2017-04-18T11:15:39+10:00 2017-04-18T11:15:39+10:00

«Чтение книг развивает воображение, а в виртуальной реальности образы готовые»

Наталья Кравцова, заведующая кафедрой клинической психологии Тихоокеанского государственного медицинского университета, доктор психологических наук, рассказала, как гаджеты влияют на детей XXI века.

— Представителям поколения Z пока не больше 16 лет, но уже сейчас «цифровые» дети вызывают у родителей удивление и тревогу. Почему гаджеты заменили им книги, стоит ли опасаться интернет-зависимости, как возникает синдром дефицита внимания?

— Мы живем в мире информационных технологий, который во многом качественно отличается от социальных условий еще недавнего времени. Уже многие корифеи-психологи, нейропсихологи говорят о том, что необходимо изучать и описывать новые закономерности развития психики. Эти новые, еще недостаточно понятные закономерности развития и делают детей XXI века отличными от взрослых. Гаджеты дают гораздо больше возможностей для ускорения темпов когнитивного развития за счет более мощной визуальной (зрительной) стимуляции и возможностей легко и быстро манипулировать виртуальной реальностью, по сравнению с достаточно инертной и часто с трудом поддающейся ребенку реальностью окружающего пространства. Те изменения, которые ребенку даются легче, приносят ему больше удовольствия: выбрал правильную фигурку из представленных, и вот уже пингвиненок Пороро кувыркается и радостно хлопает крыльями. И это все «малыш сделал сам».

Пережитая радость и удовольствие побуждают к дальнейшему освоению программы. Почему дети гораздо быстрее осваивают гаджеты, чем взрослые? Потому что у детей нет никакого опыта, нет записей готовых форм поведения, а у взрослых их очень много! Взрослому трудно перестроиться, а психика ребенка только строится. Как поток воды, прокладывая себе путь, выбирает то направление, где проще течь, так и незрелая психика. Подкрепление радостью и удовольствием — и вот уже родители не могут понять, как это их кроха, который еще и не ходит толком, легко управляется с родительским телефоном. Казалось бы, все замечательно, однако все дело в том, что это восхитительно быстрое развитие внимания, памяти, мышления происходит в условиях виртуальной реальности, которая существенно отличается от нашей реальной жизни в материальном мире. И вот здесь-то и кроется опасность. Главное назначение психики — адекватно отражать стимулы окружающего физического мира с целью адаптации, а значит, выживания и развития.

Гаджеты заменяют детям книги потому, что позволяют быстрее получать самую разнообразную информацию в более привлекательной форме. Но чтение книг развивает воображение, речь, в виртуальной реальности нет стимуляции для развития воображения — ребенок получает самые причудливые фантастические образы в готовом виде. Речь начинает упрощаться, так как многие слова в сетях заменяют упрощенными символами. В результате, с одной стороны, страдают образное мышление и воображение, с другой — замедляется речевое развитие, которое, в свою очередь, является основой абстрактного логического мышления.

Уже много писали и говорили, что у современных детей преобладает клиповое мышление. В этом есть плюсы (помогает быстро ориентироваться в современном информационном пространстве), есть и минусы — нарушается адекватное отражение окружающего реального мира, не формируются виды традиционной деятельности, такие как предметно-манипулятивная и сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Итог: нарушаются человеческая коммуникация и взаимодействие, включающие в себя взаимопомощь, сочувствие, эмпатию и, наконец, умение дружить и любить. Наверное, я (и не только я) многого еще не знаю об особенностях развития психики человека в новых условиях, но, исходя из имеющихся знаний, картинка представляется таковой.

Синдром интернет-зависимости есть. Он развивается и у взрослых, и у детей, но у детей быстрее, и корректировать детскую интернет-зависимость гораздо сложнее. 

— Дети постепенно отказываются от воображения и переходят на зрительный регистр. Зрительному восприятию не нужно учиться, соответственно, детство вновь исчезает, как и взрослость. Исчезли общепринятые стандарты, объем знаний настолько вырос, что никто не в состоянии запомнить все, что человечество накопило к настоящему моменту. Видимо, поэтому родители школьников жалуются на синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — дети не способны сосредоточиться, не могут, как раньше, усваивать информацию большими кусками. Что вы думаете по этому поводу?

— Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — это, прежде всего, неспособность ребенка фиксировать внимание на объекте в течение определенного времени. На практике — внимание ребенка быстро перескакивает с одного объекта или занятия на другое. С этим связана гиперактивность. В развитии синдрома дефицита внимания играют роль несколько факторов: биологическая слабость нервной системы за счет перенесенной внутриутробной гипоксии, асфиксии в родах или родовой травмы, рано перенесенных заболеваний.

Искаженная система воспитания с гипоопекой, отсутствием совместного времяпрепровождения с ребенком, с одной стороны, или гиперопека и гиперпротекция, с другой стороны, когда за ребенка все делают взрослые, не способствуя развитию у него всех видов произвольности. В компьютере яркие и привлекательные образы быстро меняются, ребенку нет нужды трудиться, чтобы получить информацию — она в него вливается, и, как результат, может быть нарушено формирование произвольного внимания.

— Сегодня у детей социализация происходит в Интернете. Чем это опасно?

— Как я уже сказала выше, это опасно нарушением развития взаимодействия с окружающим миром предметов (до трех лет), игрового освоения действительности и системы человеческих отношений (дошкольный возраст), интимно-личностных отношений (подростки). Опасность реальная в том, что у детей, проводящих больше времени в Интернете, чем в реальных контактах со сверстниками, не развиваются коммуникативные навыки, утрачивается способность различать невербальные знаки, развивается первичная алекситимия, а это значит, что они затрудняются идентифицировать, различать и проговаривать свои чувства. В таких условиях повышается риск развития психосоматических заболеваний, пограничных личностных расстройств.

— В соцсетях дети нередко используют мат. Что с этим делать? Стоит ли их наказывать за использование ненормативной лексики?

— Для подростков использовать мат вполне естественно, ибо он отражает сферу сексуальных отношений, что является актуальным для соответствующей подростковому возрасту стадии психосексуального развития. Запреты и ругань на подростков не действуют. Подростки отражают среду, в которой растут. Когда взрослые люди перестанут использовать мат в обыденной жизни, тогда и подростки будут меньше материться.

Мат использовали еще древние славяне. Эти слова имели сакральный смысл и употреблялись только в соответствующих отношениях между полами, а также когда нужно было проявить свою агрессию, ярость, унизить кого-то. Эти слова отражают по сути сексуальную агрессию. В подростковом возрасте на первый план выходит интимно-личностное общение со сверстниками, в котором подростки учатся дружить и любить, определяются с формами сексуального поведения. На этом фоне использование мата является одной из форм сексуального поведения подростков. Не патологической.

Сегодня в условиях, когда дети слышат мат кругом (разновозрастные люди, в семье, с экрана телевизора и т. п.), ребенок впитывает такую «культуру» общения. В соцсетях часто мат используется как возможность безнаказанного выражения агрессии. Кроме того, если ребенок не матерится, то может чувствовать себя аутсайдером, белой вороной. Ругать ребенка за мат бессмысленно. Необходимо найти слова, чтобы объяснить, почему данные слова нехорошо произносить. Пояснить, вплоть до аллегорий матерщинных слов, — это слово обозначает то-то, разве ты хотел его произносить?

— Как распознать интернет-зависимость?

— Признаки интернет зависимости — отказ от других видов деятельности, встреч с друзьями, обычного общения с родителями, погруженность в игру или общение в сетях, нарушение режима в ущерб всем другим видам занятий. Агрессия и аффективное поведение при попытке лишить компьютера. Сухость в глазах, боли в спине, специфическая осанка с искривлением шейно-грудного отдела позвоночника.

Что делать? Обязательно ограничение пользования гаджетами и компьютером. У маленьких от 20 минут, до двух часов — у подростков. Обязательно чередовать с физической активностью на свежем воздухе.

Анна МАЦОВСКАЯ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ