В 2017 г. из Приморья в Китай было отгружено 202 тонны приморского мороженого. Из них более 155 тонн составила продукция Арсеньевского молочного комбината и около 45 тонн — Владивостокской фабрики мороженого. По данным краевой администрации, в 2016 г. из Приморья в Китай отгрузили около 700 тонн этой продукции.
Эксперты отмечают, что падение объемов экспорта произошло не только в Приморье, но и в других регионах России. Почему? Об этом рассуждает Юрий Минкин, директор Арсеньевского молочного комбината:
«В 2016 г. объемы экспорта мороженого в Китай у нас достигали 350 тонн в месяц. Проблема фальсификата на китайском рынке появилась буквально через два месяца после начала отгрузок. По всем признакам это был морж, и, естественно, стоил он намного дешевле за счет совершенно другого сырья и другой логистики. Китайские партнеры, которые принимали у нас мороженое, пытались бороться — через ценовую политику, меняли формы работы с магазинами, использовали различные пути. В итоге опустили цену до такого уровня, что вообще потерялся всякий коммерческий интерес поставлять продукцию в Китай, и на данный момент мы экспортируем не более 15 тонн в месяц.
Последнее время КНР ужесточает свои законы для решения широко распространенной проблемы злоупотребления и подделки товарных знаков, но надо понимать, что о быстрых результатах говорить не приходится. Нашу продукцию как подделывали, так и подделывают. Немного изменили название и пытаются зарегистрировать этот торговый знак, сделать его легальным, хотя фальсификат налицо. Точно так же когда-то в Китае пришивали к джинсам любые лейблы, которые пожелал заказчик.
Сколько лет серьезные компании с миллиардными оборотами в долларах давили на Китай, чтобы там наконец-то начали наводить порядок, и то еще мелкие фирмы по-прежнему промышляют поддельными лейблами. То есть если даже компании с многомиллиардными оборотами и большим штатом юристов не сумели в течение стольких лет решить вопрос, что говорить о небольших производителях. Среди китайцев престижно поставить на стол мороженое Арсеньевского молочного комбината, но очень немногие знают, каким на самом деле должен быть его вкус. Для конечного потребителя все решают внешний вид упаковки и цена. Как скоро с этой проблемой будут действительно эффективно бороться на китайском рынке, и хватит ли нашей жизни в бизнесе, чтобы увидеть реальные результаты, сказать не может никто».