2018-06-01T15:59:37+10:00 2018-06-01T15:59:37+10:00

Самая большая проблема маломерного флота в Приморье

Почему построить морской туризм не удастся только за счет круизных лайнеров

Огромные круизные лайнеры — это желанные гости и отличный плюс в экономике Приморского края. Но для перемещения по морской акватории края большое значение имеет маломерный морской флот, обеспечивающий пассажирские перевозки. Об этом на на круглом столе «Развитие прибрежного морского туризма в Приморском крае» в рамках Тихоокеанского туристского форума рассказал Александр Корытко, директор ООО «Танира»:

«Сегодня приморский маломерный флот (вместимостью 30–260 пассажиров) представляет собой пять судов возрастом от 29 до 44 лет. Самый «молодой» во флоте — катамаран «Москва», которому шесть лет. Вполне понятно, что эти суда уже давно потеряли привлекательный внешний вид и передвигаться на них некомфортно, особенно в непогоду.

Флот бы обновить — но не все так просто. Коммерческие лизинговые компании не работают с приобретениями морских судов, а государственные меньше чем 150 млн с тобой не разговаривают. То есть, если ты хочешь купить лодку за 5–7 млн, ты не можешь туда обратиться. Та же самая ситуация с банками. К тому же обновить флот недостаточно — в Приморье полностью отсутствует береговая причальная инфраструктура. Сегодня всем требованиям правил перевозки пассажиров соответствует единственный  причал — 30-й, который находится в центре Владивостока. Все остальные пребывают в аварийном состоянии.

Расположение 30-го причала просто идеально: железная дорога, автобусные остановки. Если расставить понтоны по бухтам — все будет отлично работать. Но — где взять деньги предпринимателям на пирсы? 5 млн на пирс плюс лодка, которая будет столько же стоить. Сам бизнес это не потянет. Необходима программа кредитования. Либо это должна быть программа городской или краевой администрации — развитие инфраструктуры: покупка и установка понтонных пирсов. Пока мы не сделаем нормальную инфраструктуру, маломерный морской флот не заработает в полную меру и все останется на прежнем уровне еще долгое время.

Не на пользу флоту идут короткий рабочий сезон (всего два месяца — июль и август) и активное развитие наземной транспортной инфраструктуры. Развитие дорог позволяет людям не привязываться ко времени морской перевозки и к погодным условиям. Например, если в 2004 г. в Славянку теплоходы возили 35 тыс. человек, то сегодня только 7 тыс. Время в пути автомобиля из центра Владивостока в Большой Камень, бухту Андреева и все прилегающие бухточки составляет два часа. Большой флот может доставить туристов по этому маршруту быстрее — за один час. Но в летнее время на море практически постоянно преобладает юго-восточная зыбь, и выходить на том флоте, который сегодня есть, просто некомфортно.

И даже если человек решится отправиться в путь на судне, то возникает вопрос: зачем? Одно дело перемещение от/к месту жительства и совсем другое — туризм. Островные территории Приморья — его жемчужины — великолепны по красоте природных ландшафтов. Но там нет ни дорог, ни какой-либо медицинской помощи. Распространено браконьерство. Требуется на островах и присутствие полиции, хотя бы в летний период. Словом, сегодня там больше минусов, отторгающих туристов, чем плюсов.

Все эти факторы привели к самой большой проблеме использования флота на местных линиях — отсутствию спроса на услугу. Люди не желают быть привязанными к расписанию рейсов и погодным условиям. На машине они в любое время могут отправиться в путь, даже если он займет больше времени.

Почему же развивается морской прибрежный флот за рубежом, в Москве, Санкт-Петербурге, но не в Приморье? Ответ прост: в вышеназванных регионах десятки миллионов жителей и огромное количество туристов. В Приморском крае число жителей и гостей, по крайней мере пока, гораздо меньше. А те, что есть, не стремятся пользоваться услугами маломерного флота в том виде, в каком он предлагается.

Я не вижу перспектив развития маломерного флота. Будущее морских перевозок — за судами вместимостью до 12 пассажиров в режиме такси: уверен, для индивидуальных предпринимателей будет очень интересно строить недорогие бюджетные лодки, которые будут работать по телефонному вызову. И если для маломерок строить пластиковые временные пирсы — все будет работать.

Поэтому огромным достижением нашего трехлетнего упорного труда я считаю официальное разрешение выдачи лицензии на пассажирские перевозки маломерному флоту вместимостью до 12 человек. Если в 2017-м были какие-то непонятные моменты с точки зрения закона, то в этом году все отрегулировано и создано для того, чтобы люди занимались этим бизнесом.

Проблема в том, что, как только появляется слово «пассажир», тут же включается закон о транспортной безопасности. Даже если у нас один пассажир, мы должны быть оборудованы видеорегистратором, видеокамерами, должен быть охранник, который каждого человека проверит перед посадкой. Считаю, что тут необходим дифференцированный подход. Если вместимость судна всего 12 пассажиров — какой предприниматель обеспечит все требования безопасности? Он должен причалить и отплыть в любом месте — это обязательное условие для развития маломерного флота. Пассажиру нужна транспортная доступность, и, если мы не найдем пути решения, не внесем поправки в закон о транспортной безопасности, у нас постоянно будут пираты.

Считаю, малый флот — это то, что нужно для развития перспективных морских перевозок на островные территории: Попова, Рейнеке, Безверхово, Славянка, где очень активно развивается база «Теплое море». Для решения вопроса с пирсами мы используем секции понтонов ПМ 61, которые уже позволяют швартоваться нашим судам в Славянке и Безверхово, планируем поставить подобный пирс и на Рейнеке. Было бы правильным узнать от районных администраций планы по развитию территорий. Прошли те времена, когда люди собирали рюкзак и отправлялись в поход. Сейчас люди ездят по миру и видят, как везде все красиво и хорошо. И на Рейнеке, когда там отключают электроэнергию, никто не поедет. Только фанаты туризма с палаткой — но таких очень мало.

Просто необходимо, чтобы к вопросам развития инфраструктуры на этих территориях подключалась краевая и городская администрации. Определить направления развития, совместно обустроить все необходимое, и морские перевозки на маломерном флоте начнут работать. Когда даешь стабильность, будет и результат».

Записала Татьяна ПОНОМАРЕНКО

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ