1996-12-26T11:37:59+10:00 1996-12-26T11:37:59+10:00

Валентин Логненко: «Губит не пиво, а варварские налоги»

Генеральный директор пивоваренного предприятия о балансе, абсурдных законах и помехах от государства

"Конкурент" |  «Губит не пиво, а варварские налоги»
"Конкурент"
Анкета
Логненко Валентин Авангардович, 36 лет.
Родился в п. Трудовое Приморского края. Окончил Дальрыбвтуз, после чего работал инженером-конструктором в НПО Промрыболовства. С 1984 по 1987 год трудился в ТУРНИФе механиком. В 1987 г. поступил на работу на Владивостокский пивобезалкогольный комбинат «Приморье», где последовательно проработал в должностях начальника ремонтно-механического цеха, главного механика и главного инженера. В 1993 г. трудовым коллективом предприятия был избран на должность генерального директора АО «Пивоиндустрия Приморья».

— Сегодня нет ни одного крупного производителя, который не имел бы тех или иных проблем.

— Проблемы наши те же, что и у всех. За 11 месяцев этого года мы проплатили в бюджеты различных уровней — местный, краевой, федеральный — 39 миллиардов рублей. Это более $7 миллионов. Даже для такого крупного предприятия, как «Пивоиндустрия Приморья», это деньги значительные. Весь товарооборот у нас составляет порядка 80—85 миллиардов рублей. Другими словами, мы почти половину от валового дохода отправляем на налоги. Около 40 миллиардов — это себестоимость. Остальное уходит на выплаты «Дальэнерго» (наше предприятие очень энергоемкое) и так далее. В результате всех этих отчислений получается так, что баланс «Пивоиндустрии» хотя и не отрицательный, но практически нулевой. Где уж тут говорить о развитии, модернизации производства и многих других вещах, без которых немыслима жизнь любого современного предприятия.

В начале этого года мы планировали превысить уровень продаж 1995-го. Не получилось: кризис неплатежей, из-за которого людям по шесть месяцев не выдают зарплату, лишил нас многих потенциальных покупателей. Особенно сильно мы ощутили это на себе в ноябре, который был самым забастовочным. Государство не заплатило по России около 76 триллионов рублей зарплаты. Следовательно, это те самые деньги, которые недополучили производители товаров и услуг, в том числе и пивные заводы. Сегодня ситуация в экономике просто катастрофическая, что бы там ни говорило правительство.

— Госдума намерена приравнять пиво к алкогольным напиткам, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

— Эта идея обсуждается парламентариями и правительством уже около года. Абсурдный закон, который сделан совершенно бездумно или, наоборот, очень умно, так как в случае его принятия с пивной промышленностью России будет покончено. Я видел проект этого документа, мы обсуждали его и здесь, и в Москве, на совещании директоров пивзаводов России, где присутствовало около 60 человек. Нас просто хотят задушить.

Этот закон приравнивает пиво к водке, вину. Сегодня на каждую бутылку пива и без того налагается солидный «оброк». Пивные заводы вынуждены приобретать у государства три лицензии. Первая — на производство пива. Только за нее нужно заплатить не одну сотню миллионов рублей. И это приходится делать ежегодно.

Все, что мы производим, нужно продавать. Значит, приобретается лицензия на оптовую торговлю. Мы имеем дело в среднем с полутора тысячами всевозможных фирм, которые берут у нас партии пива. Это разрешение — тоже не одна сотня миллионов, причем каждый год лицензию требуется возобновлять. Наконец, у нас, помимо всего прочего, есть несколько собственных магазинов. Мы участвуем в ярмарках, то есть занимаемся розничной торговлей. Здесь опять требуется соответствующая лицензия, за которую тоже приходится платить.

А если к пиву будут применяться те же надбавки и накрутки, что и к алкогольным напиткам, его цена, и без того завышенная, возрастет. Мы уже три года боремся за то, чтобы цена нашего пива была ниже, чем импортного...

— И вам это удается.

— Удается. Но за счет снижения собственной рентабельности.

— Многие производители сегодня видят выход в полной хозяйственной автономии.

— Автономия — дело хорошее. В наше время, когда тарифы на электроэнергию, тепло, воду гигантские. Мы порядка 800—900 миллионов рублей в месяц отдаем энергетикам. Но при таком огромном производстве, как наше, покупка собственного дизель-генератора очень накладна. Хотя, будь свободные деньги, купили бы. Мы сейчас рассматриваем другой вариант — установку паротурбины. У нас на заводе очень хорошая котельная, сравнимая по мощности с владивостокской ТЭЦ-1.

Полная автономия — это выход, который под силу прежде всего небольшим предприятиям, не связанным огромными накладными расходами. Мы сегодня себе такой роскоши позволить не можем.

— Получается, что завод стал заложником своих размеров, тело-то большое, требует многого, а прокормить сложно?

— Самая главная сегодняшняя проблема любого производителя — это прежде всего государство. Которое не хочет, чтобы работала промышленность. Все, что ни делается, делается к худшему. Трудно придумать более действенный и эффективный способ расправы с отечественной экономикой и производителями, чем существующая система налогообложения.

Большие размеры — это не камень преткновения. Мне довелось побывать на нескольких зарубежных пивных заводах, в том числе на таких, которые раз в пять больше, чем наш. И они говорят, что все равно не хватает пива.

— Как «Пивоиндустрия Приморья» относится к конкурентам? Скажем, к хабаровскому предприятию «Амурпиво», которое намеревается в недалеком будущем за счет закупок новых производственных линий, поднять выпуск до 5—7 миллионов дал в год. Их пиво «Ерофей» продается уже и во Владивостоке.

— Они сделали первую попытку выйти на наш рынок прошлым летом. Мы же у них торгуем три года. Хабаровские пивовары ограничились тем, что завезли по вагону пива в несколько центральных магазинов Владивостока. Нашу продукцию пьет весь Хабаровский край. АО «Амурпиво» выпускает 2,5 миллиона дал в год, «Пивоиндустрия Приморья» — около 7 миллионов дал. В ближайшем будущем хабаровчане вряд ли смогут стать серьезными конкурентами.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ