2019-01-31T12:29:24+10:00 2019-01-31T12:29:24+10:00

Кто и как в Приморье зарабатывает на обычном мусоре

На отходах, которые приморцы ежедневно выкидывают в мусорные баки и мусоропроводы, получают прибыль много раз. Сначала — управляющие компании и ТСЖ, которые собирают с собственников плату на содержание жилого фонда, затем — транспортные компании, довозящие мусор полигонов, хозяева площадок для захоронения мусора и, наконец, те, кто перерабатывает бумагу, пластик, металл. Впрочем, и это еще не все — в перспективе действующие полигоны требуют рекультивации (как горностаевская свалка), а это деньги уже подрядчиков.

В Приморье ежегодно собирается 770 тыс. тонн твердых коммунальных отходов (ТКО). Сбор и вывоз ТКО является частью услуги по содержанию, которую оплачивают коммунальным структурам жильцы многоквартирных домов. Коммерческие и государственные организации, застройщики, владельцы частных домов должны самостоятельно заключать договоры на вывоз бытовых отходов с транспортными компаниями.

Вывоз мусора — серьезный бизнес. В Приморье транспортировка до полигона контейнера мусора объемом 0,75 куб. м (по «щадящему» тарифу, действующему для жилого фонда) обойдется около 200 руб. Учитывая, что кубометр неуплотненных ТКО весит в среднем 250 кг, по самым скромным подсчетам, за транспортировку бытовых отходов до свалок в Приморье уплачивается около миллиарда в год. «Коммерческие» отходы из магазинов и супермаркетов вывозятся, как правило, по более высоким расценкам. Отдельный разговор — строительный мусор, который захоранивается на полигонах по особым тарифам, опасные отходы (в том числе биологические и медицинские), которые должны утилизироваться в специальных условиях и не задешево.

В общем, как это ни странно, даже выбрасывая в мусоропровод обычный тетрапакет, вы даете жизнь целой индустрии.

За помощью — в краевой бюджет

В настоящее время в крае действует лишь один более-менее современный комплекс по переработке ТКО — во Владивостоке, на Холмистой, 1, в районе бухты Десантной. Он был построен в 2011 г. к саммиту АТЭС, чтобы заменить свалку на Горностае, которую к этому времени рекультивировали.

Комплексом управляет МУП Владивостока «Спецзавод № 1», он состоит из станции сортировки и полигона. В год здесь принималось и складировалось 120 тыс. тонн ТКО, после закрытия нынешним летом мусоросжигательного завода объем приближается к 200 тыс. По сути, сюда свозится весь «легальный» мусор Владивостока. На сортировочной линии отходы разделяются на картон, пластик, стекло. Мусор, который можно переработать, отправляется в специальные компании, тот, что нельзя, — на полигон.

Потенциальные мощности комплекса таковы, что сюда можно было бы завозить мусор со всего Приморского края. Парадоксальным образом места не хватает.

Изначально планировалось построить пять карт для захоронения мусора, каждая на шесть лет использования. Работает до сих пор только одна, ее вместимость подходит к пределу. Еще в декабре 2017 г. полигон должен был закрыться, карту подравнивают и расширяют, чтобы «забить» сюда побольше мусора. Сейчас на экологической экспертизе находится проект рекультивации — документ предусматривает строительство второй и третьей карты полигона, очистных сооружений.

Для качественной переработки городского мусора необходимо модернизировать линию сортировки, запустить аналогичный процесс на о. Русском и сделать временную площадку для утилизации отходов, утверждают представители МУПВ «Спецзавод № 1». Губернатор Олег Кожемяко готов направить из краевого бюджета 85 млн руб. на завершение второй линии сортировки, устройство площадки и запуск сортировочного завода на острове.

В Приморье по-прежнему не лучшим образом дела обстоят с раздельным сбором мусора. Даже в краевом центре наметившееся несколько лет назад продвижение в этом вопросе плавно затухло. Во Владивостоке установлено 170 контейнеров для сбора пластика. На конец 2017 г. все контейнеры обслуживала компания «Гранула» в рамках проекта «Возьми пластик в оборот». За год ситуация ухудшилась. Компания ввела плату на обслуживание баков для раздельного сбора, но договоры заключило небольшое количество организаций. Фактически на раздельный сбор работает около 30 контейнеров.

Тарифная напасть

За пределами Владивостока действует немало крупных и не очень мусорных полигонов. На площадках по захоронению ТКО в Уссурийске и Артеме выгружаются даже мусоровозы с приморских «северов».

В 2019 г. в муниципалитетах края планируется запустить 13 мобильных комплексов обезвреживания ТКО, начать проектирование межмуниципальных комплексов по переработке и утилизации мусора — их строительство уже запланировано на 2020–2023 гг. На что из бюджета региона в текущем году запланировано 400 млн руб. Всего же в течение нескольких лет для модернизации утилизации и переработки бытовых отходов потребуется 8,5 млрд руб.

В 2012–2016 гг. во многих городах и селах Приморья неделями не вывозился мусор. Таким образом «мусорные короли» — владельцы управляющих и транспортных компаний — вынуждали муниципальные власти повышать расценки на вывоз ТКО. Проблемы возникали в ряде районов Владивостока, в Уссурийске, Большом Камне. Решали их по-разному — где-то власти шли на уступки предпринимателям, где-то — создавали муниципальные предприятия по вывозу мусора. Перекосы возникали серьезные — тарифы на транспортировку ТКО менялись в разы. В результате до сих пор даже в одном районе для разных поселений они могут сильно отличаться. Вопрос можно было бы решить с принятием единого тарифа в рамках общероссийской реформы обращения с отходами.

«Мусорная революция» не удалась

В прошлом году МУП «Спецзавод № 1» стало региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. По сути, речь шла о том, что на уровне края должна заработать единая структура по работе с ТКО, которая бы аккумулировала средства жильцов и вела всю работу с отходами. Были планы осуществлять приемку мусора на пяти основных полигонах по всему Приморью.

Однако в декабре «Спецзавод № 1» лишился статуса регионального оператора, а схема «мусорной» работы осталась прежней: перевозчиков ТКО должны искать УК и ТСЖ.

Как пояснила директор краевого департамента по ЖКХ и топливным ресурсам администрации Приморского края Елена Пархоменко, региональным оператором не был осуществлен ряд принятых на себя обязательств. В том числе потенциальным собственникам ТКО не направлены предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с отходами и проект такого договора. «Не представлены графики и маршруты транспортирования ТКО, не представлен план организации перерабатывающих производств, не проведены аукционы по отбору операторов по транспортированию, — сказала Пархоменко. — А отсутствие одного из основополагающих документов, регламентирующих деятельность регионального оператора, — территориальной схемы — не дает МУПВ «Спецзавод №?1» провести отбор операторов по транспортированию ТКО, что, в свою очередь, влияет на возможность утверждения единого тарифа на услуги по обращению с отходами».

Притом, как отмечает Елена Пархоменко, «причина отсрочки новой схемы по обращению с отходами не только в недостатках работы регоператора». В целом край, предприятия по вывозу и переработке отходов оказались не готовы к переходу на новую схему. Поэтому и принято решение отсрочить переход минимум на полгода. Конкурс на отбор нового регоператора состоится после того, как департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды утвердит новую схему по обращению с ТКО.

КОММЕНТАРИИ

Дмитрий Курилов, генеральный директор ООО «Чистый город»: «Мы транспортируем твердые коммунальные отходы УК, ТСЖ, коммерческих организаций (торговых центров, магазинов), государственных организаций. Со всеми заключаются договоры. Тарифы различаются. Для госструктур действуют расценки, которые установлены по результатам торгов. Ставки, по которым нам оплачивают услуги управляющие компании, значительно более низкие, чем коммерческие. В сутки перевозим порядка 170–200 тонн — 40–45% твердых коммунальных отходов во Владивостоке. Основная масса транспортируется на Холмистую, 1, где происходит обработка и захоронение ТКО. Насколько это прибыльно? Мы работаем с 2005 г., если бы было невыгодно, наверное, не занимались бы. Самое главное — соблюдать качество, графики вывоза. В принципе, вопросы с транспортировкой и приемкой твердых отходов во Владивостоке хорошо отработаны.

Часть ТКО, которые мы вывозим, собирается в контейнеры для раздельного сбора. Хотелось бы лучшего развития в области утилизации. Какие здесь проблемы? Во-первых, некуда сдавать стекло, ближайшая точка приема находится в Хабаровске, организовать логистику малореально. Мы сотрудничаем с компаниями, которые занимаются переработкой пластика, бумаги (но требуется предварительная досортировка). Со сдачей металлолома вообще никаких проблем. На перспективу собираемся настроить собственную сортировочную линию, заниматься переработкой, углубленной переработкой полимеров и утилизацией шин. Однако во Владивостоке очень сложно найти участок для организации таких работ».

Андрей Неприенко, генеральный директор ООО «Гранула»: «Вывозом ТКО занимаются транспортные компании, а деньги собирают «управляйки». Как правило, УК аффилированы с транспортниками, делятся между собой. Для них отдавать кому-то еще деньги за вывоз невыгодно. Из всех УК нормальные отношения удалось наладить только с управляющей компанией Советского района. УК держит львиную долю рынка коммунальных услуг, потому ничего с раздельным сбором во Владивостоке не продвигается. Да, есть государственные планы и программы, но ответственные чиновники никаких рычагов давления на «управляйки» в реальности не имеют. Другое дело ТСЖ, с которыми работаем более успешно. Мы забираем и вывозим пластик, который собирается отдельно, ТСЖ за счет этого экономит часть средств на транспортировку мусора. Пластиковые бутылки в «Грануле» измельчаются — получаем сырье для ряда стройматериалов».

Анатолий Лебедев, председатель совета ОО «БРОК», эколог: «В тех регионах России, где были внедрены региональные операторы, произошел просто коллапс. Ранее бытовавшие модели вывоза ТКО нарушены, новые же создать не удалось. Потому, возможно, нам и не стоило бы торопиться. Во Владивостоке были попытки собирать мусор раздельно, но они потихоньку свертывались. Главное, что ни для кого не создано стимулов таким образом работать.

На мой взгляд, во всех высотных домах надо заварить мусоропроводы. На всех сборных площадках по всему краю надо установить разные емкости под разный мусор. Конечно, надо разобраться, где складируются еще не переработанные ТКО, есть ли возможности для переработки мусора из отдаленных районов. Во Владивостоке такие вопросы решаются проще, здесь есть компании, которые занимаются утилизацией. Но вот в селах, отдаленных районах? Сегодня чиновники в мусорных делах первым делом решают финансовые аспекты (кто кому должен платить), хотя, что касается сбора и переработки отходов, на первом месте, конечно, экологические, логистические вопросы. Люди все равно будут что-то платить, главное — организовать систему. Считаю, инвестиционные проекты по разделению и утилизации отходов должны быть на первом месте. А не как у нас — инвестпроекты по добыче нефти и транспортировке угля».

Елена Лазаренко, президент Приморской ассоциации собственников жилья: «Наше товарищество собственников жилья из трех многоквартирных домов выплачивает за вывоз мусор ежемесячно 25–27 тыс. рублей. Если бы подрядчики подняли тариф (такая попытка в прошлом году была), мы бы ушли к другой транспортной компании. Любое увеличение стоимости вывоза мусора сказывается на увеличении тарифа на содержание мест общего пользования. ТСЖ проще работать с разными фирмами, выбирать. Стоимость вывоза пакета отходов может различаться на 5–10 рублей, а это вызывает повышение тарифа на содержание на 1 рубль за квадратный метр.

В Приморье не состоялась попытка установить новый порядок обращения с ТКО. Я здесь вижу попытку установления монополии государства через регионального оператора. Любая попытка установить монополию убивает рынок в данной сфере. На эмоциональном уровне все понимают — на мусорном рынке идет передел. Федеральные чиновники пытаются забрать этот бизнес под себя, а он «золотой», это Клондайк. Когда запускался спецзавод в бухте Десантной, тогдашний губернатор Владимир Миклушевский попросил меня помочь проверить расчет тарифа на приемку мусора. По расчетам, за приемку мусора на переработку спецзавод должен был доплачивать жителям примерно 7 рублей за кубометр! Выгодно и собирать, и перерабатывать, даже при условии, что сортировка мусора происходит на самом заводе. Впрочем, насколько я вижу, «Спецзаводу № 1» проще рекультивировать ТКО. Проектные показатели переработки предприятием не достигнуты.

Притом, насколько мне известно, на 2013–2014 гг. мусоровывозящие компании договорились между собой о тарифе. Ставка должна быть обоснована, принят на уровне департамента по тарифам администрации края, с учетом маршрута вывоза, состава мусора, необходимости его сортировки. С моей точки зрения, транспортные компании решили: эти услуги должны стоить столько и не меньше. Есть и объективные причины роста стоимости — допустим, «Спецзавод № 1» последние годы постоянно повышает тариф приемки».

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ