2018-05-08T14:33:21+10:00 2018-05-08T14:33:21+10:00

В приморских ТОРах творится что-то странное

Любопытные расхождения выявлены в подсчетах процента исполнения создания инфраструктуры ТОР «Надеждинская». Дальневосточная прокуратура считает, что по разным видам работы выполнены на 3–5% от намеченного, представители администрации края — что готово 80–95% работ.

Приморский край осуществляет в ТОР «Надеждинская» строительство автомобильной дороги «Зима Южная» — которая, в принципе, готова и будет введена в эксплуатацию в срок до 1 июня. В данном редком случае подрядчик — АО «СПЕЦСУ» — свои обязательства выполнил. А вот с объектами коммунальной инфраструктуры все далеко не так радужно.

Магистральный водовод, по оценке вице-губернатора Константина Богданенко, выполнен на 80%, подрядчик — ООО «ЭВПРС-Центр» — не завершил работы в установленный контрактом срок (18 ноября 2017 г.) в связи с низким качеством проектной документации. КГУП «Приморский водоканал» провел новый аукцион на завершение строительства объекта, 9 апреля был заключен контракт с новым подрядчиком — ООО «Гелиос Плюс».

Магистральная канализация готова на 95% — в связи с аналогичными проблемами с проектом. Вскоре будет проведен новый аукцион. Станция обезжелезивания воды выполнена всего на 7%, подрядчик — ООО «КЭР» — не исполнил обязательства в установленный контрактом срок (26 февраля 2018 г.). Претензии о нарушении сроков отдельных этапов неоднократно направлялись в адрес предприятия с выставлением пеней. Как и по предыдущим объектам, объект будет выставлен на аукцион. Водопровод и канализацию предполагается запустить до конца нынешнего года, а станцию — ввести до июля 2019 г.

Самый интересный вывод в докладе Константина Богданенко: «Перенос сроков ввода в эксплуатацию объектов коммунальной инфраструктуры не повлияет на обеспечение ресурсами водоснабжения и водоотведения резидентов ТОР «Надеждинская». На период строительства «Приморский водоканал» готов обеспечить резидентов из существующих источников водоснабжения края. Так ли это?

Не все верят обещаниям

В апреле ТОР «Надеждинская» посетила делегация депутатов Заксобрания. Законодатели были удручены видом того, что на строительных площадках, куда «зашли» резиденты, оживления не видно. В одном месте депутатов встретил одинокий рабочий, в другом — перекопанное поле.

Между тем на территории зарегистрировано 38 резидентов с общим объемом инвестиций 24,5 млрд руб., в планах компаний — обеспечить более 4 тыс. рабочих мест. Пока же фактически работают только ООО «Приморский завод «Европласт», где вложено 212 млн руб. и трудится около сотни специалистов — предприятие выпускает пластиковые бутылки. А ООО «ДНС «Дом» строит коттеджный поселок «Де-Фриз Парк» — около полусотни домов и секций уже стоит.

Как объяснил генеральный директор «ДНС» Дмитрий Алексеев: «Если в ТОР что-то и строится, то у нас. Помимо коттеджного поселка мы возводим домостроительный комбинат для производства железобетонных изделий. Почему резиденты малоактивны? Думаю, фундаментальная проблема заключается в отсутствии доверия между властью и бизнесом в широком понимании этих слов.

Предложение с точки зрения ТОР для предпринимателей очень хорошее. Но большинство хочет подождать, посмотреть, что из этого получится, и не торопится вкладывать деньги. С инфраструктурой есть вопросы. Дорога подведена, но воды и электричества нет. Мы верим, что все это будет. Но, в отличие от нас, не все верят обещаниям. Кроме того, сейчас местный бизнес не обладает достаточным количеством ресурсов для вложений».

Зато прокуратурой выявлено нецелевое расходование бюджетных средств при разработке документации на линейные объекты водоснабжения, водоотведения, газоснабжения ТОР «Надеждинская» и «Михайловская». На совещании в краевой прокуратуре об этом поведал заместитель генпрокурора Юрий Гулягин.

Сегодня в Приморье создано четыре ТОР: «Надеждинская», «Михайловская», «Большой Камень» и «Нефтехимический», где зарегистрировано 69 резидентов. На реализацию мероприятий по созданию объектов инфраструктуры этих территорий предусмотрено выделение 12,5 млрд руб. бюджетных средств, из них больше 4 млрд руб. — средства бюджета Приморья. За счет ассигнований строятся объекты инфраструктуры: объекты водоснабжения и водоотведения, дороги, линии электропередачи, подстанции.

Как сообщил Юрий Гулягин, зафиксированы десятки нарушений. Некоторые объекты в соответствии с договорами должны были ввести в конце 2017 г., но они так и не запущены. Готовность ряда инфраструктурных объектов составляет всего 3–5%. По мнению прокурора, в сложившейся ситуации страдают резиденты ТОР, вынужденные корректировать планы реализации проектов или нести дополнительные издержки на решении возникающих проблем.

Концепция подкачала?

Впрочем, об инфраструктурных проблемах, которые не позволяют развивать производство, сообщил «К» и один из ключевых резидентов ТОР «Надеждинская» — управляющий директор группы компаний АО «Приморский кондитер» Сергей Легкий. Который, в отличие от приморских чиновников, все-таки видит проблему в «переносе сроков ввода в эксплуатацию объектов коммунальной инфраструктуры».

Как говорят в кулуарах осведомленные люди, существует немало и других вопросов. К примеру, ООО «ДНС «Дом» уже испытывает дефицит площадей и желает расширения территории. С этим же как раз большие проблемы — основная территория ТОР и вокруг принадлежит другому резиденту — ООО «Инком ДВ Лоджистик», в планах которого создание крупного транспортно-логистического комплекса. «При таком соседстве далеко не каждый поверит в перспективу, проект, видимо, не для всех», — сообщил предприниматель.

Ситуация в ТОР «Михайловская» несколько лучше, хотя и здесь есть проблемы со строительством инфраструктурных объектов. Прокурор края Сергей Бессчасный рассказал о том, что в 2017–2018 гг. в ТОР «Надеждинская» и «Михайловская» выявлено свыше 60 нарушений закона. Возбуждено уголовное дело по фактам необоснованного расходования бюджетных средств, казне Приморья был причинен особо крупный ущерб в размере свыше 16 млн руб.

Есть мнение, что нынешняя ситуация в ТОСЭР — не более чем издержки, связанные с кардинальным изменением самого замысла. «Какая изначально была концепция ТОСЭР? Эти территории создавались для ускоренного развития несырьевого производства — прежде всего, на экспорт, — рассуждает президент Приморской торгово-промышленной палаты Борис Ступницкий. — В Китае такие территории себя хорошо зарекомендовали. Стабильные перспективы роста экспорта создают у иностранного инвестора уверенность в возврате и прибыльности вложений. Но «по пути» концепция стала совершенно иной в силу полного изменения экономической и внешнеполитической ситуации, проведения импортозамещения. Понятно стало, что крупных иностранных инвестиций мы не дождемся. Представители малого и среднего бизнеса заинтересовались ТОРами: «Почему туда не можем зайти мы?» Договорились до того, что минимальные инвестиции в ТОР составляют всего 500 тыс. рублей. Обратите внимание: в Надеждинском ТОСЭР чего только не собираются выпускать — от пенобетона до стекла и подгузников. Но где здесь импортоориентированное производство? Возможно, наличие крупных инвесторов дисциплинировало бы организаторов и подрядчиков, которые обязаны были вовремя провести инфраструктуру».

Как считает Борис Ступницкий, любая ТОР — по сути, масштабный социально-экономический эксперимент, который рассчитан на 70 лет. Старт наиболее крупных инвестиций ожидается в 2020–2025 гг. «Возможно, были приняты не совсем логичные решения по опережающему введению инфраструктуры, — отметил Борис Ступницкий. — По водоотведению заявлялась мощность 10 тыс. кубометров в сутки, сейчас уменьшена до 2,6 тыс. По водоснабжению — те же 10 тыс. кубометров, сейчас — 2,5 тыс. По газу — потребление с 20 тыс. кубометров часового расхода уменьшили до 7 тыс. По электроэнергии — 63 мегаватта, подведено 1,5 мегаватта. Когда снизили эти планки, сам собой упал и уровень исполнения».

Но если потребителей на пресловутые мегаватты и кубометры все равно не находится, зачем миллиардные вложения?

Константин СЕРГЕЕВ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ