1994-02-15T16:09:05+10:00 1994-02-15T16:09:05+10:00

Сергей Дарькин: «Владивостоку нужны русский капитал и японский менеджмент»

Выдержки из интервью Сергея Дарькина о бизнесе, экономике и международной конкуренции

Из личного архива героя публикации |  «Владивостоку нужны русский капитал и японский менеджмент»
Из личного архива героя публикации
Анкета
Сергей Михайлович Дарькин, президент акционерного общества закрытого типа "Ролиз". Закончил ДВВИМУ, там же преподавал экономику. Сегодня считает, что большую школу в управлении компанией дала нынешняя Дальневосточная морская академия - навыки в организации работы с людьми, высокая дисциплина труда, профессионализм, умение решать вопросы, исходя из первоисточников (правовых, финансовых и прочих).
Позже - школа производства во Владивостокском морском торговом порту. После выхода закона об акционерных обществах он стал одним из создателей АО "Дальлизинг". Проработав там три года, учредил с группой единомышленников свое акционерное общество, в котором придерживается японской модели управления. Считает себя бюрократом в лучшем смысле этого слова. Создал в компании одну из самых жестких систем отчетности, какие существуют в российском частном бизнесе.
По гороскопу - Стрелец, верит в астрологию. Почитатель фундаментальных гороскопов. Символ компании - стилизованный знак Стрельца (эмблема и всех вертолетов, судов "Ролиза").
Из пристрастий - чтение, но из-за недостатка времени в основном детективы. Любимое словечко - "колоссальный". Любит гулять с дочкой в Ботаническом саду. В свое время неплохо играл в волейбол. Из спортивных увлечений - рыбалка.
В декабре 1993 г. президенту "Ролиза" исполнилось ровно 30 лет. В декабре 1991-го родился "Ролиз".

Независимый опрос с целью выявить наиболее заметную в 1993 г. компанию (личность) среди предпринимателей Приморья провела редакция "К". Нашими респондентами были бизнесмены, деятели культуры, науки, другие известные люди. Некоторые из мнений опрошенных были опубликованы в новогоднем номере газеты.

С тех пор прошло полтора месяца. Хотя "Конкурент года" был определен значительно раньше. Просто президент акционерной компании "Ролиз" находился в длительной заокеанской командировке и не мог дать интервью еженедельнику. Интервью Сергей Дарькин давал в Америке. И вот он вернулся.

По мнению президента "Ролиза", Владивосток, по уже существующей инфраструктуре частного бизнеса, занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга. Более подобных центров частного бизнеса в России он не видит.

Придет время стабилизации, и в Приморье хлынет поток иностранных инвестиций. Конечно, наши партнеры пытаются внедриться в уже готовую систему - банки, страховые, транспортные компании, связь, коммерческую оптовую и мелкооптовую сеть. Чтобы эти инвестиции не закабалили край, и должна существовать российская развитая инфраструктура частного бизнеса. Это самое главное.    

Из интервью Сергея Дарькина корр. "К":

"Я могу сказать на будущее. Допустим, если одна из крупнейших японских торговых фирм "Ничимэн" построит "шопинг" в центре Владивостока, то ГУМа не будет. Это факт, который необходимо признавать. Разве может ГУМ конкурировать с таким монстром? Я не говорю, что плохо, если появится этот японский универсальный магазин. Это хорошо, но там должен преобладать русский капитал. Нам же, в первую очередь, нужно брать их менеджмент, их знание маркетинга. И как можно больше вкладывать российских денег в собственную инфраструктуру, чтобы иностранный капитал не мог найти там ниши, взаимодействовал на партнерских началах с нашим".

В ближайшее время Дарькин вылетит в Японию, чтобы обсудить и подписать контракт, которого он добивался четыре года - контракт с крупнейшей фирмой мира "Дженерал агримент". Это будет генеральное соглашение на поставку в Россию любого оборудования по лизингу.

Подписание этого соглашения позволит любому российскому предприятию, у которого есть хотя бы небольшой залог в уставных фондах, приобрести оборудование у "Ролиза" на условиях лизинга, практически не вкладывая деньги! Можно представить, что это такое - при наших кредитах и прочих экономических проблемах.

Из интервью "К":

"Если наша компания это решит, то мы понемногу начнем обновлять экономику и промышленность, конечно, в первую очередь, Приморского края. Если изменится экономическая ситуация, если к нам будут прислушиваться люди, если к нам будут прислушиваться в администрациях, у нас есть экономический потенциал, для того чтобы помочь вытащить край из экономического провала. Наш опыт уже позволяет говорить о том, что надо делать, для того чтобы выйти, например, на уровень Сингапура или Гонконга. Я говорю о группе бизнесменов Владивостока, которые имеют жизненный и предпринимательский опыт, которые умеют зарабатывать деньги и которые работали бы на благо края. Я понимаю, что это смелое заявление, но я специально на это иду. Ибо то, о чем я говорю, уже стало реальностью".

Чтобы организовать схему лизинга в России, "Ролизу» необходимо было решить вопрос по залогам. Естественно, это не правительственные залоги, это залоги частного бизнеса. Сегодня вопрос решен. Крупные финансовые группы, инвестиционные фонды, трастовые конторы признали "Ролиз" как одну из фирм, которая может гарантировать возврат средств из России в случаях форс-мажорных обстоятельств.

Из интервью "К":

"Конечно, это пока небольшие суммы. Это не $100 млн. Но новое дело я всегда начинаю с небольшого. Например, сейчас мы прорабатываем вопрос об организации во Владивостоке альтернативного такси. То есть поставка автомобилей по лизингу. У такого предприятия не будет необходимости сразу же платить очень большие деньги на приобретение автомобилей. Это будет лизинг на год, два, три".

Лизингом авиационной техники занимаются крупнейшие корпорации мира, счет идет на единицы штук в год. Каждый контракт готовится 1-2 года. Например, у крупнейшей лизинговой компании Америки в собственности находится порядка 20 самолетов. Только филиал в Сан-Франциско - от головного нью-йоркского предприятия - занимает офис в 15 этажей. Можно представить, насколько огромна предварительная работа.

В прошлом году "Ролиз" пытался сдать в лизинг три своих вертолета. Попытавшись выйти на мировой вертолетный рынок, компания наткнулась на преграду - противоборство иностранных компаний, прежде всего, конечно, американских и японских.

Из интервью "К":

"Как только мы начинаем экспортировать высокотехничную продукцию за рубеж, мы тут же начинаем ощущать колоссальное противоборство со стороны производителей аналогичной продукции. Один мой коллега отдал, к примеру, вертолеты в лизинг на работу в Индонезию. Тут же американские фирмы создали два подобных предприятия и расценки поставили в два раза ниже.Конечно, невозможно в данный момент сдать в аренду вертолеты в Японию или Америку. Речь идет о Вьетнаме, Кампучии, Китае, Индии - именно здесь мы встретили противоборство. Нам были предложены проекты по демпинговым ценам. Естественно, эти три вертолета я не стал ни лизинговать, ни продавать. Когда мне предложили цены в три раза ниже мировых, я отказался.

"Ролиз" вынужден был развернуть колоссальную маркетинговую работу, гигантские исследования по этому вопросу. Сегодня мы вплоть до каждой единицы знаем, в каких странах и какая российская техника эксплуатируется. Где существуют, грубо говоря, окна, куда можно вклиниться. И нашей информацией уже, естественно, начинают пользоваться другие фирмы, тот же "Авиаэкспорт". То есть мы нарабатываем тот информационный массив, который в любом случае даст нам хороший показатель.

Сегодня компания известна в сфере лизинга авиационной техники на мировом рынке. Нас знают как потенциальных партнеров. Сейчас нарабатываются контакты, в конечном счете они должны привести к первым контрактам".

Дарькин однажды сказал своему американскому партнеру, владельцу такой же лизинговой компании, что каких бы взаимовыгодных позиций в бизнесе ни было между ними достигнуто, они всегда будут находиться по разные стороны баррикад.

Из интервью "К":

"У нас разные цели. Если у меня основная цель - возрождение российской промышленности, то у него цель - как можно больше выжать из нее и закабалить ее поставками оборудования. Ведь экспортное обслуживание пойдет оттуда, техническое обслуживание также. С каким бы иностранным партнером я ни работал, в этом у нас всегда колоссальная разница.

Но когда я говорю, что идет закабаление импортным оборудованием - это если существует аналог российского оборудования. Если подобного аналога нет, то, естественно, надо импортировать такой товар. Это однозначно. Пример - мини-фотолаборатории, которые мы поставляем с группой "Мицубиси" по лизингу. Во владивостокской, единственной на Дальнем Востоке такой фотолаборатории по изготовлению цветных фотоснимков, сейчас ажиотаж. Люди из Комсомольска-на-Амуре приезжают.

Или взять "Джапан табако корпорейшн" ("Ролиз" - официальный дилер этой японской группы). Я импортировал Hi-lite, сейчас мы прорабатываем вопрос о строительстве в Приморье табачной фабрики. Понятно, с чем это связано - с высокими таможенными пошлинами, отсутствием табака российского производства. Ближайшая к нам фабрика находится в Иркутске".

Один из судостроительных заводов, где "Ролиз" является генеральным и единственным заказчиком, находится в Хабаровске. Вокруг него расположено еще несколько заводов. Они все стоят, а этот завод действует, и на нем работают 5 тысяч человек.Совсем недавно компания получила патент на оригинальную технологию переработки серебра. В крае это серебро есть. У "Ролиза" готовая лицензия и свое ноу-хау. В любой момент, когда на это будет готова администрация Приморья, компания начнет работы.

В 1993 г. через системы налогообложения и таможенных платежей государство получило от компании в валютном исчислении более $2 млн. "Ролиз" признан как один из потенциальных получателей квот на добычу рыбы - как партнер, заботящийся о благе края, как фирма, обладающая своим флотом.

Из интервью "К":

"Я всегда говорил по поводу иностранных инвестиций - нам никто не поможет, мы должны все делать сами.

Я говорю о тех программах, которые будут работать 10, 20, 30 лет и всю оставшуюся жизнь. Кое-что я уже сделал, и это останется после меня".

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ