2018-06-26T08:25:18+10:00 2018-06-26T08:25:18+10:00

«Экспресс Приморья» бежит за автобусами

Пригородный ж/д перевозчик озадачен работой конкурентов

Дочерняя компания РЖД и администрации края - АО «Экспресс Приморья» - перевезла в прошлом году на 5% меньше пассажиров, чем в 2016 г. Железнодорожный оператор пригородного сообщения связывает понижательную динамику со все возрастающей конкуренцией, которую «Экспресс Приморья» вынужден вести с автобусными перевозчиками, а иногда и с ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК).

В прошлом году «Экспресс Приморья» перевез 5,9 млн человек, или 95% к уровню 2016 г., следует из годового отчета ж/д перевозчика. «Несмотря на общее снижение пассажиропотока, объемы доходных поступлений сохранились на уровне 2016 г. и составили 691 млн руб.», - отметили в компании.

По итогам работы за 2017 г. начисленная сумма субсидий из региональных бюджетов на компенсацию выпадающих доходов перевозчика от государственного регулирования тарифов составила 581,1 млн руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года (за 2016 г. начислено 548,8 млн руб.) наблюдается рост на 6%. Это позволило «Экспрессу Приморья» покрыть убытки от перевозочной деятельности на 100% и закончить год с прибылью в 5,4 млн руб. Что выше факта 2016 г. (прибыль  0,71 млн руб.) на 4,7 млн, но ниже 2015 г. на 17,06 млн руб. (22,5 млн руб.).

«Дочка» против «дочки»

При этом «Экспресс Приморья» все более озадачивает положение в отрасли конкурентов. В частности, еще одной «дочки» РЖД – «Федеральной пассажирской компании». «Полигоном ФПК охватывается вся протяженность функционирующих железных дорог Приморского и Хабаровского краев, Амурской области и Еврейской автономной области, за исключением некоторых ответвлений от основного хода Транссиба к станциям: Поярково-Перевалка, Райчихинск, Турий Рог и некоторых других малодеятельных тупиковых линий общего и необщего пользования», - подчеркивается в годовом отчете.

Такая организация маршрутной сети ФПК приводит к дублированию всех маршрутов АО «Экспресс Приморья» (за исключением относительно коротких участков Первая Речка — Мыс Чуркин и Находка — Мыс Астафьева в городской зоне Владивостока и Находки соответственно). На Транссибирской магистрали в пределах Еврейской АО дублируются участки Облучье — Тельмана-1 , в Хабаровском крае – участок Амур — Вяземский (в направлении на Владивосток), в Амурской области – участок Аячи — Сковородино — Магдагачи и Архара — Ядрин, в Приморском крае – участки Ружино — Владивосток и Владивосток — Находка. На БАМе и подходах к нему дублируются участки Юктали — Тында — Дипкун, на АЯМе – участок Тында — Муртыгит.

На других участках за пределами полигона АО «Экспресс Приморья» в условиях малой освоенности и заселенности поезда ФПК фактически исполняют роль пригородных поездов и обслуживают максимальное количество станций. «В ущерб скорости обслуживания», - считают в «Экспрессе Приморья». В Хабаровском крае такое обслуживание АО «ФПК» осуществляет на участках за пределами полигона АО «Экспресс Приморья»: Этыркэн — Новый Ургал и Новый Ургал — Комсомольск на Байкало-Амурской магистрали (западнее Комсомольска-на-Амуре), на участке Комсомольск — Советская Гавань (восточнее Комсомольска-на-Амуре), а также на соединительных участках между БАМом и Транссибом по линиям Волочаевка-1 — Влочаевка-2 — Комсомольск, Известковая — Новый Ургал и Бамовская — Тында.

На описанных участках движение осуществляется с остановками в каждом пункте (например, поездами Владивосток — Советская Гавань, Хабаровск — Нерюнгри, Хабаровск — Чегдомын и другими, интенсивность движения которых низкая (около одного поезда в день). Кроме того, на некоторых направлениях ФПК обслуживает население, проживающее на относительно плотно заселенных территориях, например, Ванино. Отдельные поезда АО «ФПК» имеют несколько остановок во Владивостокской агломерации, что также говорит о наличии потенциальной возможности удовлетворения транспортного спроса.

Потеря пассажиров

Не дремлют и автобусные перевозчики. Конкуренция с ними у «Экспресса Приморья» возникает главным образом из-за наличия совпадений в расписании движения автобусов и пригородных поездов. На участке Владивосток – Артем при движении из Владивостока в Артем конкуренцию каждому пригородном поезду АО «Экспресс Приморья» составляют от 3 до 6 автобусов.

Всего «конкурирующих» автобусов в данном направлении в день отправляется 16, вместимость каждого из автобусов на данном участке составляет около 40 пассажиров. Таким образом, при условии 70-процентной наполняемости автобусов ежедневно в одном направлении Владивосток – Артем отток пассажиров с поездов АО «Экспресс Приморья» на автобусный транспорт составляет более 400 пассажиров, что эквивалентно потере более 300 тыс. пассажиров в обоих направлениях в течение года.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ