В 2010г. Виль Гладунов (на фото) исполнил свою мечту и стал владельцем единственного в городе кинотеатра «Кристалл». Как открыть объект синематографа и не прогореть?
«КАК ЭТО СДЕЛАТЬ? Для начала я бы посоветовал изучить теорию, например, в разных городах России проводится мероприятие под названием «Кинорынок», — рассказал Гладунов. — На нем можно посмотреть оборудование для кинотеатра, посетить семинары, познакомиться с директорами кинотеатров. Когда в 2010?г. я посещал его впервые, мне хотелось понять, возможно ли вообще открыть кинотеатр в городе с населением 40 тыс. человек и не прогадать.
Когда начинаешь закупать оборудование в кинотеатр, важно при этом не экономить. Кресла надо выбирать удобные и качественные, желательно, чтобы в них было как можно меньше всяких пружин и механизмов. Про акустическую систему даже и напоминать не приходится, ведь там все обязательно должно делаться по проекту: зал можно «переглушить» или он начнет звенеть, как барабан. Людям будет просто некомфортно находиться в таком помещении. Помимо кресел и акустики необходимы проектор, экраны. Если вы купите это все по дешевке или бэушное, то радоваться сэкономленным деньгам будете недолго, рано или поздно обязательно придется что-то ремонтировать. Денег потратите уйму, ибо специалистов по ремонту, как правило, приходится привлекать с запада России.
КАКИЕ ОШИБКИ ВАЖНО НЕ ДОПУСТИТЬ? Их может быть масса, но расскажу про свою основную. Я так был увлечен процессом реконструкции здания, покупкой и монтажом оборудования, что совсем упустил из виду момент склейки фильма, полностью доверившись киномеханику (мы тогда работали на пленке). И вот торжественный момент перерезания ленточки, радостное предвкушение, люди рассаживаются по своим местам, и фильм начинает идти задом наперед. Сейчас это смешно, конечно, но в тот момент хотелось провалиться под землю.
Многим кажется, что должности сотрудников кинотеатра — это что-то волшебное. Мол, кто-то до сих пор крутит ленту, и фильм идет. Естественно, у нас есть киномеханик, и принцип его работы не изменился. Он также отвечает за то, чтобы люди кино увидели, но работа стала гораздо легче. Это один из тех случаев, когда компьютер упростил жизнь. Раньше фильм приходил на 5–6 бобинах, эти пленки надо было склеить между собой и намотать на одну большую бобину. А в самом начале эры кинотеатров это был еще и опасный труд, ведь пленка была сделана из таких химических элементов, которые при возгорании вспыхивали, и возникал пожар, в результате которого мог погибнуть не только киномеханик. Сейчас же все просто: приходит либо жесткий диск с фильмом, либо его просто заливают на сервер. Никаких «вспыхнувших» сотрудников.
Пожалуй, самая интересная, на мой взгляд, должность в кинотеатре это — букер, зачастую именно он решает, какой фильм вы будете смотреть. Это человек, подбирающий репертуар кинотеатра, исходя из рейтингов картин и отзывов. Зачастую с ним приходится спорить и доказывать совсем иное мнение. Для того чтобы быть успешным в этой работе, надо очень хорошо знать свою аудиторию и город. Мы сейчас в качестве эксперимента прорабатываем вариант запуска цикла фильмов о балете для ценителей. Пытаемся найти эту аудиторию. Если все получится, то будем повторять этот эксперимент ежегодно.
По большей части наш штат сформирован давно, и это надежные, проверенные люди. Но иногда приходят новые кадры. Никаких психологических тестов в безумных количествах и просьб продать мне мою же ручку. Мне куда важнее честность, неконфликтность и трудолюбие. Вот тут и кроется плюс маленького города — я могу позвонить любому работодателю и узнать про моего возможного сотрудника.
ПОДРАЗУМЕВАЕТ ЛИ ПОД СОБОЙ ПРОФЕССИЯ ДИРЕКТОРА КИНОТЕАТРА ВЕСЕЛЬЕ И ПОСТОЯННЫЙ КИНОПРОСМОТР? На деле все совсем не так романтично. Начинается мой день с кофе и пятиминутной планерки с замом. Затем иду в холл, проверяю стандарты рабочего места, в кассе кинотеатра получаю информацию о предшествующем дне, изучаю отчеты: что пошло, что не пошло — я имею в виду кинопрокат, какие фильмы пользуются большей популярностью, какие меньшей. Анализирую, так сказать, а затем эти отчеты отправляю дистрибьюторам. В мои обязанности входит контроль, контроль и еще раз контроль, ежедневно, еженедельно и ежемесячно, ежеквартально. Конечно, есть вопросы, требующие ежедневного вмешательства, но это текучка — отчеты, проверки техобслуживания оборудования, заявки поставщикам по бару. Ежемесячно моего вмешательства требуют по большей степени отчеты и составление репертуара, а также хозяйственные работы, ведь кинотеатр — это прежде всего большое здание, которое ежедневно требует за собой ухода, начисление зарплаты сотрудникам. Квартально — отчетность налоговая, Пенсионный фонд, ФСС, 6 НДФЛ, ЕНВД, также по прокату кинофильмов. Годовые, иногда полугодовые и договорные отношения с поставщиками и дистрибьюторами. Отчеты УСНО и баланс.
Случаются в кинотеатре и поломки, за которые тоже несу ответственность я. Особенно грустно, когда свет выключают без предупреждения и надолго, — это похуже торнадо будет. Зрители недовольны, кассиру приходится возвращать деньги за сеанс, успокаивать особо эмоциональных посетителей. Раньше, когда проекторы были механические, поломок было больше, сейчас, когда техника цифровая, их куда меньше, однако степень сложности выше. Ближайшие специалисты находятся в Ангарске, поэтому если случается поломка, то помощи ждать приходится долго.
ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ, КОГДА ОТКРЫВАЕШЬ КИНОТЕАТР? Запускать проект в маленьких городах без государственной поддержки. Если говорить о кинотеатре как о бизнесе, который должен вас кормить, то стоит его открывать, если население города больше 80 тыс. человек. Следует сделать минимум два зала, потому что с одним работать очень сложно, ведь иногда кинопрокатчики требуют, чтобы их фильм шел определенное количество сеансов в день. Партизанск — маленький город, это придает работе свою специфику. Например, я в принципе не смогу привлечь в кинотеатр того, кому это вовсе не интересно. Несмотря на различные акции и мероприятия. Но я верю, что поход в кинотеатр — ритуал. Вы можете сходить туда с любимым человеком или друзьями, провести романтический вечер, в конце концов. Да и кола с попкорном — уже просто символ такого похода. Определенная магия есть и в большом экране, и в акустической системе».
Записала Диана БЕЛАЯ