одежда — расходный материал. А в дальнейшем все зависит от окружающей среды. Если родители такие, то и ребенок вырастет шопоголиком.
— Рынок детских товаров считается самым стабильным в кризис. Заметили ли вы это?
— Детям покупают вещи в первую очередь, потому что они растут очень быстро. Только после того, как одел и накормил ребенка, начинаешь тратить деньги на себя. Однако финансовая ситуация, которая сложилась сейчас в стране, явно сказывается на потреблении. Марка Gulliver является довольно дорогой для Владивостока, и некоторые покупатели переходят в другие сегменты или начинают покупать меньше, так что изменения в экономике ощущают все.
— Китайские игрушки, которыми заполнен рынок ДФО, считаются опасными. По вашей оценке, много ли на рынке вредных товаров из Поднебесной?
— Мне кажется, что да, они присутствуют на рынке. Это игрушки из дешевой пластмассы, которые и находятся в самом низком ценовом сегменте. Из того же Китая поставляются брендовые игрушки, выпущенные по лицензии. Огромное количество товара выпускается в Китае и отличается хорошим качеством, кстати.
— Сейчас вводится новый закон о торговле…
— Я эту тему еще детально не изучал, но подозреваю, что это очередное «закручивание гаек». Не думаю, что это будет неожиданный закон, который внезапно сможет подтолкнуть предпринимательство к расцвету. Может, это очередная попытка собрать денег в казну?..
— Тема онлайн-торговли в последнее время становится все популярнее. Умрет ли традиционный ретейл?
— Постепенно люди будут переходить в интернет-магазины и там совершать покупки. Если сейчас с одеждой возникают небольшие проблемы, в силу того, что не все могут понять, как правильно выбрать размер и подойдет ли им эта вещь, то когда инструменты выбора станут более продвинутыми, магазины начнут закрываться. Сейчас уже идет к тому, чтобы виртуально снимать с человека мерки. Я думаю, что лет через 10 в обычном ретейле останутся только какие-то монстры или фирмы с розничными магазинами, которые сами будут регулировать, какие магазины и где им нужны. Соответственно, уменьшится спрос на торговые площади, и это приведет к понижению арендной платы. Возможно, что это произойдет неожиданно, то есть в прошлом году все еще совершали покупки офлайн, а в этом году — уже только интернет-магазины. Скорее всего, к этому подтолкнет какое-либо событие.
— Товары для детей и юношества идеальны для эмоционального ретейла. Люди постарше — уже циники, и им кажется, что ими манипулируют. А нужны неискушенность, неиспорченность, наивный широкий взгляд, которые присущи в первую очередь детям и подросткам, а также тем, кого временно можно приравнять к ним, — молодым родителям. Эмоции имеют большой вес в вашем бизнесе?
— У нас это определение скорее к кафе относится. Хотя и такие магазины есть. Бывает, что самим работникам магазинов такую атмосферу формировать сложно, потому что у них есть определенные должностные обязанности. Так что я думаю, что такое определение относится скорее к магазинам подарков. Вообще, владелец обязан создавать атмосферу сам.
У нас в «Тут кафе» рядом с вывеской висит «погодный кирпич», я думаю, все видели эту картинку. «Если кирпич мокрый, значит, на улице идет дождь, а если кирпич сухой — дождя нет. Если кирпич отбрасывает тень, значит, на улице ясно, а если кирпича не видно, то вокруг туман. Если кирпич качается, можно смело утверждать, что дует ветер. Если на кирпиче лежит что-то белое, значит, прошел либо еще идет снег. Не стоит бояться, если кирпич ходит вверх-вниз — просто началось землетрясение. Ну и напоследок — кирпич отсутствует — обновление данных».
Это была абсолютно не моя идея, но она работает, даже несмотря на то, что сейчас кирпич в силу определенных причин находится под навесом. Людей это веселит, они уже заходят к нам с улыбкой на лице. Меня радует, что у нас потихоньку развивается культура покупателей и продавцов. У нас появились очень хорошие продавцы-консультанты. Это те ребята, которые работают в компаниях с очень сильными системами обучения, в которых присутствуют какие-то элементы контроля. У них уже качественно другая работа, в которой нет отголосков этаких продавцов из СССР. Да и покупателей, которые приходят в магазин для того, чтобы улучшить свое настроение путем нападок на продавцов, становится все меньше. Эта культура станет всеобщей, когда у нас изменится ментальность. Пока у нас есть понятие, что воровать — хорошо, то ситуация не улучшится.
— Диски, детские товары и вдруг кафе. Необычный путь. Как так вышло?
— Я очень любил кафе «Капуцин», и когда узнал о его продаже, вопроса «покупать или нет» даже не стояло. Год мы проработали, затем эти площади выкупил Сбербанк, а идея продолжить свой путь в общепите осталась. Так и появилось «Тут кафе». Не могу сказать, что это мое призвание. Мне всегда интересно заниматься чем-то новым, но, несмотря на обилие моих жизненных дел, я все равно еще не нашел того ремесла, для которого был создан.
— Что вы думаете о ТОР, свободном порте Владивосток?
— Все это очень интересно и замечательно, но для тех компаний, которые уже работают на рынке и переводят свой бизнес в эту юрисдикцию, — сильно экономят. Для себя я не сильно вижу каких-то моментов, в которых я могу выиграть. Если только снова создавать новый бизнес, который уже будет вписываться в эти параметры.
— Какой стиль управления вам близок?
— Я слишком мягкий человек, который всегда войдет в положение, поймет и поддержит. Я воспринимаю это как свою слабую сторону. Само слово «управление» подразумевает, что у людей есть какие-то задачи, и невыполнение их подразумевает какое-то наказание. Иногда я жалел о своей доброте, осознавал, что с этим качеством надо что-то делать.
— Без каких качеств, по вашему мнению, успеха не добиться?
— Без веры в собственный успех, без настойчивости и постоянного движения. Без энергичности, честности и веры в людей. Без положительных качеств, которые позволят людям верить в него. Кстати, я заметил, что в основном успеха добиваются люди, которые имеют профильное образование в той сфере, которой им интересно заниматься. Поэтому рецепт успеха не нов, Америку я тут открыть не могу.