Из дешевой альтернативы автомобилю мотоциклы превращаются в атрибут особого стиля жизни, а также в удобный способ передвижения по городским пробкам. Если бы не высокий курс рубля, продажи байков в Приморье переживали бы небывалый подъем.
Мотоцикл — модная игрушка политического и бизнес-бомонда. Депутат ЗС ПК Константин Богданенко, вице-губернатор Павел Серебряков, главный архитектор края Андрей Борняков… Все они — не только активные члены некогда мятежного и бунтарского, а теперь «дорогого и стильного» байкерского сообщества, но и — по совместительству — пропагандисты мотокультуры.
Развитие моторынка не останавливает ни короткий сезон, ни плохие дороги, ни практически глубокий кризис продаж. «Моторынок переживает не лучшие времена. Людей, которые ездят на мотоциклах, становится больше, но они либо покупают что-то постарше и подешевле, либо чинят старую технику и ездят на ней», — сообщил «К» на анонимных условиях представитель одного из мотомагазинов.
От и до
В отличие от автомобильного бизнеса, где все посчитано «от и до», а представительства иностранных производителей бьются за первые строчки в рейтингах продаж, мотоциклетный рынок закрыт и непрозрачен. Судить о его объеме можно по данным интернет-площадок. Так, корр. «К» насчитал более 3,5 тыс. объявлений, в которых продаются мотоциклы, мотороллеры и мопеды различной мощности. При этом более тысячи объявлений предлагают привезти мотоцикл под заказ. Дешевле та техника, на которую отсутствует ПТС и которая неисправна. Их стоимость начинается от 60 тыс. руб. Стоимость байков, у которых все хорошо с документами и техническим состоянием, варьируется от 160 тыс. до 2,2 млн руб.
При этом «вычислить» вкусы приморских покупателей мотоциклов совсем не просто: они абсолютно не соответствуют ни европейским, ни американским, ни азиатским взглядам.
В Европе все бренды и модели мотоциклов представлены примерно в одинаковой пропорции. В США — культ Harley-Davidson и чопперов — относительно тихоходных мотоциклов с длинной передней «вилкой» и прямой посадкой водителя. На экстремальных спортивных байках в Штатах передвигаются главным образом афроамериканцы и выходцы из Латинской Америки, которые часто используют свои транспортные средства, чтобы уйти от преследования полиции. В Азии мотоцикл не более чем средство передвижения, и поэтому продаваемые там модели не отличаются ни большой мощностью, ни ярким дизайном — как правило, они предназначены лишь для перемещения из пункта А в пункт Б.
В Приморье, да и в России в целом — своя специфика. По словам участников рынка, около 60% ввозимых мотоциклов — это спортивные скоростные модели. Еще 25–30% рынка делят между собой чопперы и маневренные байки, которыми управляют в свободной прямой посадке. Оставшийся сегмент рынка — туристические модели (по своему техническому оснащению и комфорту они больше напоминают автомобиль) и эндуро — мотоциклы, которые можно использовать на бездорожье. Впрочем, в последние два года у мотоциклистов с долгим стажем появились новые потребности — они пересаживаются или покупают в дополнение к существующему спортбайку или чопперу легкий и маневренный мотоцикл.
80% покупаемых в регионе мотоциклов-иномарок — это японские модели: Yamaha, Suzuki, Kawasaki, Honda. Из европейских брендов сильные позиции у немецкой BMW. Неплохо продвигает свою продукцию и легендарная американская марка Harley-Davidson. А так называемые легкие мотоциклы (объем двигателя от 50 до 200 куб. см), где в последние годы лидирующие позиции прочно заняли китайцы (Lifan, Zongshen и др.), которые научились делать сносные по качеству, а главное, дешевые (50–100 тыс. руб.) легкие байки, редкие «гости» рынка.
Печальные цены
На фоне все возрастающей популярности байков финансовые результаты мотоциклетных дилеров могли бы быть впечатляющими, если бы не несколько факторов. Так, если на авторынке производителям удавалось сдерживать цены, то в данном случае эффект от девальвации рубля полностью закладывался в стоимость продукции. Поэтому из-за существенного удорожания резко снизился спрос. Источники «К» из числа представителей мотомагазинов рассказали, что в начале 2015 г. стоимость мотоциклов, скутеров и снегоходов выросла на примерно 20–30%,
в зависимости от модели. В прошлом году их поставляли уже вдвое дороже.
Евгений Земнухов, менеджер компании JPLine: «После резкого скачка курса американской и японской валюты снижение продаж произошло стремительное. Если в хорошие времена мы продавали более десяти мотоциклов в месяц, то сейчас только один-два, причем покупают только дешевые подержанные мотоциклы стоимостью до 150 тыс. рублей. Как ни странно, сезонность не влияет на продажи.
Мотоциклы одинаково покупают и зимой, и летом. В настоящее время мотобизнес прибыли не приносит, это скорее хобби. Многие игроки уходят с рынка. Если раньше мы каждый месяц привозили из Японии контейнер мотоциклов, то сейчас — всего два контейнера в год. В каждом контейнере примерно 25–30 мотоциклов. Продаем то, что уже было на складе. И востребованы сейчас только мотоциклы б/у, новые стоят на продаже с 2013 г.».
Другие представители мотомагазинов подтверждают печальную статистику коллег. «После скачка доллара рынок мототехники провалился на 90%. Происходит то же самое, что и на рынке автомобилей. Из 30 фирм, которые торговали мотоциклами в Приморье, сейчас работают только шесть-восемь, — объяснил Алексей Человечкин, учредитель компании Motorex Garage. — Понять клиентов, которые стремятся сэкономить, очень просто. Судите сами: тот мотоцикл, который раньше стоил 290 тыс. рублей, по новому курсу стоит уже 600 тыс. Большая часть клиентов сегодня живет в западной части страны. А заказывают в Приморье мотоциклы они потому, что там все игроки закрыли свой бизнес. Так произошло в Новосибирске, например. А вообще, покупают сейчас в основном самые дешевые модели — до 100 тыс. рублей.
Кроме того, у мотоциклистов достаточно сложностей и на законодательном уровне: сначала тех, кто ездит на малолитражках, обязали получать права, потом техника стала дорожать, а ездить по нашим дорогам на мотоцикле уже давно неприятно. Страховку на мотоцикл делают очень немногие компании. Байкеры — невыгодные для них клиенты, потому что по новым законам страховщики должны будут оплатить ремонт техники, а одна фирменная покрышка на свежий мотоцикл стоит 10–15 тыс. рублей. Можно, конечно, и китайские запчасти купить, но это очень рискованно».
Размер имеет значение
Рынок реализации запчастей выглядит немного лучше. «Спрос на экипировку и запчасти не снижается из-за скачка валют, а на какие-то позиции — даже возрастает. Мы связываем это с тем, что растет число новичков», — считает Юрий Межерицкий, управляющий мотомагазином R5.
Проблема лишь в том, что пять-семь ярких игроков, которые занимаются продажей мотозапчастей, полностью удовлетворить спрос не могут. Такие же сложности и на рынке экипировки: спрос на некоторые позиции есть, а предложения отсутствуют. По словам представителей мотодвижения Владивостока, большая часть продавцов предлагает купить китайские копии защитной экипировки, использовать которые можно только на свой страх и риск. Кроме того, азиаты имеют смутное представление о телосложении российских байкеров, а представительницам прекрасной половины найти и купить экипировку в Приморье возможно, если их размер не больше 44-го. Размерный ряд курток и брюк для мужчин богаче, но искать то, что действительно нужно, мотоциклисты могут очень долго. Именно поэтому многие заказывают экипировку у зарубежных ретейлеров, таких как Detlev Louis Motorradvertriebs GmbH.
«Но все мы понимаем, что такое купить одежду под заказ. Если вещь не подойдет, то ее нужно продать, а стоит та же куртка не менее 40 тыс. рублей. Поэтому многие пользуются возможностью купить защиту и мотоодежду в Москве или в других странах», — рассказала корр. «К» представительница мотодвижения Владивостока.
Юрий Межерицкий: «Каждый приобретает экипировку по мере своих возможностей, цены взлетели, как и везде. Есть в ассортименте и китайские изделия. Стоят они дешевле, но экономят на качестве далеко не все. Даже внешне, по качеству швов, составу ткани видна разница между оригинальной продукцией и сделанной неизвестными китайскими мастерами. Как правило, мотоциклистами не становятся просто так, обязательно есть влияние со стороны друзей, знакомых или родственников. И выбирать экипировку новички приходят со старшими товарищами, которые им что-то подсказывают. Экипировку люди меняют по двум причинам: изменение физических параметров или смена класса мотоцикла. Люди годами используют одну куртку, и это никак не сказывается на их безопасности. Есть и особенности езды на определенных классах мотоциклов, например, кроссеры часто меняют обувь.
Потребительский спрос приморских байкеров полностью не может удовлетворить ни один из местных магазинов. Например, у нас выбор хороший, но есть не все размеры одежды. Женской экипировки во Владивостоке вообще крайне мало. Чаще байкер — это мужчина, на них и рассчитывают производители. А если речь заходит о больших размерах, то полного размерного ряда во Владивостоке не предоставляет никто. Многие заказывают экипировку за рубежом или в западной части России».
Однако стараниями представительства BMW в Приморье баварская «мотоодежда» становится все более продаваемой. «Производитель мототехники BMW Motorrad единственный в мире выпускает не только мотоциклы премиального качества, но и не менее достойную экипировку, которая имеет широчайший спектр и удовлетворяет любым потребностям райдера, — рассказал Григорий Кузьменко, руководитель отдела продаж ООО «Премьер Авто» — официального дилера BMW. — В ассортименте представлены элементы экипа для поездок по городу, для дальних путешествий, для жаркого климата и холодного времени года. Не забываем мы и о прекрасной половине — мотоциклистках. Экипировку покупают как сами мотолюбительницы, так и супружеские пары, которые планируют совместные городские поездки или дальние путешествия. Выбор женской экипировки у нас действительно большой, и, в свою очередь, мы стараемся поддерживать максимальный размерный ряд и разнообразие актуальных моделей. В случае отсутствия нужной модели срок поставки под заказ составляет 3–5 дней. Наш дилерский центр предлагает самый широкий ассортимент женской мотоэкипировки на Дальнем Востоке.
Кроме продажи авто- и мототехники, разумеется, мы занимаемся сервисным обслуживанием мотоциклов. Гарантия на новый приобретенный мотоцикл составляет 24 месяца. За дополнительную плату можно приобрести еще один год гарантии. Получить сервисное обслуживание у нас может любой мотоцикл, не только марки BMW. Нужно отметить, что мотоциклы BMW имеют свою специфику, и полноценно осуществить сервисное обслуживание можно только у официального дилера. Дело в том, что мотоциклы BMW максимально оснащены электронными помощниками. Эти системы (Transion control, комбинированная ABC и встроенный гироскоп) помогают водителю чувствовать себя максимально безопасно, а также позволяют избежать многих ошибок при недостаточной опытности мотоциклиста».
Специфичный сервис
Переосмысление произошло и в секторе мотосервиса. В последнее время мотоциклисты ориентируются не на официальный статус мастерской, а на положительные отзывы знакомых. Поэтому мастеров, которые берут заказы «на дому», стало гораздо больше, чем официальных сервисов.
«Балансировку колеса на мотоцикле сделать не так просто. Для оказания таких услуг и существуют мотосервисы. Официально этим занимаются три компании во Владивостоке, еще пара сервисов — неофициальные. Но есть еще и гаражный ремонт, когда кто-то в гараже ремонтирует мототехнику знакомым. Часто люди узнают о таких сервисах через группы в WhatsApp. Обычно сервисы параллельно продают запчасти и мотоциклы. Могут брать заказы на восстановление тех мотоциклов, которые давно были привезены сюда», — сообщили «К» в одной гаражной мастерской.
«Кризис повлиял на то, что потребители стали искать более выгодные для себя цены. Раньше все детали и расходники продавали перекупщики, которые делали очень ощутимую накрутку. А сейчас все стали выходить на поставщиков, искать более удобные и выгодные каналы. В итоге поршень как стоил 9 тыс. рублей, так и стоит, просто вместо перекупщиков на первый план вышли официальные дилеры, — рассказали еще в одной гаражной мастерской. — Выгоднее всего заказывать детали из Европы, а вот на американские товары спрос упал. Это произошло из-за дороговизны доставки. Мы сами работаем с дилерами из Японии, Европы и Америки. И клиентам просто невыгодно покупать у дилера что-то самостоятельно. Спрос на китайские запчасти стал падать. Сначала людей привлекала их низкая стоимость, но сейчас уже приходит осознание того, что на качестве экономить нельзя.
За ремонтом ходовки в год обращаются около 100 человек. Пик заказов приходится на весну. Перед открытием сезона спрос самый высокий, только за последний месяц нашими услугами воспользовались 20 человек».
Ксения СУХИХ