2017-11-14T08:56:37+10:00 2017-11-14T08:56:37+10:00

«В бизнесе надо импровизировать»

Производство теплоэнергетического оборудования — дело сложное и затратное. Таких предприятий на Дальнем Востоке совсем немного. Одно из них — Котельный завод «Восточный». Личным бизнес-опытом с «К» поделился генеральный директор компании Михаил Таций.

— Михаил Юрьевич, почему вы решили открыть котельный завод? Какие возможности увидели в этом направлении?

— Открытие котельного завода «Восточный» стало следствием работы сначала торговой, а потом и инжиниринговой компаний. Хорошо изучив рынок котельного оборудования, мы поняли, что у покупателей есть интерес к подобной продукции, а предложений, по крайней мере, на Дальнем Востоке, не так много. Везти котельные из других регионов довольно дорого. Цена на оборудование зачастую вырастает на 20–30% от изначальной стоимости. Да и срок поставки может растянуться на месяц и более. Это в лучшем случае. Кроме того, возникают сложности с сервисным обслуживанием: вызывать специалистов издалека — удовольствие не дешевое, потребителям приходится обращаться к местным «умельцам», которые не всегда имеют достаточную квалификацию для работы с импортным оборудованием, что может привести к его некорректной работе и даже преждевременному выходу из строя. Поэтому создание собственной производственной площадки было лишь вопросом времени.

— Какой бизнес у вас был до котельного завода? Вы давно в Приморском крае?

— В Приморском крае мы уже более семи лет. Сначала, как я уже сказал, появилась компания по поставке котельного и сопутствующего оборудования — «Технологии комфорта», далее — инжиниринговая компания «Котельные системы», которая занимается проектированием, монтажом и пусконаладочными работами различных инженерных объектов. В результате два года назад мы открыли котельный завод «Восточный».

— С какими сложностями вы столкнулись, развивая производственное направление?

— Безусловно, основная сложность при открытии производственного предприятия — это получение инвестиций, так называемых дешевых длинных денег. Без достаточных вложений трудно обеспечить хорошую производственную базу, да и на развитие бизнеса требуется немало средств, особенно на первоначальном этапе. Потом, когда уже процесс запущен, становится проще — имя начинает работать на тебя. Но на это нужно время. И второй момент — это рабочие кадры. Найти высококвалифицированных сотрудников — уже половина успеха. И вот тут как раз возникают немалые сложности. Чтобы работать с высокотехнологичным импортным оборудованием, нужно много знать и уметь, постоянно при этом повышая свой профессиональный уровень. Таких специалистов мало, и в большинстве своем они очень востребованы.

— Почему на Дальнем Востоке так мало котельных заводов и как вы сегодня оцениваете конкуренцию в своем сегменте?

— Вы знаете, объем рынка диктует свои условия. Однако на сегодняшний день ситуация меняется в лучшую сторону, и это радует. Политика в отношении Дальнего Востока, появление территорий опережающего развития (ТОР), свободного порта Владивосток — все это дало новый импульс к развитию нашего региона. Появилось больше возможностей для создания в Приморье собственных производств, но, как вы понимаете, это процесс не быстрый. Однако при всем при этом мы успешно конкурируем и с более крупными и известными производителями, поскольку можем предложить российским потребителям котельное оборудование высокого качества по оптимальной цене.

— Где может быть востребована продукция котельных заводов?

— В первую очередь, конечно, на производстве. Это что касается паровых котельных, которые предназначены для выработки технологического пара. Водогрейные котельные используются для отопления помещений различной площади — это и жилые комплексы, и склады, и небольшие коттеджи. Спектр применения очень широкий. Удобство наших котельных еще в том, что они легко транспортируются с места на место, их не надо монтировать — они уже готовы к запуску, остается лишь подвести внешние сети. Это экономит и время, и деньги.

Строительство капитальной котельной обойдется существенно дороже, и далеко не все предприятия могут позволить себе подобное. Помимо финансовых, могут быть и другие ограничения — сложный грунт, скалистый, к примеру, суровые климатические условия и так далее. И тут модульные котельные — идеальный вариант. Для труднодоступных территорий у нас есть специальные предложения — котельные на базе полуприцепа и КамАЗа. Они могут служить как основным, так и аварийным источником пара или тепла. Особенно это актуально для труднодоступных районов.

— Вспоминается известное: «До чего техника дошла!»

— Наша техника дойдет куда угодно, вернее, пройдет где угодно, это точно. (Смеется). Все возрастающим спросом также пользуются газовые котельные. Газ — топливо дешевое и экологичное, и, если учесть, что сейчас набирает ход программа по газификации Приморья, можно сказать, что покупка газовых котельных — это еще и хорошее вложение денег, которое впоследствии окупит себя.

— Что должно отличать действительно современное производство? И в чем сложности модернизировать предприятие?

— Современное производство — это, прежде всего, хорошее оборудование, квалифицированные специалисты, внедрение современных информационных технологий и оптимизация процессов производства. Необходимо постоянно быть в курсе новых разработок, отслеживать современные тенденции. Это все требует вложений сил, времени и средств.

— Наверное, особенно остро стоит проблема кадров? Где найти хороших сотрудников? Есть ли сложности с подбором персонала?

— Вопрос дефицита кадров в последнее время стоит достаточно остро. Особенно это касается квалификации специалистов. Она должна быть высокой, а для этого надо постоянно учиться, ездить на семинары, знакомиться с новыми технологиями и успешно применять полученные навыки. Зачастую получается, что молодые сотрудники могут не обладать достаточным опытом, а опытные — не имеют такой мотивации. Нужно потратить время и средства на обучение первых и заинтересовать вторых.

— Сколько рабочих мест сегодня на заводе?

— На сегодняшний день у нас работают 43 специалиста, но мы вряд ли на этом остановимся, как вы понимаете. (Улыбается).

— Влияет ли политика импортозамещения на работу вашего предприятия?

— Вы знаете, и да, и нет. С одной стороны, политика импортозамещения позволила немного улучшить положение отечественных производителей, что привело к некоторому увеличению спроса и на нашу продукцию, в частности, на паровые котельные, служащие для выработки технологического пара, необходимого для производства многих продуктов питания, а также химических, фармацевтических и других видов товаров. Что касается нашего сотрудничества с поставщиками комплектующих, среди которых множество зарубежных компаний, то здесь нет каких-либо особенных изменений — работаем в том же режиме.

— Чтобы открыть завод, нужно ли быть производственником до мозга костей, разбираться во всем детально?

— Скажу так: прежде всего, надо иметь желание что-то делать, развиваться, при этом уметь рисковать и правильно оценивать эти риски. Пожалуй, это главное. Бизнес — своего рода игра, где, чтобы выиграть, нужно мыслить нестандартно, постоянно импровизировать и ничего не бояться, особенно конкуренции.

— Как вы оцениваете то, что происходит сегодня в Приморье? С политической и экономической точки зрения? Стало ли «легче дышать» производственникам? И что еще необходимо сделать, чтобы успешно развивать именно производственные предприятия несырьевого сектора?

— Сейчас политика в отношении развития нашего региона существенно изменилась в лучшую сторону. Внимание лично президента и правительства к экономике Дальнего Востока привлекает все больше инвесторов, создавая новые возможности для бизнеса. Конечно, это позволит производственным компаниям выйти на более высокий уровень за счет получения дополнительных средств, в том числе и от государства.

— Что самое главное для вас сегодня в вашей работе?

— Главное — это люди, команда, которая работает как единое целое, где каждый знает и любит свое дело. Тогда любые задачи решаемы, и успех придет обязательно.

Алина ПТАХОВА

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ