ГАЛКИН Виктор Дукавович, 1960 г. р.
МЕСТО РОЖДЕНИЯ: Казахстан, Семипалатинская область, с. Кокпекты (так называется лечебная трава), во Владивостоке проживает с 1980 г.
КАРЬЕРА: актер в театре г. Талды-Курган, служба в рядах СА, учеба в Дальневосточном институте искусств, преподавательская работа на кафедре сценического движения, актер ТЮЗа (г. Владивосток), заместитель директора по хозяйственной части, актер этого же театра, директор-актер театра, заместитель начальника управления культуры администрации Приморского края, художественный руководитель Приморского драматического театра молодежи.
НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: по паспорту "русский".
ОБРАЗОВАНИЕ: театральное училище при Алма-Атинском академическом театре драмы им. М. Лермонтова, специальность "актер драматического театра", Дальневосточный государственный институт искусств, специальность "актер театра и кино.
СЕМЬЯ: жена Светлана, дочь Маша 11 лет (ее крестная – Светлана Салахутдинова, актриса Академического театра им. М. Горького), сын Петр 7 лет (его крестный - Александр Славский, доцент кафедры актерского мастерства, актер и режиссер Академического театра им. М. Горького).
ЛЮБИМАЯ ЕДА: мясо.
ЛЮБИМЫЙ НАПИТОК: пиво на розлив.
СРЕДСТВО ОТ СТРЕССОВ: встречи с друзьями.
ЖИЛПЛОЩАДЬ: двухкомнатная квартира тещи на Эгершельде.
АВТО: SUBARU LEGASY 1991 г. На работу предпочитает ходить пешком, возвращаться - "маршруткой".
"В последнее время я больше хочу говорить о жизни", - в голосе Галкина звучат ностальгические нотки. Возможно, "дважды дипломированный актер" немного играет перед журналистом газеты, давая себе волю пофилософствовать и порассуждать о прожитом. Однако допускаю, что в жизни каждого человека бывают моменты переоценки жизненных ориентиров, пусть даже "в присутствии" диктофона. И я, заготовившая энное количество вопросов, имеющих отношение к профессиональной сфере собеседника, "разрешаю" Галкину. Я чувствую себя зрителем, сидящим в ложе театра, перед которым разворачивается...
Спектакль под названием "Жизнь"
- Я нисколько не обижен судьбою. В силу своей работы мне посчастливилось побывать во многих странах, познакомиться с работой зарубежных коллег. Я был чиновником. Воевал в Таджикистане и строил железную дорогу. Работал на одной съемочной площадке со Львом Прыгуновым, Андреем Ростоцким, Игорем Ледогоровым, Владимиром Конкиным, Янгом Харрисоном, исполнителем роли в фильме "Спасти рядового Райана", участвовал в японском проекте "Ветка сакуры" и в русско-японо-американском - "Освобождение", взаимодействовал с ирландскими, канадскими, австрийскими актерами... Судьба постоянно сталкивает меня с замечательными людьми, дарит друзей. Как не сказать, что мне повезло?
Теперь худрук Театра молодежи занят в проекте Петра Семина "Чудаки живут на Востоке", - компакт-диске, собравшем песни под гитару Галкина и его друзей. "Единственное, - продолжает наш герой, - что мне еще не удалось, так это построить дом. А так... Работал в кузне, столяром, собирал колоски... Все было".
Секрет арбуза
- Были в жизни ситуации, когда приходилось применять мастерство актера?
- Примеров много. Однажды пришлось помочь другу сыграть роль возмущенного автовладельца. Он отдал машину в ремонт, а когда вернулся за ней, увидел лишь остов - ее попросту "раздели". Только потом мы узнали, что разговаривали с очень серьезными людьми... Ну, перекрестились, что все закончилось удачно.
Я думаю, что человек каждый день применяет свой дар артиста, не имея при этом дипломов специальных вузов. И это мастерство заложено в каждом, а самое искусство в том и состоит, чтобы перенести его в жизнь. У Станиславского есть такое упражнение: "Вижу то, что есть, отношусь, как задано". Это может быть коробка, а ты должен отнестись к ней, как к арбузу. Насколько мастерски ты это сделаешь, уже другой вопрос, а в контексте жизни это называется "выживанием", "умением вертеться". Типичная ситуация: женщина причитает, что не на что жить, а мужчина в этот момент думает, где заработать - каждый из них играет свою роль.
- Кто преподал вам жизненную науку? Чьи слова вы вспоминаете с благодарностью до сих пор?
- Отец и армейский командир во время срочной службы. Командир стал для меня эталоном крепкого мужика, настоящего мужчины. Он научил меня требовательности, за которую нужно обязательно отвечать добротой.
Мой отец Дукава Увахиев попал в Казахстан в трехлетнем возрасте в детский дом. Став джигитом, он украл маму. Молодой дояркой она возвращалась в Казахстан с ВДНХ, где была награждена за высокие удои... Был момент, когда мама наша болела, и отец просто сказал: "Смотрите на меня, и пытайтесь делать так же, чтобы в жизни не голодать". От отца мне передалась любовь к приготовлению мясных и рыбных блюд. Моя семья полностью доверяет мне в этом деле – все мясные блюда готовлю я.
Уловки Карабаса
- Наверняка, держите про себя парочку семейных рецептов на случай...
- Рецептов - нет, а секрет вкусного блюда следующий: его нужно красиво подать. Даже если это обыкновенная гречневая каша с сосиской - то, что мы обычно готовим на скорую руку. Если на тарелку положить кружок отваренного яйца, веточку петрушки, майонез и сказать, что так ели, к примеру, пираты... С моим младшим сыном эти уловки удавались всегда.
- Раньше театр был морализаторским, учил различать добро и зло, прививал патриотизм и с подмосток говорил о высокой любви. На каких постулатах вы воспитываете своих детей сегодня?
- Я их не воспитываю по Споку, Макаренко или по польской системе. Я пытаюсь с детских лет окунать их в реальную жизнь, хотя некоторые называют меня за это извергом. Мой сын обучается сейчас на подготовительных курсах в Школе культуры мира. Маленьких детей водят на бохайские раскопки во время первых заморозков. Летом на Песчаном их застал двухнедельный тайфун, и сын и дочь пережили непогоду вдвоем в палатке... Им это надо. Я ничего не хочу навязывать своим детям, добиваться через силу. Меня отец за всю жизнь ударил лишь дважды: за то, что стрелял, и за выкуренную сигарету. В спектакле "Терех", который раньше шел в нашем театре, один из персонажей говорит своему сыну: "Витька, ты ж пойми, мы тебе добра хотим причинить". Самое главное в воспитании ребенка - не расплескать его любовь к миру.
- Со взрослыми, наверняка, приходится сложнее. Вверенные вам в подчинение 150 человек - творческие люди со своими привычками, не всегда полезными...
- Я не пытаюсь актеров держать в узде. Я убедился, что в театре неприемлема система "пряника и кнута". Для меня важно понять, в каком настроении находится актер, чтобы мой разговор с ним был продуктивным. Почему я должен на него кричать матом, а не объяснить спокойно? Отношения рабочих и работодателя не по мне, мне нужен коллектив, в котором наряду с иерархией сохранялись бы человеческие отношения.
Кресло
- Художественным руководителем театра вы стали после того, как побывали замом в краевом управлении культуры. Злые языки говорят, что с этим связана неприятная история, будто бы вам организовали "привод" в органы. Что вы тогда чувствовали? Считаете ли, что проиграли и отступили?
- Конечно, были задеты вопросы чести и, как человек с нормальными реакциями, я нервничал и переживал. Как сказал классик, у сильного всегда бессильный виноват. Я не был защищен законом. Всегда относился к власти с уважением, этому меня научил отец. И тот факт, что Наздратенко, будучи тогда губернатором, ничего плохого не сказал мне, о чем-то свидетельствует. Поверьте, что близкие люди знают, что я никогда не доведу ситуацию до такого состояния, какую описывали в прессе: якобы меня задержали блюстители порядка в нетрезвом виде грязно ругавшимся. Нет, я не считаю, что проиграл в этой истории.
- Ощущаете ли вы себя на своем месте, сидя в кресле главы театра?
- Вы хотите спросить, зачем мне все это надо? Иногда и я задаю себе этот вопрос. И тут же отвечаю себе: "Но люди же тебе поверили, если доверили власть". Что же тогда раскис? Давай, вперед. На одном из спектаклей, главную роль в котором играл Смоктуновский, кто-то из зала крикнул: "Громче!". Если мне нужно, я буду наблюдать и прислушиваться, на своем ли я месте.
- Вас не раздражают крупные заголовки афиш вроде "Шоу Ефима Звеняцкого"? Свою фамилию вы пишите мелко, ниже всех анонсов...
- Если человек нашел такой путь и все находят в этом удовольствие, это его право. В этом может быть только стимул сделать также или лучше. Часто слышу упреки в свой адрес: в театре не хватает режиссера, не приглашаются режиссеры со стороны, как в Театре имени Горького. Всему свое время. Люди до сих пор встречают по одежке, и я, чтобы пригласить в гости, предположим, японских коллег, не имею пока возможности предоставить им достойную сцену, сверкающий театр. Эта наша боль на сегодняшний момент...
- Один из хранителей очага культуры Приморья заявил, что на Бетховене и Шопене денег не заработаешь. Можно ли заработать, ставя "вышедшие из моды" пьесы "На дне" и "Как закалялась сталь"?
- Глубокое заблуждение, что на Бетховене невозможно сделать деньги. Можно, и еще какие! Необязательно ведь на голове стоять, главное - мастерство исполнения. Театр молодежи всегда занимался коммерцией. Но он также зависим от власти. Сегодня сложилась такая ситуация в театре, что отыгранные спектакли еще не проплачены из горбюджета. К примеру, мой сегодняшний рабочий день начался с поиска денег на покупку белых колготок для актрисы - ей они нужны для премьерного спектакля.
Да что там говорить, спектакль в Театре молодежи оценивается городской администрацией в 163 тысячи рублей. А в Москве на постановку готовы выложить до $6 миллионов.
Кулисы
- На ваших пальцах несколько колец, в том числе со словами из церковной молитвы. Расскажите об их происхождении.
- Все они из дорогих моему сердцу мест: Непала, Кореи, Америки и - мой талисман - от моей жены. Я их не снимал даже на киносъемках.
- Как вы познакомились со своей будущей женой?
- По фотографии у ее подруги. Такие женщины сразу привлекают внимание. Она любит размышлять, читать литературу, общаться. Интересный собеседник, интересный кулинар. Мы поженились через два месяца после знакомства. Я зашел за ней домой и сказал: "Возьми паспорт, пойдем погуляем". Так вот и расписались.
- Достойная история для кинофильма. О таких случаях говорят: "Ведомые Богом".
- Я очень бережно отношусь к тем, кто верит, как бы они ни называли своего Бога. Я вырос в годы идеологии, и, надо признать, поначалу она грела мое сердце, мне были близки ее идеалы. Сегодня я верю в человека, у которого в душе живут надежда, вера и любовь, библейские заповеди, которые никогда не утратят своей ценности.
Знаете, у моего поколения есть "синдром ожидания автобуса" - человек не знает, принять ему решение или остаться ждать своего случая. Не хвалясь, о себе могу сказать, что все, что я задумываю, рано или поздно исполняется. Поэтому своей судьбе я благодарен.
- Судьба, как вы сами сказали, баловала вас своим вниманием. Можете ли вы просить у нее "еще чуть-чуть, еще немного"?
- Мне бы хотелось, чтобы мои дети были счастливы, - так же, как их отец.